3.3. Анализ коэффициентов рентабельности, эффективности
хозяйственной деятельности предприятия
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
ü показатели, характеризующие прибыльность продаж;
ü показатели, характеризующие окупаемость издержек производства;
ü показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Так как основным критерием оценки эффективности деятельности предприятия является прибыль, то именно для правильности расчетов и анализа показателей рентабельности в таблице 2 приведен расчет валовой (стр. «а») и чистой (стр. «в») прибыли.
Приведенные в таблице 2 показатели общей (стр.2) и чистой (стр.3) рентабельности характеризуют не только увеличение валовой и чистой прибыли соответственно, но и снижение реальной стоимости имущества, что заслуживает далеко не положительной оценки.
Таблица 1
Показатели эффективности хозяйственной деятельности фирмы
Показатель
Способ расчета
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
1
2
3
4
5
6
7
1.Показатели прибыли
а) показатель подсчета валовой прибыли
[Чистая выручка от реализации]-[себестоимость реализованной продукции]
170
249
-51
507
1312
б)коэффициент валовой прибыли
[Чистая выручка от реализации]-[себестоимость реализованной продукции]/[Чистая выручка от реализации]
0,3
0,3
-0,1
0,3
0,4
в)показатель подсчета чистой прибыли
[Валовая прибыль]-[налоги, относимые на финансовые результаты(стр.110 ф.№2)]
170
249
-70
162
680
2.Общая рентабельность предприятия
[Валовая прибыль]/[средняя стоимость имущества]
222%
90%
-26%
186%
1027%
3.Чистая рентабельность предприятия
[Чистая прибыль]/[средняя стоимость имущества]
222%
90%
-35%
59%
532%
4.Коэффициент рентабельности продаж
[Чистая прибыль]/[чистая выручка от реализации]
33%
27%
-11%
11%
22%
5. Показатели рентабельности активов
а) коэффициент рентабельности активов
[Чистая прибыль]/[активы]
30%
29%
-7%
11%
24%
б)коэффициент рентабельности основного капитала
[Чистая прибыль]/[основной капитал]
158%
84%
-23%
64%
340%
6. Показатели рентабельности собственного и заемного капитала
а)коэффициент рентабельности собственного капитала
[Чистая прибыль]/[собственный капитал]
36%
35%
-8%
11%
24%
б)коэффициент эффективности инвестированного капитала
[Чистая прибыль]/[собственный капитал+ долгосрочный заемный капитал ]
30%
29%
-7%
11%
24%
7.Рентабельность производственной деятельности
[Чистая прибыль (стр.14 )]/[валовые издержки (стр.7).]
49%
37%
-10%
16%
39%
Рентабельность продаж (оборота)
Уровень рентабельности продукции определяется отношением прибыли от реализации продукции к сумме выручки от реализации без налога на добавленную стоимость (НДС). Этот коэффициент показывает, сколько прибыли имеет предприятие с 1у.е. продаж.
График 1
Для расчета уровня рентабельности продукции, изучения влияния различных факторов на изменение уровня рентабельности используются формы № 1 и №2 бухгалтерской отчетности.
Из данных, приведенных в таблице 2, видно, что на анализируемом предприятии рентабельность продаж носит постоянно изменяющийся характер, для наглядного пояснения приведена динамика продаж и закупки сырья (График 1).
Рентабельность в 1 году составила 33%, это объясняется благоприятной экономической ситуацией: организация смогла осуществить 15 продаж при средних ценах 34,6 у.е., несмотря на молодость. В целом фирма придерживалась стратегии «гонка за лидером» и, скорее всего, именно грамотная политика конкурента привела к положительным результатам деятельности в 1 году. Отрицательным моментом являются средние издержки, которые составили 23,3 у.е. на единицу продукции (в связи с покупкой оборудования, расходами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)).
Во 2 году усилилась конкуренция, но в общем экономическая ситуация для фирмы оставалась благоприятной. В этом году руководство фирмы пришло к выводу, что необходимо увеличить производственные мощности и, как следствие, увеличить количество работающих (обслуживающий персонал и коммивояжер), а также затраты на НИОКР. Найм коммивояжера сказался отрицательно на уровне средних издержек в дальнейшей деятельности. Это не было острой необходимостью – можно было обойтись лишь наймом обслуживающего персонала и каждый год расходовать средства на рекламную политику, что с точки зрения экономии выгоднее. Как следствие, средние издержки возросли до 24,6 у.е. на единицу продукции. Уровень рентабельности продаж во 2 году снизился на 6%, хотя объем продаж увеличился, но снизились средние цены продаж – 33,9 у.е.
Критическим для фирмы оказался 3-й год. Резко изменилась внешняя среда, к чему руководство фирмы не было готово. При наличии острой конкуренции спрос на продукцию существовал, но в связи с высокими издержками фирма боялась продавать свою продукцию ниже себестоимости. Объем продаж и средние цены снизились, но увеличились средние издержки на единицу продукции (26,6 у.е.). Это связано с увеличением расходов на НИОКР, что в данном случае было необходимо.