Ансамбль древнего Казанского Кремля

Тайницкая башня представляет собой массивный двухступенчатый четырехуголь­ник, по верху первого яруса которого прохо­дит круговая терраса, окруженная каменным парапетом. Башня более других выражает дух древности. Ее масштабы, сохранившийся коленчатый проезд, темные сумрачные сво­ды — все это живо доносит до нас дыхание XVI века1.

С крепостной стены у Тайницкой башни открывается великолепная панорама на реку Казанку и заречные районы. Наше внима­ние несомненно привлечет необычный памятник, возвышающийся на островке посреди Казанки. Это памятник воинам, павшим при штурме и взятии Казани войсками Ивана Грозного. Памятник был сооружен в 1823 году по проекту архитектора Н. Ф. Алферова. Массивная пирамида высотой более 20 метров имеет со всех четырех сторон порталы, выполненные в дорическом стиле.

Центральная часть внутреннего помеще­ния занимала церковь, в углах пирамиды — четыре кельи для священника и служителей. Каменная лестница ведет в склеп, расположенный под центральной частью памятника.

Памятник, сложенный из белого известняка, вскоре стал разрушаться. В 1830—1832 го­дах его реконструировал П. Г. Пятницкий. Пирамида была обшита железом, укреплены стены, своды подземелья и переоформлен ин­терьер.


1.4. Башня Сююмбеки

Нa крутом спуске холма возвышается башня Сююмбеки—одно из лучших архитек­турных сооружений XVII века1.

Башня Сююмбеки — стройное семиярус­ное здание из красного обожженного кир­пича, Ее высота 58 метров, площадь основания 140 квадратных метров. Строилась она на забитых в землю дубовых сваях, часть которых с течением времени опустилась. По­этому башня отклонилась от вертикальной оси примерно на 169 сантиметров. В 1914 году при реставрации башня была по первому яру­су стянута железной полосой, которая значи­тельно ухудшила ее вид.

Первые три яруса башни четырехуголь­ники, верхние—восьмигранники, заканчиваю­щиеся дозорной вышкой с высоким шатровым шпилем. Нижний ярус прорезан высоким арочным проемом.

Четверики имеют по верху обходные, тер­расы, окруженные узорчатым парапетом. За­падная и восточная стены первого яруса украшены четырьмя полуколонками с капителями в виде консолей с вертикальными рядами ступенчатых выступов.

Нижний парапет украшен ширинками, парапет второго яруса — вертикальными впа­динками с валиком внутри, парапет третьего—­очень простыми прямоугольными углубления­ми. Под карнизами всех трех четвериков идет зубчатый поясок. Интересны и сами карнизы, сложенные из рядов кирпичей, на­висающих друг над другом,— такая декора­тивная обработка, имеющаяся еще в булгарских зданиях, встречается и на татарских ме­четях1.

Интересно, что композиция башни, состоя­щая из четвериков и восьмериков, имеет некоторые аналогии с Черной палатой "в Бул­гарах.

Башня Сююмбеки является своеобразной архитектурной эмблемой Казани. Ее силуэт изображается на значках-сувенирах, украша­ет обложки книг и альбомов, посвященных истории города.

"Башня Сююмбеки" — семиярусная, что означает собой семь сводов небес, олицетворяющих семиступенчатость рая. В стенах — че­тырехугольные ниши. Можно было бы ука­зать и на многие при­знаки, свойственные зиккуратам. Мы ог­раничимся анализом отдельных символов, раскрывающих, культовое значение "Башни Сююмбеки".

Одной из таких деталей, имеющих важное символичес­кое значение, явля­ется    железная сетка-украшение, осыпанная звездами. Она до насто­ящего времени никем не исследована.

Железная сетка-украшение на воротах! Она может рассказать о многом. Она и свидетель, и доказательство. Эта сетка-решетка была поставлена одновременно с воз­ведением Башни. Из каких помыслов и для чего?

Сетка-решетка располагается в самом нижнем ярусе башни-зиккурата. Следовательно, она не могла быть сделана позже, даже если предположить, что верхние ярусы были возведены в другое время. Исследование металла сетки с помощью современных приборов дало бы нам новые сведения.

Железная сетка "Башни Сююмбеки" никак не мог­ла быть предназначена для оборонительных и вообще для военных целей хотя бы потому, что сквозь нее могли свободно пройти не только стрелы и пули, но и пушечные ядра. Кроме того, не требовалось особых усилий, чтобы сломать прутья этой решетки, отличав­шейся к тому же солидной величиной — несколько метров по окружности.

Железная решетка украшена звездами, каждая из которых имеет по восемь "крылышек". Концы всех "крылышек" согнуты только в одну сторону, что оз­начает вращение звезд вокруг своей оси. Свод первого яруса башни имеет форму купола, продолжением ко­торого представляется "звездчатая" решетка.

 Входим под "звез­дный" купол. Оказавшись за сеткой-решеткой мы всту­паем в "Страну Вечности". Однако над выходом из арки Башни такого оформления нет. Возможно, что через "звездчатые" ворота мы входим в "Страну звезд". Если так, то "звездная вуаль" будет выполнять роль занавеса, за которым открывается "Страна Вечности". Иначе говоря, "Звездчатые ворота" служат границей "Страны негаснущих звезд", переступив которую ока­зываешься на "том свете". Очень важным является то, что "Башня Сююмбеки" с северной и южной стороны имеет боковые двери.

Эта традиция (дверь с северной стороны) прослежи­вается и в других памятниках булгар-татар. Такая зако­номерность сохраняется в мавзолеях (склепах) древнего Булгара1.

Значит, древние мавзолеи и зиккураты строились с четким соблюдением определенных религиозных ка­нонов и обычаев. Одним из таких канонов, непремен­но, являлось расположение двери со стороны "Страны звезд", с северной стороны.

 Входящий в эту дверь тоже как бы ока­зывается в "Стране звезд". В этом смысле символика звезд "Черной палаты" совпадает с символикой звезд "Башни Сююмбеки".

Эти башни и Булгарские мавзолеи имеют квадрат­ные основания, что тоже символично.

"Квадрат, один из распространенных мифологичес­ких символов. Мифопоэтическое использование квад­рата акцентирует его особенности как геометрической фигуры. Из самого широкого круга мифопоэтических источников-церемониалов гадания при выборе места в архаических строительных ритуалах (например, у хеттов, индийцев, римлян), "сонников" и сборников примет (от Древнего Востока и до Мартына Задеки), пифагорейско-орфических текстов, средневековой "семантической" геометрии, в которой свойства гео­метрических фигур соотносились с "добродетелями", геральдики и этикета и т. п., выявляется связь квадра­та с такими отправляющимися от геометрической спе­цифики квадрата идеями, как число четыре, абсолютное, равенство, простота, прямота, единообразие, порядок, правота, истина, справедливость, мудрость, честь, земля. Квадрат или четырехугольник (в более общем вариан­те), как и соотносимый с ними круг, образуют гори­зонтальную плоскость схемы древа мирового, при этом особенно выделяются углы и середины сторон, обо­значающие четыре или восемь основных направлений".

Исходя из этого, мы постигаем еще одну суть "Звез­дного купола". С одной стороны, восьмиконечные звезды означают "Страну звезд", с другой — олицетворяют связь с восемью направлениями (сторонами) мирозда­ния, единство всего и всякого с космосом. Первые три уровня "Башни Сююмбеки" имеют четырехугольную форму, остальные четыре — восьмиугольную. Если пред­положить, что углы Башни показывают направление (сторону), то углы этажей с четвертого по седьмой ори­ентированы на восемь сторон света. Поэтому восьми­конечные звезды, восьмигранные призмы ярусов с восемью окнами (на пятом и седьмом) — не случайное явление, а традиционная особенность таких сооруже­ний.

Казанский зиккурат, возведенный последней татар­ской царицей, занимает особое положение среди дру­гих однотипных сооружений. Обратимся опять-таки к кажущейся простоте "квадратной" символики.

"Четырехугольная (обычно именно квадратная) схе­ма совмещает в себе классификационную систему дво­ичных противопоставлений, описывающих мир (верх-низ, правый-левый и т. п.), или основных эле­ментов мира (ср. четырехчленные системы типа "огонь — вода — земля — воздух") с образом идеально устой­чивой структуры, статической целостности, интегри­рующей в себе основные параметры космоса.

Квадрат служил моделью многих храмовых сооруже­ний (зиккурат, пирамида, пагода, церковь, чум и т. п.), которые, в свою очередь, рассматривались как образ мира. Квадратная структура использовалась для описа­ния не только пространственного состава вселенной (страны света, направления, центр) и основных вре­менных координат (четыре части суток, четыре време­ни года, четыре мировых века, четыре человеческих возраста), но и целого ряда четырехчленных классифи­каций в социальной сфере".

Обратим внимание на еще одну особенность квад­рата-символа. Эта геометрическая фигура может ис­толковываться как "граница", "рубеж". Круг и квадрат, как мифологические знаки, отражают идеи ограниченности внутреннего и внешнего пространства1.

"Звездчатый калфак" "Башни Сююмбеки" обещает раскрыть еще много неизведанного. Мы ограничимся сказанным. Невольно возникает вопрос:  Если, как утверждается в некоторых источниках, Башня была сооружена для наблюдения "за передвиже­ниями татар", зачем строителям нужно было учитывать все перечисленные тонкости религиозно-философско-мифологического характера?

Нет основания утверждать, что "Башню Сююмбеки" с ее широко распространенной в мире культово-архи­тектурной традицией воздвигли зодчие-чужестранцы. Ведь традиция египетских и шумерских зиккуратов могла самостоятельно существовать как в Италии, так и в тяготевшей к Багдаду Булгарии. Чтобы понять это, до­статочно вспомнить "Черную палату" Великих Булгар.

Много тайн можно обнаружить в "Стране негасну­щих звезд". В прошлом эти тайны для науки были закрыты. Разных слухов, версий, голословных утверж­дений о "Башне Сююмбеки" и сегодня много. Люди им верили и верят. То, что долгое время тайна "звез­дного калфака" оставалась без внимания говорит о малоизученности этой проблемы.

Объявление территории Казанского кремля историко-культурным заповедником, принятие решения о широком научном исследовании и восстановлении памятников говорит о возросшем интересе народа к своему культурному наследию, в том числе и к "Башне Сююмбеки". Это значит, что мы можем ожидать новых открытий, новых находок1.

Археологические раскопки на территории Казанс­кого кремля в 1997 году увенчались интереснейшими находками.

На южной стороне башни, внизу, видны два дверных про­ема, один из которых когда-то был замурован. В настоящее время там имеется одна узкая дверь, ведущая по лестницам вверх, на первый ярус. На­прашивается вопрос: куда вела вторая дверь? корее всего, вторая дверь служила входом в подземную часть "Башни Сююмбеки". Спу­стившись по лестнице вниз, воз­можно, посетитель открывал следующую дверь, через которую входил в помещение, где находилась могила (или сарко­фаг) Сафа-Гирей хана.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать