Важное значение, для оценки деятельности хозяйства имеет анализ выполнения плана по объему производства продукции растениеводства как по хозяйству в целом, так и по отдельным бригадам и другим подразделениям. С этой целью фактические валовые сборы продукции по каждой культуре сопоставляют с запланированными, выявляют процент выполнения плана и отклонения от него.
На основании такого сравнения можно сделать вывод о выполнении плана производства продукции в отрасли растениеводства не только в целом по хозяйству, но и по отдельным бригадам.
На следующем этапе анализа необходимо установить факторы и причины изменения объема производства продукции. Известно, что объем производства продукции растениеводства, зависит от размера посевных площадей и урожайности сельскохозяйственных культур. С увеличением размера посевных площадей и ростом урожайности культур увеличивается и валовой сбор продукции, и наоборот, сокращение посевных площадей и понижение урожайности ведет к недобору продукции.
Большое влияние на валовой сбор продукции оказывает структура посевных площадей. Чем больше доля высокоурожайных культур в общей посевной площади, тем выше при прочих равных условиях валовой выход продукции и наоборот.
Непосредственное влияние на объем валовой продукции оказывает гибель посевов, которая может произойти по объективным причинам и по вине хозяйства.
Каждый из перечисленных факторов в свою очередь зависит от ряда причин и обстоятельств. Так, размер и структура посевных площадей зависят от специализации хозяйства, госзаказа на тот или иной вид продукции, внутрихозяйственной потребности в ней (на семена, корм животным), конъюнктуры рынка, наличия земельных, трудовых и материальных ресурсов, экономической эффективности выращивания отдельных культур и др. Урожайность культур определяют качество земли, количество внесенных удобрений, метеорологические условия года, качество и сорт семян, способы и сроки сева, уборки урожая и др.
Таблица 2.1. Динамика производства продукции растениеводства
Год динамики |
Валовая продукция растениеводства |
Производство зерна |
И т.д. |
||||
Тыс. руб. |
Темпы роста, % |
Ц |
Темпы роста, % |
||||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные |
||||
1-й 2-й 3-й |
19631 16942 31423 |
100,0 86,3 160,1 |
100 86,3 185,5 |
20633 25211 26917 |
100 122,2 130,5 |
100,0 122,2 106,8 |
|
Таблица 2.2. Анализ выполнения плана по производству продукции растениеводства
Виды продукции |
В целом по хозяйству |
Бригада 1 |
И т.д. |
||||
План |
Факт |
Выполнение плана, % |
План |
Факт |
Выполнение плана, % |
||
Зерно, ц Картофель, ц Кормовые, ц. к.ед. и т.д. Валовая продукция, тыс. руб. |
33600 54000 60000 14400 |
36600 63000 55000 16125 |
108,9 116,6 91,7 112,0 |
12700 26200 21500 4600 |
15240 29344 20425 5244 |
120,0 112,0 95,0 114,0 |
|
Детерминированная факторная модель валового сбора продукции растениеводства имеет следующий вид:
ВС = (S-Г)У,
где ВС — валовой сбор продукции; S — посевная площадь культуры; Г — площадь, на которой погибли посевы; У — урожайность культуры.
Это модель смешанного типа, которая представляет собой сочетание аддитивной и мультипликативной моделей. В данном случае для измерения влияния факторов можно использовать способы цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц. Методику расчета влияния этих факторов рассмотрим на следующем примере (табл. 2.3).
Таблица 2.3.
Исходные данные для факторного анализа валового сбора продукции зерновых культур
Показатель |
План |
Факт |
Отклонение от плана |
|
абсолютное |
относительное, % |
|||
Размер посевной площади, га Убранная площадь, га Урожайность, ц/га Валовой сбор, ц |
1200 1200 28 33600 |
1250 1220 30 36600 |
+50 -30 +2 +3000 |
+4,166 -2,500 +7,143 +8,928 |
Для определения степени влияния каждого фактора на валовой сбор способом цепной подстановки в расчет следует ввести следующие два условных показателя:
1) валовой сбор продукции при плановой урожайности и фактической площади посевов: ВС = S • У;
2) валовой сбор продукции при плановой урожайности и фактически убранной площади: ВС = S • У.
После этого получим:
ВС=S* У=1200* 28 = 336004
ВС=S * У = 1250 • 28 = 35 000 ц;
ВС = S * У = 1220 • 28 = 34 160 ц;
ВС= S * У = 1220 • 30 = 36 600 ц.
Если сравним первый условный показатель с плановым, то выявим отклонение от плана по валовому сбору за счет изменения площади посевов, так как при расчете обоих показателей учтена плановая урожайность культуры, а посевная площадь в одном случае , а в другом - фактическая.
Из приведенного примера видно, что при плановой урожайности и плановой площади посевов зерновых культур хозяйство получмло бы 33 600 ц зерна, а с фактической площади при той же урожайности - 35 000 ц. Значит, за счет перевыполнения плана посева хозяйство дополнительно получило 1400 (35 000 - 33 600) ц. зерна. Чтобы выявить отклонение от Плана валового сбора продукта за счет гибели посевов, необходимо сравнить первый и второй словные показатели. При их расчете принята одна и та же урожайность, но в первом случае учтена фактическая площадь посевов, а о втором — фактически убранная площадь. По причине гибели посевов валовой сбор изменился на 840 (34 160-35 000) ц.
Для выявления влияния урожайности на валовой сбор продукции необходимо сравнить его фактическую величину с условной, которая была бы получена с фактически убранной площади при плановой урожайности. При сравнении нейтрализуется влияние размера посевных площадей, так как в обоих случаях в расчет приняты фактически убранная площадь и разный уровень урожайности. В анализируемом хозяйстве план по урожайности перевыполнен на 2 га., в результате чего фактический валовой сбор зерна больше планового на 2440 (36 600 - 34 160) ц.
Эти же результаты можно получить способом абсолютных разниц:
∆ВСs = (S-S) * У= (1250 - 1200) • 28 = +1400 ц;
∆ВСг = (S-S) * У = (1220 - 1250) • 28 = -840 ц;
∆ВСу = (У- У) * S= (30 - 28) • 1220 = +2440 ц
Всего +3000 ц.
2.2. Факторы, влияющие на производство продукции.
Основной задачей предприятий является наиболее полное обеспечение спроса потребителя высококачественной продукцией. При этом темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Поэтому требуется систематический анализ работы предприятия по этим показателям.
При анализе обычно оперируют следующими понятиями.
Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.
Товарная продукция — отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота или незавершенного производства.
Объем реализации продукции — определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
Номенклатура — перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующего вида продукции в классификаторе промышленной продукции (ОКПП).
Ассортимент — перечень наименований продукции с указанием объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой, внутригрупповой.
Обычно анализ объема производства включает изучение динамики валовой и товарной продукции с установлением темпов роста и прироста объема выпускаемой продукции
Таблица 4.3
Динамика товарной продукции
Год |
Товарная продукция в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
|
базисные |
ценные |
||
2004 |
102002 |
100 |
100 |
2005 |
113336 |
102,7 |
102,7 |
2006 |
162369 |
106,4 |
103,6 |