2. Показатель Эимп2 должен быть больше 1, он показывает количество выпускаемой на данном импортном ТПрН продукции на рубль затрат по его приобретению для предприятия. При изучении его динамики за ряд лет может быть сделан вывод об эффективности использования данного импортного ТПрН.
3. Прямой экономический эффект импорта ТНП может быть выражен следующей формулой:
, (1.9)
где Цр – цена реализации импортных ТНП на внутреннем рынке, тыс.грн.;
– затраты на импорт ТНП, тыс.грн.
Величина ЭЭимп характеризует прибыль от реализации импортных ТНП, она может использоваться при покупке ТНП, при планировании и анализе внешнеэкономической деятельности. Помимо оценки эффективности экспорта и импорта предприятия методика позволяет определить приобретенную направленность импортной политики предприятия — техническую или социальную.
Методика может применяться как при анализе внешнеэкономической деятельности предприятия за определенный период, так и при экономическом обосновании отдельных предложений о продаже и закупке товаров, при планировании ВЭД на предстоящий период, для выбора наиболее эффективных вариантов развития ВЭД предприятия. Основные принципы методики могут использоваться при расчетах эффективности других форм (помимо экспорта и импорта) ВЭД предприятия.
При экспорте и импорте товаров предприятием может быть получен как прямой экономический эффект от улучшения финансовых результатов предприятия, так и косвенный экономический эффект от удешевления производства и т.п. количественно прямой экономический эффект ВЭД выражается через показатели экономической эффективности экспортера и экономической эффективности импортера.
При этом экономический эффект экспорта определяют как разницу между результатом экспорта предприятия и затратами на экспорт, а эффективность экспорта – как отношение результатов к затратам. Экономическая эффективность импорта определяется сопоставлением затрат на импорт с результатами от него. В полные затраты предприятия на экспорт товаров, помимо производственной себестоимости, входят накладные расходы по экспорту и экспортные пошлины.
2 Анализ внешнеэкономической деятельности Украины
2.1 Анализ экспорта Украины
Украина занимает одно из первых мест среди стран мира, в которых внешнеторговый оборот совпадает с ВВП. Это означает, что весомая частица украинского бизнеса так или иначе связанная с внешнеэкономическими операциями. На сегодня от 40 до 56% ВВП приходится на экспорт. По данным министерства экономики Украины, в создании валового продукта только 17% приходится на конечные циклы производства, что автоматически делает экономику страны импортозависимой на 80%. Объемы экспорта товаров, услуг и работ в 2002 г. возросли на 1,75 млрд. долл. США, или на 9,7% сравнительно с 2001 г. Экспорт товаров развивался опережающими темпами — на 11,6% (приложение А).
Как и в предыдущие периоды, наибольшую частицу в украинском экспорте занимают черные металлы и изделия из них – 33,9% (6,72 млрд. долл. США), на втором месте - продукция машиностроения — 11,8% (2,34 млрд. долл. США), на третьему — продукция агропромышленного комплекса — 9,2% (1,82 млрд. долл. США) (приложение Б). Позитивным итогом экспортной деятельности Украины в 2002 г. стало возрастания удельного веса продукции машиностроения и металлообработки сравнительно с 2001г. с 12, до 14,4%.
Соответственно в структуре вывоза товаров сохраняется высокая частица импортного сырья, энергоносителей, полуфабрикатов, что свидетельствует о снижение конкурентоспособности украинского экспорта.
Положительные показатели экспорта продукции агропромышленного комплекса (АПК) 2002 г. поясняются рекордным урожаем 2002 г. Экспорт продукции АПК Украины за структурой представленный зерном, замороженным мясом, то есть сырьем. Соответственно выводу правительственных аналитиков, реализовать огромный экспортный потенциал украинского агропромышленного комплекса крайне сложно с одной причины: на мировом рынке никто не желает иметь еще одного конкурента. Примером есть ситуация с экспортом сахара. За невозможностью расширить экспорт этого продукта в Кабинете Министров Украины рассматривается вопрос о сокращения посевных площадей под сахарные свеклы. Для украинских экспортеров уже утраченный русский рынок сбыта сахара, причем в многих случаях украинские производители вытеснены из рынка не самыми россиянами, а западными производителями.
На особое внимание заслуживает увеличение ввоза пищевых продуктов в Украину. Несмотря на то, что рынок пищевых продуктов должен регулироваться государством, ввоз молока и молочных продуктов в Украину возрос в 1,9 раза, мяса и субпродуктов — в 3,4 раза. Можно сказать, что ситуация с мясными и молочными продуктами является следствием массового уничтожения поголовья скота.
Следует обратить внимание на проблемы отечественных металопроизводителей, которые возникли через введение протекционистских мероприятий правительством США и торговой войной с Россией. Нельзя не согласиться с тем, что Россия будет вести торговую войну без серьезных потерь для себя, поскольку украинский импорт из России имеет стратегический характер. Россия может без важных потерь сократить объем украинского экспорта на 30-40%.
В 2002 г. был определенный и предельный объем экспорта стали и изделий из нее, выше которого начинается вытеснения украинской продукции из мировых рынков. Без овладения конкурентоспособных видов высокотехнологической продукции дальнейшее возрастание украинского экспорта и сохранение большого положительного сальдо в внешнеэкономической торговле Украины будут проблематическими. В условиях затоваривания на мировых рынках зарубежные рынки прежде всего закроются перед снабжением стали и металопроизводителей, выпуск которых уже сегодня значительно превышает потребление.
Отмена ЕС квот на снабжение одежды и текстиля из Украины оказывало содействие положительным изменениям в области. Основным рынком сбыта текстиля из Украины есть довольно емкий европейский рынок. За 2002 г. наблюдается тенденция к возрастанию экспорта продукции, изготовленной не из давальческого сырья, а из сырья собственного производства.
2.2 Анализ импорта Украины
Импорт в 2002 г. товаров в Украину составлял 16,9 млрд. долл. США и возрос сравнительно с 2001 г. на 12% (с 1,8 млрд. долл. США). Основной объем товаров и услуг импортировался из стран СНГ – 54% и из Европы – 31% (приложение В). Импорт из стран СНГ есть значительной мерой критическим (энергоносителе, сырье) и, итак, его объем не будет снижаться. Можно сделать вывод о том, что украинский рынок и дальше будет оставаться притягательным для заграничного импортера.
Увеличения импорта товаров народного потребления на 38% свидетельствует о том, что, во-первых, после двухлетнего экономического спада повысился платежеспособный спрос населения; во-вторых, показывает неоднозначность структуры отечественного производства: только 17% ВВП приходится на товары конечного потребления. Через это возможности правительства относительно защиты отечественного рынка таких товаров есть очень слабыми. И вдобавок украинский экспорт очень слабо диверсифицированый: свыше 50% его объема приходится на металлургию и химическую промышленность (приложение Б). Такая нерациональная структура украинского экспорта создает потенциальную угрозу для конкурентоспособности страны. Все товары, импортированные Украиной в 2002 г., за некоторыми исключениями, можно отнести к категории критического импорта: разнообразные виды энергоносителей, химическая продукция, машины, механизмы и бумага. Безопасности экономики страны угрожает также ее чрезмерная открытость. Любые изменения на традиционных рынках сбыта, не говоря уже про глобальные мировые кризы, могут поставить экономику страны на грань уничтожения.
В Украине все еще не создано резервов производственных мощностей для гибкого реагирования на конъюнктуру мирового рынка, медленно происходят структурные изменения в экономике. Формы внешнеэкономической деятельности, структура внешнеторгового оборота страны не отвечают современным требованиям. Сохраняется чрезмерная зависимость экономики регионов от внешних снабжений энергоносителей, стратегического сырья и материалов. Существующий хозяйственный механизм еще недостаточной мерой стимулирует развитие производства, ориентированного на экспорт, и производства, которое замещает экспорт. Медленно осуществляются процессы диверсификации и конверсии производства. Отсутствуют альтернативные рынки сбыта продукции химической, металлургической, машиностроительной и сельскохозяйственной областей.
Подобная ситуация наблюдалась в странах Северо-Восточной Азии, но отличительной особенностью «азиатских тигров» есть структура экспорта: электроника, автомобили, морские суда — товары высшей степени переработки, чем отечественный металл и продукция химической промышленности.
3 Регулирование ВЭД в регионе
3.1 Формирование механизма регулирования ВЭС на уровне региона
Принятие Верховной Радой Украины законов “О внешнеэкономической деятельности”, “Об иностранных инвестициях”, “Об основах создания свободных экономических зон”, Таможенного кодекса Украины свидетельствует о начавшемся практическом переходе к принципиально новым для Украины территориальным отношениям в области ВЭС, основанных на принципах самоуправления территориальных образований. Суть этого перехода заключается в отказе от бюрократической организации общественно-политической и хозяйственной жизни, регламентируемой сверху, и в освоении демократических форм в регионах при решении социально-экономических вопросов. Это обуславливается необходимостью повышения эффективности регионального механизма хозяйствования.
В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос о конкретном исполнении принципов территориального управления, о создании правовых и экономических механизмов по их реализации. Разграничение компетенции создаст условия для самостоятельного законотворчества на всех уровнях территориального самоуправления. Это будет означать отход от существующей практики единообразного правового регулирования экономики и начало создания в центре и на местах индивидуальных систем законодательных актов. Правовое регулирование хозяйственной деятельности в этих условиях будет иметь дифференцированный характер и многослойную структуру. В связи с этим целесообразно придать нормативным актам областных Советов и Советов крупнейших городов статус местных законов.
После разграничения полномочий за всеми уровнями территориального самоуправления закрепляется своя сфера регулирования и управления социально-экономической жизнью. Это даст им право самостоятельно, исходя из конкретных условий, формировать необходимые органы самоуправления.