Анализ отраслевой организации рынков в Ненецком автономном округе

            Кроме того, существует еще рынок промежуточных продавцов, поскольку реализация продукции может осуществляться двумя способами. Первый способ предусматривает ее реализацию через собственные торговые организации, в другом случае, право на реализацию товара передается экономическому посреднику, то есть на рынок промежуточных продавцов, который представляет собой совокупность лиц и организаций, приобретающих различные товары для перепродажи или передачи их в аренду на выгодной для арендодателя основе. Иными словами, рынок промежуточных продавцов – это рынок посреднических операций.

            Также рынки подразделяются на открытые и замкнутые. Первые предполагают свободный вход на них любого желающего. Если же вход регулируется определенными механизмами, говорят о замкнутости (или закрытости) рынка, а иногда – о наличии барьеров для входа на рынок.

            По другому критерию различают рынки стихийные и организованные. К последним, относятся рынки, на которых действуют механизмы спроса и предложения. Если же спрос и предложение уравновешиваются в отсутствие специальных институционализированных форм взаимодействия покупателей и продавцов, имеют место неорганизованные или стихийные рынки.

            Отраслевые рынки дифференцируются также по стадиям их зрелости, различаются рынки растущие, зрелые (развитые), и, наконец, затухающие (сжимающиеся).


            В качества примера можно привести рынок связи в НАО.

Рынок связи НАО

            Связь – это отрасль регионального хозяйства, включающая в себя средства, дающие возможность сноситься, сообщаться между собой. Статистика по связи представлена в таблице 2.


Таблица 2.

СВЯЗЬ

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Объем услуг связи, млрд. руб.

16,1

16,6

29,8

45,9

65,5

63,8

72,7

Из них от населения

5,7

5,8

14,2

28,1

30,6

25,1

33,1

            Этот рынок по видам деятельности его участников классифицируется как потребительский рынок. По территориально-географическому признаку рынок является внутренним, то есть региональным, местным. Также его можно классифицировать как рынок продавца, по большому счету, так не предложение влияет на спрос, а наоборот, потребители вынуждены пользоваться предоставляемыми услугами в случае необходимости при любой их стоимости. Также данный рынок является замкнутым, но если рассматривать рынок мобильной и сотовой связи, то естественно, открытым, но здесь существует определенные барьеры, затрудняющие вход для новых компаний. Классификация затруднена по критерию наличия механизма спроса и предложения, но, скорее всего, он относится к организованным рынкам. И классификация по стадиям зрелости также затруднена, но, как я думаю, этот отраслевой рынок находится на стадии зрелости, то есть развит. Но в связи с постепенным удешевлением мобильной связи, развитие данного рынка может постепенно перейти в стадию сжимания и уменьшения объема предоставляемых услуг связи.

§5. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках


            При анализе отраслевой структуры особое значение имеет степень концентрации в нем продавцов (производителей) и покупателей (потребителей). Рыночная концентрация характеризуется их числом и долей в отраслевой продаже готовой продукции. Эмпирически выявлено, что уровень концентрации продавцов выше в тех отраслях, где количество фирм меньше. Если число фирм в отраслях одинаковое, этот уровень выше там, где сильнее неравномерность в распределении рыночный долей продаж (или долей производства). Аналогичным образом обстоит дело с концентрацией покупателей. Если их число в отраслях равное, то ее уровень выше там, где значительнее неравномерность в распределении долей покупок отдельных покупателей.

            Рыночную концентрацию (и продавцов, и покупателей) можно трактовать как плотность размещения рыночных структур и неравномерность возможностей агентов рынка относительно объемов предложения или спроса. Малое число фирм на рынке, а значит, и малая их плотность, свидетельствует о высоком уровне концентрации продавцов. Предельный случай, когда плотность равна единице, соответствует монопольному рынку. Если число фирм на рынке фиксировано, то чем они больше отличаются друг от друга по объему реализации товаров, тем выше уровень рыночной концентрации продавцов.

            Аналогичные зависимости характерны и для оценки концентрации на рынке покупателей. Чем меньше покупателей на рынке, тем выше уровень их концентрации. Предельный случай, когда плотность покупателей равна единице, соответствует рынку монопсонии.

            В данном контексте хотелось бы привести ряд количественных показателей концентрации. В теории и на практике используются различные показатели, позволяющие измерять степень концентрации производителей и покупателей на отраслевом рынке. Среди них индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Хана и Кея, показатель дисперсии рыночных отраслей, индекс Джинни, индекс энтропии и другие.

            Наиболее простым является индекс концентрации (CRk), характеризующий отношение суммы рыночных долей нескольких крупнейших фирм в отрасли к общему объему реализации продукции всеми фирмами, действующими на данном отраслевом рынке.


CRk = S ––––


где: Qi – объем реализации товара на данном отраслевом рынке i-й фирмой; QS – общий объем реализации товара на данном отраслевом рынке. Наиболее часто индексы концентрации подсчитываются по трем-десяти крупнейшим в отрасли фирмам (то есть k варьирует от 3 до 10). Индекс концентрации может принимать значение в интервале от ноля (для рынка совершенной конкуренции) до единицы (монополия). Основным недостатком рассматриваемого показателя является зависимость его значения от числа крупнейших фирм.

            Перечень показателей рыночной концентрации можно продолжить. Важно, однако, подчеркнуть, что такого рода аналитические инструменты имеются, причем их применение хорошо апробировано. Задача состоит в том, чтобы при их помощи и на основе применения показателей, отражающих другие аспекты структуры отраслевого рынка, адекватно отразить ее состояние.

            Для примера будет рассчитаны приблизительные индексы концентрации нефтяного и газового рынков в НАО.

Рынок добычи нефти и газа НАО

            Добыча нефти и газа относится к добывающей промышленности – это отрасли промышленности, занятые добычей минерального и органического сырья, включая руды, уголь, нефть, газ, золото, алмазы. По добыче нефти и газа в НАО статистические данные представлены в таблице 3.


Таблица 3.

ДОБЫЧА НЕФТИ И ГАЗА

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Запасы нефти, млрд. тонн

х

х

1,16

1,16

1,16

1,15

1,15

Запасы газа, млрд. куб м

х

х

490,6

490,6

490,6

489,5

489,5

Запасы конденсата

х

х

20,9

20,9

20

20

19,9

Добыча нефти, млн. тонн

3

3,3

3,5

3,9

4,3

4,6

5,1

В том числе








АО "Коминефть"


1,5

х

х

х

х

х

СП "Полярное Сияние"


1,7

х

х

х

х

х

еще 12 предприятий


0,1

х

х

х

х

х

Экспорт нефти, млн. тонн


1,7

х

х

х

х

х

Добыча газа, млн. куб м

246,1

268,3

245,6

221,3

209,7

217

500

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать