Авторская методика гитариста Виницкого

Авторская методика гитариста Виницкого

      Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Факультет искусств

Кафедра народных инструментов


 

 

 

 

 

 

 

 

                   Дипломная работа

                                           на тему:       

             

                     Авторская методика гитариста,

    композитора и педагога Александра Виницкого

                     «Джаз на классической гитаре».

 

 

 

Научный руководитель:

Кандидат искусствоведения, и.о. доцента Ильгин К.В.

  

                                                                         Выполнил                                                                            Выполнил:

                                                                                  Студент 532 группы   

                                                                                  Чечин Глеб

 

 

 

 



                                          Санкт – Петербург

                                                     2007

Содержание.

Введение………………………………………………………………..…3


Глава 1. Проблема современного педагогического репертуара и методик обучения игре на шестиструнной гитаре…………………………..…6


·        Гитаристы – методисты, о проблемах репертуара для гитары (Волков В.,         Виницкий А.)……………………………………………..……………….....6

·        Молотков В., Манилов В. Техника джазового аккомпанемента..............10

·        Молотков В. Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре……....13

·        Манилов В. Джаз в ритме самбы. Учебное пособие…………………......16


Глава 2. Авторская методика Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре»……………………………...…………………..………19


·        Творческий путь А.Виницкого. (биография, основные направления    творческой деятельности)……………………………….............................19

·        «Шагающий» бас………………………………………………………...….24

·        Особенности джазового и латиноамериканского ритма………………….25

·        Рождение и развитие блюза. Форма блюза. Гармония блюза…………....28

·        Босса – нова. Бразильская музыка………………………………………….31


Глава 3. Джазовая музыка Александра Виницкого для детей и юношества……………………………………………………………………....33


·        Упражнения и этюды в джазовом стиле…………………………….……..33

·        «Детский джазовый альбом № 1»………………………………….……….40

·        Детская джазовая сюита «Карусель»…………………………………...….42


Заключение……………………………………………………………...………45


Библиография ………………………………………………………...……..….47

Введение.

    

  Современная гитара, пожалуй, самый интернациональный музыкальный инструмент. Шестиструнная гитара один из древнейших музыкальных инструментов, истоки гитары уходят в глубокое прошлое, богатая история насчитывает десятки столетий и проходит через множество исторических и культурных эпох. В 20-ом веке гитара стала и космическим музыкальным инструментом.… В буквальном смысле! На орбитальной станции «Мир» была гитара. Вообще, гитара единственный музыкальный  инструмент, побывавший в космосе.

       В 20-ом веке появилось огромное многообразие шестиструнных гитар форм и конструкций. С развитием электроники появились электрогитары, электроакустические гитары, midi-гитары, гитары с пьезо звукоснимателями. Звук классических гитар усиливается электроникой практически без искажения. Гитара проникла в десятки жанров современной музыки (классика, джаз, рок, кантри, латиноамериканская музыка, бардовская песня, поп-музыка), Появилось много музыки исполняемой на той, или иной разновидности гитары. Широкая востребованность шестиструнной гитары обусловлена универсальностью этого инструмента, гитара одинаково «комфортно себя чувствует» и в профессиональном музыкальном качестве (обладая богатейшей палитрой выразительных средств), и в любительско-бытовом музицировании.

       Необходимо отметить, что для многих музыкальных культур гитара является традиционным инструментом, в том понимании, что многие музыкальные жанры (в особенности ФЛАМЕНКО, ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ МУЗЫКА, КАНТРИ, ДЖАЗ, РОК, ФЬЮЖН), зарождаясь и развиваясь, опирались на гитару. Также, важным аспектом будет являться и тот факт, что в каждом жанре, гитара приобретала  характерные особенности (форма инструмента, строй, особенности звукоизвлечения, посадка, постановка рук и т.д.)

     Подытожив выше сказанное можно констатировать, что шестиструнная гитара в современном музыкальном мире является мульти-стилевым инструментом.

    В нашей стране обучение игре на шестиструнной гитаре, в государственных учебных заведениях (ДМШ, СУЗ и ВУЗ), осуществляется по программе, разработанной на базе методики обучения игре на классической гитаре. Это подразумевает освоение способов и приемов игры на педагогическом  репертуаре, разработанном за время становления классической гитары как академического музыкального инструмента.

    Но современная методика обучения игре на классической гитаре не включает в свою программу изучение других традиционных гитарных направлений в музыке (например, фламенко или босса-нову).

«Сегодня академическая гитарная школа стала перед проблемой системы образования, когда в музыке происходит интеграция классической, современной, этнической и джазовой (в широком смысле) музыки. Исполнителю необходимо быть хорошо знакомым с разными музыкальными жанрами, основами композиции, гармонии на гитаре»[1].

    Анализируя взгляды ведущих педагогов и исполнителей России на проблемы педагогического репертуара и методику обучения (со страниц журнала «Гитарист», из материалов интернет сайтов), можно зафиксировать, что в современной гитарной педагогической системе образовались «белые пятна».

    «Сегодня гитаристы и особенно преподаватели нуждаются в новых системах и методиках,  обогащающих учащихся знаниями и музыкальным репертуаром, более обширным и современным, позволяющим впоследствии перейти к любому другому стилю игры, будь это джаз, фламенко, кантри, рок и т.д.».[2]

    В этой связи опыт и методические разработки московского гитариста-композитора и педагога А.Виницкого, который в своем творчестве опирается на латиноамериканскую музыку и эстрадно-джазовые стили, вызвали глубокий резонанс среди почитателей гитары самого широкого спектра, и особую заинтересованность преподавателей гитары.

    Поэтому целью дипломной работы является рассмотреть и проанализировать методические разработки А.Виницкого, и доказать, что авторская методика «джаз на классической гитаре» А.Виницкого являются важным и актуальным вкладом в современную гитарную педагогику. Также показать, что авторская методика А.Виницкого «Классическая гитара в джазе» это «своеобразный мостик между джазом и классикой»,[3] который позволяет обучающимся на классической гитаре изучать различные стили музыки.

    Целевая установка обусловила ряд задач, поставленных в процессе написания работы:

1)Рассмотреть наиболее известные Школы игры на гитаре с точки зрения методики  освоения эстрадно-джазовых стилей

2)Рассмотреть и проанализировать авторскую методику А.Виницкого «Классическая гитара в джазе»

3)Джазовая музыка А.Виницкого для детей и юношества.

       Данные задачи обусловили структуру дипломной работы, которая включает следующие параметры: Введение, три главы, Заключение и список использованной литературы.

      Первая глава - ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА И МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ - посвящена изучению одной из актуальнейших проблем современной системы обучения игре на шестиструнной гитаре: методики освоения различных джазовых стилей, в которых используется шестиструнная гитара. В главе рассмотрены самые известные Школы игры на  гитаре изданные в нашей стране и бывшем СССР, с точки зрения изучения специфики использования шестиструнной гитары в эстрадно-джазовых и других стилях в которых традиционно  используется гитара  (фламенко, босса-нова, самба, блюз и т.д.). В первой главе сделана попытка понять, в чем достоинство и недостатки Школ игры на шестиструнной гитаре изданных в нашей стране.

     Вторая глава - АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА А.ВИНИЦКОГО «КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА В ДЖАЗЕ» - посвящена методическим разработкам совремнного московского гитариста-композитора и педагога Александра Виницкого. В главе дана краткая биографическая справка, необходимая, чтобы понять, как формировалась концепция А.Виницкого как гитариста-исполнителя, как педагога и методиста. В главе рассмотрены основные элементы авторской методики, которые Александр Виницкий любезно обрисовал в ходе переписки по электронной почте. Также в главе анализируется, в чем же новаторство методических разработок А.Виницкого, насколько актуально то, что он превносит в современную гитарную педагогику.

    Третья глава - ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА А.ВИНИЦКОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА – в главе рассмотрены произведения А.Виницкого для детей и подросткового возраста. В главе проанализирован «Детский джазовый альбом №1», «Джазовые этюды и упражнения для классической гитары», «Детская джазовая сюита Карусель».

ГЛАВА 1.

Проблема современного педагогического репертуара и методик обучения игре на шестиструнной гитаре.

     

  Методика обучения игре на шестиструнной гитаре в нашей стране за последние 20-30 лет прошла активный путь развития. Было изданно и переизданно большое число Школ и Самоучителей. Наибольшей популярностью пользуются Школа игры на шестиструнной гитаре. П.Агафошина, Э.Пухоля, М.Каркасси, А.Иванова-Крамского, А.Кравцова и Школа Чарльза Дункана, а также Самоучители Е.Ларичева, П.Вещицкого.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать