Аудит предприятия

-                     правильность ведения аналитического учета;

-                     правильность составления бухгалтерских проводок по амортизации основных средств;

-                     наличие и правильность ведения инвентарной картотеки;

-                     документальное оформление операций движения основных средств.

 

2.3 Методика Суглобова А.Е. и Жарыгласовой Б.Т.


Аудитору необходимо проверить: создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств и оформлению ее результатов; оформлены ли договоры купли-продажи основных средств; оформле­ны ли протоколы договорной цены; правильно ли указана первоначаль­ная стоимость основных средств в актах приемки-передачи; правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки, дооборудо­вания, реконструкции или частичной ликвидации объектов.[12]

В процессе аудита нужно проверить полноту и своевременность инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете. Аудитору это необходимо для того, чтобы знать, в какой степени мож­но доверять результатам проведенной инвентаризации, чтобы умень­шить аудиторский риск.

Важное значение имеет проверка правильности организации ана­литического учета основных средств. Аудитору следует потребовать от экономического субъекта детальный список всех основных средств, кото­рыми владела организация на дату составления отчета, с разбивкой их по типам. К этому списку должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об ос­новных арендованных средствах. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, л также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.

При проверке учета использования основных средств необходи­мо установить: создана ли в организации комиссия по приемке основ­ных средств и оформлению ее результатов; оформлены ли договоры купли-продажи основных средств; оформлены ли протоколы договор­ной цены; правильно ли указана первоначальная стоимость основных средств в актах приемки-передачи; правильно ли отражена первона­чальная стоимость основных средств после достройки, дооборудова­ния, реконструкции или частичной ликвидации объектов; обеспечен ли контроль за наличием и сохранностью основных средств; правиль­но ли отнесены предметы к основным средствам и сгруппированы со­гласно классификации, принадлежности и характеру участия в произ­водственном процессе; правильно ли оформлены и отражены в учете операции по поступлению и выбытию, износу и ремонту основных средств; приняты ли меры по обеспечению сохранности основных средств; созданы ли условия для обеспечения сохранности материаль­ных ценностей; организован ли порядок вывоза материальных ценно­стей с территории; проводились ли инвентаризации. Аудитору следует проверить, как была проведена последняя инвентаризация, какие и ког­да были выявлены ошибки и как они исправлены.

При проверке отчетности по основным средствам аудитору не­обходимо проверить: соответствие форм бланков утвержденным фор­мам; соответствие записей сводного аналитического учета записям в Главной книге и балансе; правильность записей в форме № 5 годово­го отчета о наличии и движении основных средств; правильность прове­дения проводок по учету основных средств; ведение учета на забалансо­вых счетах 001 «Арендованные основные средства», 005 «Оборудование, принятое для монтажа».

В процессе аудита широко применяют прием пересчета, который необходим при проверке начисления износа и оценок выбытия и списа­ния основных средств. Накопленный износ существует как арифмети­ческая величина, поэтому определение ее реальности возможно толь­ко путем пересчета.

По данным проверки состояния контроля и учета объектов ос­новных средств аудитор сможет сделать вывод об эффективности си­стемы внутреннего контроля.

При аудите операций по движению основных средств следует проверить: приложены ли соглашения при передаче основных средств 1честве взноса в уставный их перечень, с указанием первоначальной стоимости, износа и цены; подложены ли к перечню вторые экземпля­ры актов приема-передачи, заверенные печатью передающей стороны; оформлен пи договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения при приобретении основных средств; вписана ли в инвентарную карточку расшифровка-перечень отдельных предметов при приобретении объектов основных средств в комплекте; учитываются ли на счёте 001 объекты основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды; установлена ли рыночная стоимость основных средств при их продаже; создана ли в организации постоянно действующая комиссия для определения не­пригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию; оприходованы ли на склад все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа оборудования, пригодные для дальнейшего использования (эта операция отражается записью Д-т сч. 10 — К-т сч. 01).

При аудите учета выбытия основных средств необходимо прове­рить: перечень основных средств и технической документации при пе­редаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал; договор купли-продажи; первоначальную стоимость объектов основных средств, приобретенных за иностранную валюту; установлена ли рыночная сто­имость при продаже основных средств; начислен ли НДС по безвоз­мездно переданным основным средствам (плательщиком НДС являет­ся передающая сторона).

При аудите учета резерва предстоящих расходов на ремонт ос­новных средств аудитору необходимо проверить: отражены ли в учет­ной политике нормативы отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, определена ли предельная сумма этих от­числений; списывается ли сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта за счет средств указанного резерва; ведется ли аналитический учет расходов на ремонт основных средств по видам производства, по видам деятельности (если по этим видам деятельно­сти отдельно исчисляется налоговая база в соответствии со ст. 274 НК РФ); ведется ли аналитический учет формирования сумм расходов с учетом группировки всех осуществленных затрат.

Аудитор должен проверить соблюдение законодательно-норма­тивных документов по налогообложению.

 

2.4 Типичные ошибки по учету основных средств


Типичными ошибками при учете основных средств являются неправильное определение первоначальной стоимости и начисление амортизации.

Первая причина - неправильное определение первоначальной стоимости основного средства или нематериального актива. Порядок определения первоначальной стоимости основных средств изложен в разделе II «Оценка основных средств» ПБУ 6/01, где сказано, что первоначальная стоимость определяется исходя из фактических затрат по возведению или приобретению объектов основных средств, включая расходы по доставке, монтажу, установке.

Распространенной ошибкой является неправильное включение в первоначальную стоимость основного средства процентов по заемным средствам, привлеченным для приобретения, сооружения или изготовления объекта основных средств.

Включать в первоначальную стоимость основного средства можно лишь ту часть процентов, которая начислена до принятия объекта к бухгалтерскому учету на счете 01 «Основные средства». Общехозяйственные расходы и вовсе нельзя включать в первоначальную стоимость ни основного средства, ни нематериального актива.

Следует помнить и о суммовых разницах, которые возникают в тех случаях, когда расчеты за внеоборотный актив производится в рублях в сумме эквивалентной сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах.

Вторая причина ошибок заключается в том, что бухгалтер начисляет амортизацию на те объекты основных средств, стоимость которых не погашается посредством начисления амортизации. В соответствии с разделом III ПБУ 6/01:

1) амортизация не начисляется по объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.), внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки т.п.), а также продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста. По указанным объектам основных средств и объектам основных средств некоммерческих организаций начисляется износ в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений, а движение сумм износа учитывается на отдельном забалансовом счете 010;

2) не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования;

3) объекты основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию;

4) в течение срока полезного использования объекта основных средств приостанавливается начисление амортизационных отчислений в случае его перевода по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Довольно часто бухгалтеры путают порядок начисления амортизации по основным средствам, установленный в бухгалтерском и налоговом учете. Например, в бухгалтерском учете начисляют амортизацию по объектам жилищного фонда и отражают ее по счету 02 «Амортизация основных средств».

 Еще одна ошибка заключается в неверном определении срока полезного использования внеоборотных активов.

Организациям предоставлено право самостоятельно определять срок полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов. При этом следует учесть, сколько лет будет использоваться объект, режим его эксплуатации, влияние агрессивной среды, порядок проведения ремонтов, а также срок, установленный прилагаемой технической документацией. Определить срок полезного использования нематериального актива можно исходя, например, из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объекта интеллектуальной собственности, или из ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать