Процесс самоорганизации на местах должен проходить параллельно и во взаимосвязи с организацией центральных государственных органов управления.
Один из наиболее важных признаков территориального самоуправления — самостоятельность государственного и местного бюджетов.
Самостоятельность местных органов предполагает и определенную их автономию в вопросах налогообложения. Речь идет, прежде всего, о праве вводить местные налоги, сборы и платежи, а также устанавливать ставки и льготы по этим поступлениям. Закон Украины «О местных Советах народных депутатов и местном самоуправлении» предусматривает установление таких налогов, однако практически местные налоговые системы не отработаны.
Одним из определяющих принципов территориального самоуправления является право собственности на часть государственного имущества и природных ресурсов. В общем виде это закреплено в Законах Украины «О собственности», «Об экономической Декларации о государственном суверенитете Украины» и других законодательных актах.
Признание многоуровневого и многосубъектного характера собственности должно вести к кардинальному изменению экономической и социальной роли регионов, к их утверждению в качестве равноправных субъектов хозяйствования, которым присущи и свои экономические интересы, направленные на воспроизводство факторов жизни и труда в региональном разрезе производственной и социально-экономической структуры общества, на удовлетворение моральных и духовных потребностей жителей региона посредством эффективного территориального хозяйствования.
Реализация региональных интересов связана с использованием местных факторов экономического и социального развития: рациональном использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которыми располагает данная территория; совершенствованием регионального механизма хозяйствования; охраной окружающей среды; решения в рамках соответствующего территориального образования социальных проблем.
Несмотря на растущее внимание к проблемам регионов, до сих пор по-настоящему еще не создана необходимая теоретическая база, отражающая особенности текущего этапа и перспективы развития украинского общества. Все это не может не отразиться на практических мерах по совершенствованию регионального хозяйствования.
Комплекс законов Украины, постановлений Верховной Рады Украины, указов Президента Украины, принятых и изданных в 1990-1995 гг. в сфере внешнеэкономической деятельности, нацелен на ее активизацию путем децентрализации и демократизации, а также либерализации этого процесса.
Несмотря на очевидную подчас непоследовательность предпринимаемых шагов, все усиливается интерес производителей продукции к прямому выходу на мировой рынок, что обуславливает необходимость регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий по всему кругу вопросов на уровне региона. В областных центрах Украины созданы Управления внешнеэкономических связей. У отдельных предприятий и регионов Украины, Донбасса в частности, шансы для эффективного прямого делового общения с предприятиями и административными единицами зарубежных стран значительно выше, чем у централизованного комплекса Украины в целом.
3.2 Регистрация внешнеэкономических договоров
В настоящее время одним из направлений регулирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне является; регистрация областными управлениями внешнеэкономических связей отдельных видов договоров (контрактов) субъектов предпринимательства. Регистрация осуществляется на основании Указа Президента Украины от 7.11.1994. «Об учете отдельных видов внешнеэкономических договоров (контрактов) в Украине». В соответствии с ним регистрации региональными управлениями внешнеэкономических связей подлежат договоры (контракты) на сумму до 1.5 млн. долл. США, предметом которых являются:
• товары, экспорт (импорт) которых осуществляется на основании международных договоров Украины о торгово-экономическом сотрудничестве, заключенных от имени Правительства и центральных органов государственной исполнительной власти Украины;
• товары, отношения по реэкспорту регулируются действующим законодательством Украины и международными договорами Украины;
• товары происхождением из Украины, в отношении которых международными договорами Украины предусмотрено добровольное ограничение экспорта с целью предотвращения демпинга;
• товары происхождением из Украины, в отношении которых осуществляются антидемпинговые процедуры;
• товары происхождением из Украины, импорт которых в другие страны квотируется, контингентируется, лицензируется в соответствии с законодательствами экономических группировок, таможенных союзов;
• товары происхождением из Украины, экспорт которых осуществляется в рамках бартерных операций или операций со встречной торговлей.
Перечни товаров, отмеченных в пунктах 2-6. определяются Министерством внешних экономических связей Украины. Внешнеэкономические договоры (контракты) субъектов хозяйственной деятельности Украины, предметом которых является экспорт товаров стоимостью более 1.5 млн. долл. США, а также подпадающих под специальный режим экспорта подлежат регистрации в Министерстве внешних экономических связей Украины.
Для регистрации внешнеэкономического договора (контракта) субъект внешнеэкономической деятельности Украины, являющийся стороной контракта, предоставляет следующие документы :
• информационную карточку внешнеэкономического договора (контракта) согласно форме, установленной Министерством внешнеэкономических связей Украины;
• оригинал внешнеэкономического договора (контракта) и его копию, заверенную руководителем субъекта внешнеэкономического;
• документ об оплате услуг за регистрацию внешнеэкономического договора (контракта).
В том случае, когда субъект внешнеэкономической деятельности, обращающийся за регистрацией, поручает выполнение внешнеэкономического договора (контракта) другому субъекту хозяйственной деятельности Украины, представляется также оригинал договора поручения и его заверенная копия.
Оригиналы внешнеэкономического договора (контракта) и договора-поручения возвращаются после рассмотрения материалов субъекту ВЭД Украины, обратившемуся за регистрацией.
При необходимости органы регистрации могут требовать другие дополнительные документы.
Орган регистрации рассматривает представленные для регистрации документы в течение 20 календарных дней, начиная с даты обращения за регистрацией.
Для регистрации внешнеэкономического договора (контракта) о давальческом сырье субъект ВЭД Украины, являющийся стороной контракта, представляет следующие документы:
• письмо-обращение субъекта предпринимательской деятельности в Управление внешних экономических связей по установленной форме;
• информационную карточку внешнеэкономического договора (контракта) согласно форме, установленной МВЭС;
• оригинал контракта на переработку (обработку, обогащение) давальческого сырья;
• копию контракта, заверенную руководителем предприятия;
• технологическую карту переработки давальческого сырья с расчетом выхода готовой продукции;
• экспертное заключение Торгово-промышленной палаты Украины, что касается выхода готовой продукции, изготовленной из давальческого сырья;
• разрешение на импорт (экспорт) сырья, если это предусмотрено действующим законодательством;
• контракт на приобретение сырья в Украине (в случае, если готовая продукция произведена украинским субъектом хозяйствования с использованием давальческого сырья, закупленного иностранным контрагентом за валюту в Украине);
• справку уполномоченного банка или других финансово-кредитных учреждений о поступлении валюты в Украину;
• документ об оплате услуг по регистрации контракта.
Вывод
Анализ дает возможность выделить важнейшие проблемы развития внешнеэкономической деятельности Украины, которые требуют быстрого решения.
1. Углубления процесса интеграции Украины в международное разделение труда с целью использования его преимуществ для быстрого преодоления отставания страны из развития экономики и повышение благосостояния население. Политика высших органов исполнительной власти должна осуществляться с учетом основных тенденций развития международной экономики.
2. Повышение роли машиностроения и высокоинтеллектуальных услуг в системе внешнеэкономических связей за счет освоения рынков Китая, Индии. Пакистана, стран арабского Востока. Необходимо исследовать рынки этих стран, создавать исследовательские центры, разворачивать представительства. Масштабнее с этой целью надо использовать вузовский потенциал и возможности торгово-промышленной палаты Украины, ее региональных представительств.
3. Необходимо усилить государственную поддержку экспортной деятельности в форме страхования внешнеэкономических рисков, гарантирования, компенсации, льготного кредитования из самых конкурентных позиций экспортной номенклатуры на уровне стран и фирм-конкурентов.
Приоритетными направлениями развития внешнеэкономической деятельности должны стать:
- повышение активности региональных предприятий и организаций на внешнем рынке; последовательная перестройка товарной структуры экспорта и импорта; приближения ее к структурным соотношениям, присущим странам с рыночной экономикой;
- переориентация политики предприятий на производство высоколиквидной диверсифицированной продукции, обеспечения глубоких маркетинговых исследований, вместо практики сбыта товара любыми средствами и любой ценой;
- изменение структуры экспортной продукции, сокращения частицы сырьевых товаров в пользу высокотехнологических, повышение конкурентоспособности продукции традиционных экспортных областей;
- восстановления традиционных и освоения новых рынков сбыта; обеспечения приоритетности русским рынкам и других стран СНГ;
- расширением сферы внешнеэкономических связей с нетрадиционными партнерами.
4. Для минимизации риска невозвращения государству экспортных кредитов, обеспечения защиты экспортеров от коммерческих рисков следует создать систему страхования таких кредитов. Последовательно совершенствовать организационные формы, направленные на поддержку и укрепление объединений экспортеров, что в будущем обеспечит координацию деятельности украинских экспортеров на внешних рынках и согласования условий выхода на рынок между членами таких объединений с целью оптимального использования конъюнктуры, соблюдения правил конкуренции и международных обязательств Украины.
5. Для повышения эффективности внешнеторговой деятельности нужны:
-направленная работа по усовершенствованию структуры экспорта и импорта товаров, расширения внешнеэкономических связей предприятий региона с странами, которые имеют платежеспособный спрос на изготовленную в Украине продукцию;
- более активное использование мероприятий экономического характера, организационно-правовых и специальных мероприятий стимулирования внешней торговли;
- переориентация структуры экспорта в пользу готовой продукции с более глубокой степенью переработки, продукции металлургической и химической областей.
6. В рамках организационно-правовых и специальных средств стимулирования внешнеэкономической деятельности необходимо на уровне областных государственных администраций рассмотреть такие вопросы:
- создание единого аналитического центра, основной функцией которого будет реализация единой политики относительно создания привлекательного инвестиционного имиджа региона;
- обеспечение условий для формирования больших организационных структур — межотраслевых комплексов, способных занять крепкие позиции на внешних рынках;
- открытие в областях представительств Государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков;
- координации работы учебных заведений и других организаций, что осуществляют обучение, разработают типичные учебные программы, методические пособия и материалы с целью подготовки кадров для внешнеэкономической деятельности.
7. На уровне предприятий необходимо:
- использовать с целью рекламы своей продукции специализированных периодических изданий Государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних торговых рынков, распространения их через систему официальных заграничных представительств Украины, а также по подписке;
- использовать технические и прочие возможности ТПП Украины и торговых представительств Украины за границей для организации презентаций украинской экспортной продукции, проведения семинаров и симпозиумов;
- принимать участие в проведении выставочных мероприятий в Украине и за ее пределами;
- укреплять связи с официальными заграничными учреждениями и представительствами Украины за границей с целью проведения ними предыдущих маркетинговых исследований (ознакомления заинтересованной зарубежной аудитории с запланированной на экспорт продукцией, консультирования экспортеров по вопросам заграничного законодательства, норм и правил поведения на рынке, стандартов, сертификатов и других требований к качеству товаров).