Особое внимание следует уделить коэффициенту соотношения заемных и собственных средств как одному из основных показателей оценки финансовой устойчивости. Как видно из табл. в 2002г. и 2003г., коэффициент соотношения заемных и собственных средств увеличивается на 0,07 пунктов, что свидетельствует о росте доле заемных средств, но, несмотря на это, часть собственных средств значительно превышает заемный капитал.
За период, который анализируется, финансовое состояние предприятия остается нестабильным, но все же растет запас финансовой прочности, прежде всего за счет роста краткосрочных кредитов.
2.6. Анализ деловой активности ОАО «ХХХ»
1. Оборотность активов (обороты), ресурсоотдача, коэффициент трансформации.
Кт =
В 2001г.
в 2002г. ; в 2003г.
Как видно из расчетов коэффициент трансформации увеличился в 2002г. по сравнению с 2001г. с 75,5коп. на каждую вложенную в активы гривну до 1,19грн. В 2003г. наблюдается значительное уменьшение оборотности активов, за счет влияния снижения чистой выручки от реализации и увеличения активов.
2. Фондоотдача.
Фо.ф. =
В 2001г. Фо.ф. = = 1,3;
в 2002г. Фо.ф. = = 2,58; в 2003г. Фо.ф. = 0,66
В 2002г. по сравнению с 2001г. показатель фондоотдачи увеличился, что положительно сказывается на финансовом состоянии предприятия. В 2003г. происходит значительное снижение этого показателя, что является негативным для предприятия.
3. Коэффициент оборотности оборотных средств.
Ко. =
В 2001г. Ко. = 2,21;
в 2002г. Ко. = 2,55; в 2003г. Ко. = 0,66
В 2003г. происходит уменьшение суммы выручки, которая приходится на единицу оборотных средств.
4. Период одного оборота оборотных средств (дней).
По. =
В 2001г. По. = = 163 дня;
в 2002г. По. = = 142 дня; в 2003г. По. = 545 дней.
В 2003г. период оборачиваемости оборотных средств увеличился практически в 4 раза. Это негативно сказывается на финансовом состоянии предприятия.
5. Коэффициент оборотности запасов.
Ко.з. =
В 2001г. Ко.з. = = 2,87;
в 2002г. Ко.з. = 3,31; Ко.з. = = 0,93.
В 2003г. произошло уменьшение количества оборотов запасов, прежде всего за счет уменьшения объема выпускаемой продукции и роста запасов по сравнению с 2001г. Если же сравнивать с 2002г. то наблюдается снижение запасов, но темнее менее значение показателя уменьшилось. Из приведенного анализа можно сделать вывод о том, что снижение объема реализованной продукции опережает снижение запасов.
6. Период одного оборота запасов.
Пз. =
В 2001г. Пз. = = 126; в 2002г. Пз. = = 109; в 2003г. Пз. = = 387
7. Коэффициент оборотности дебиторской задолженности.
Кд.з. =
В 2001г. Кд.з. = = 22; в 2002г. Кд.з. = = 19; в 2003г. = 4
Вывод: в 2001г. выручка от реализации превышает дебиторскую задолженность в 22 раза; в 2002г. – в 19 раз; в 2003г – в 4 раза. Такое изменение в 2002г. происходит из-за опережающего увеличения дебиторской задолженности относительно роста чистой выручки от реализации. В 2003г. снижение оборотов дебиторской задолженности происходит за счет снижения чистой выручки и увеличения дебиторской задолженности.
8. Период погашения дебиторской задолженности (дней).
Пд.з. =
В 2001г. Пд.з. = = 17; в 2002г. Пд.з. = = 19; в 2003г. Пд.з. = = 90
Наблюдается тенденция увеличения периода погашения дебиторской задолженности, сто является негативным для предприятия. Такое явление будет положительно отражаться на финансовом состоянии только в том случае, если увеличение дебиторской задолженности будет компенсироваться за счет роста объемов реализации продукции. В нашем случае такая возможность отсутствует, наоборот наблюдается уменьшение объемов реализованной продукции.
9. Коэффициент оборотности готовой продукции.
Кг.п. =
В 2002г. Кг.п. = = 51,59; в 2003г. Кг.п. = = 4,89
В 2003г. наблюдается уменьшение оборотов готовой продукции за счет снижения выручки от реализации и увеличения запасов готовой продукции.
10. Период погашения кредиторской задолженности.
Пк.з. =
В 2001г. Пк.з. = = 112;
в 2002г. Пк.з. = = 88; в 2003г. Пк.з. = = 354.
11. Период операционного цикла.
По.ц. = Пз. + Пд.з. В 2001г. По.ц. = 126 + 17 = 143;
в 2002г По.ц. = 109 + 19 = 128; в 2003г. По.ц. = 387 + 90 = 477.
12. Период финансового цикла. Характеризует период оборота средств.
Пф.ц. = По.ц. - Пк.з.
В 2001г. Пф.ц. = 143 - 112 = 31; Пф.ц. = 128 - 88 = 40; Пф.ц. = 477 - 354 = 123
Наблюдается увеличение финансового цикла, что свидетельствует об опережающем росте периода оборота запасов и дебиторской задолженности по сравнению с кредиторской, что является отрицательным для предприятия. Но в то же время очень низкое значение этого показателя или отрицательное свидетельствует про недостаток собственных средств на предприятии.
13. Коэффициент оборотности собственного капитала.
Кс.к. =
В 2001г. Кс.к. = = 1,04;
в 2002г. Кс.к. = = 1,72; в 2003г. Кс.к. = = 0,42
В 2002г. наблюдается рост выручки от реализации продукции на 1 гривну собственного капитала. Но уже в 2003г. происходит снижение коэффициента оборотности практически на 75% по сравнению с 2002г., что отрицательно влияет на уровень деловой активности предприятия.
Из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что наиболее высокий уровень деловой активности предприятие имело в 2002г. В 2003г. наблюдается значительное снижение деловой активности, прежде всего за счет уменьшения объемов реализованной продукции, и как следствие снижение чистой выручки от реализации.
Таким образом, наиболее высокую скорость оборота запасов, оборотных средств и кредиторской задолженности предприятие имело в 2002г.
Таблица 7 – Динамика основных показателей деловой активности ОАО «ХХХ».
№
Показатель
2001г.
2002г
2003г.
Отклонение 2003г. от
2001г. (раз)
2002г. (раз)
1.
Период оборота оборотных
средств
163
142
545
3,34
3,84
2.
Период оборота запасов
126
109
387
3,07
3,55
3.
Период погашения дебиторской
задолженности
17
19
90
5,29
4,74
4.
Период погашения кредиторской
задолженности
112
88
354
3,16
4,02
В 2003г. наблюдается уменьшение скорости оборота этих видов активов и пассивов. Из этого следует, что в 2002г. финансовое состояние предприятия наиболее благоприятно по сравнению с 2001г. и 2003г.
Наиболее благоприятное и стабильное финансовое состояние предприятия наблюдалось в 2002г. Следовательно, после анализа финансового состояния, можно сделать вывод, что в 2002г. ОАО «ХХХ» являлось наиболее привлекательным для инвесторов.
3. Основные направления по улучшению инвестиционной привлекательности ОАО «ХХХ»
Для улучшения инвестиционной привлекательности предприятия необходимо:
- по возможности максимально масштабно участвовать в государственных программах развития и производства товаров и услуг, датируемых за счет бюджетных ассигнований;
- проанализировать спрос на предоставление новых услуг, которые отвечают возможностям предприятия;
- обеспечить эффективную рекламу всех услуг предприятия;
- проводить активную коммерческую деятельность (например, сбыт товаров других фирм, сдача в аренду пустующих помещений и территорий, и т. п.);
- увеличение уровня финансовой независимости (чем выше этот показатель, тем меньше риск для инвесторов);
Низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции, либо ростом цен. ОАО «ХХХ» для улучшения своего финансового состояния необходимо обратить особое внимание на разработку финансовой стратегии предприятия на перспективу и в ближайшие периоды. Также для улучшения финансового состояния ОАО «ХХХ» необходимо:
· следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой стойкости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;
· при возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков для уменьшения риска неоплаты, который является значительным при наличии монопольного заказчика;
· контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям. В условиях инфляции любая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает только часть долга;
· своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым в первую очередь относят просроченную задолженность поставщикам и просроченную задолженность покупателям более трех месяцев, а также по платежам в бюджет.
Заключение
Инвестиционная привлекательность предприятия - это целесообразность вложения в него временно свободных денежных средств.
Внешние субъекты (потенциальные инвесторы) при выборе объекта инвестиций полагаются на результаты проведенного анализа. Для анализа инвестиционной привлекательности определяется уровень каждого показателя и его динамика за ряд периодов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15