Весьма интересен тот факт, что пьесы из «Детского джазового альбома №1» имеют яркую образность, а, как известно дети лучше воспринимают музыку, если она несет им конкретный программный образ. (Пьесы под названием этюд, сонатина , аллегро и т. д. часто вызывают затруднения у детей, им нужен конкретный образ, который они могут представить.)
Все эти миниатюры за своей видимой просотой помогают закреплять изченный в первой части материал ( пульсация джазовых восьмых( триольный пунктир), синкопорованная ритмика мелодической линии).
За последнее время интерес к произведениям Александра Виницкого в джазовом стиле значительно возрос. Вот что сам А.Виницкий ответил на мой вопрос о том, как эволюционирует интерес к пьесам в джазовом стиле для детского и поросткового возраста, у педагогов ДМШ в Москве и России в целом: «Да, последние годы интерес резко возрос, и музыкальные школы заиграли, дети, по утверждению педагогов просто «подсели» на Детские джазовые альбомы. Особенно 1-й выпуск. Ведь в этом сборники есть много пьес. Упражнений и комментарии. Теперь он с диском, где я всё записал сам. И всё-таки многие педагоги не понимают, как играть и чего ждать от этой музыки. Я провожу довольно часто, но недостаточно семинаров по этой теме. Вот те из педагогов, кто прошёл хотя бы 3-4 семинара, уже можно сказать, наслаждаются в полной мере работой с моими пьесами. Ведь в них заложена система развития чувства ритма, контроля за игрой, основы исполнительской стабильности». Отличительной особенностью системы А. Виницкого является то, что все свой издания он выпускает вместе с компакт-диском. На вопрос главного редактора журнала «Гитаристъ» В. Волкова надо ли выпускать ноты с аудиокассетами или компакт-дисками Виницкий ответил однозначно: «Обязательно! В музыке этого направления необходимо иметь стилистические ориентиры и желательно, чтобы материал был озвучен».[9]
Большой популярностью пользуется «Детская джазовая сюита «Карусель». Отдельные части из этой сюиты можно часто услышать на экзаменах и концертах в ДМШ. Пьесы написаны с большой композиторской изобретательностью, каждая часть сюиты написана в определенном джазовом стиле:
Композиция «Происшествие в удивительном лесу» написана в стиле ЛАТИНО (ровная линия баса и синкопированная ритмике мелодии).
Следующая пьеса уже содержит свинговую ритмику и элементы блюза:
Пьеса «Курьез» знакомит исполнителя с «шагающим басом», характерным приемом при игре аккомпанимента в джазовой музыке.
Произведение с интрегующим названием «Жду новостей» вводит юных исполнителей в мир бразильской самбы. Пьеса насыщена сложными синкопами, но в этом и есть неповторимый колорит латиноамериканской музыки. В техническом плане требует серьезной проработки, особое внимание нужно уделить ритмики: сложность для начинающих музыкантов может вызвать отсутствие сильных долей, задача в том и состоит , чтобы научиться чувствовать сильные доли в ритмических конструкциях при их отсутствии. Это является важнейшим элементом латиноамериканской музыки в целом и конкретно самбы.
К произведениям в джазовом стиле для детей Александра Виницкого проявляют интерес не только отечественные поклонники гитары. Крупные зарубежные издательства уже много лет сотрудничают с А.Виницким. А обозреватели известнейших гитарных журналов пишут восторженные рецензии на работы Виницкого.Приведу несколько примеров:
Журнал «Classical Guitar». Англия.
«Не часто услышишь «Эврика!» от обозревателя, но я чуть не воскликнул «Эврика!», просматривая этот восхитительный сборник «On the Way to Jazz» Александра Виницкого, изданного французским издательством «Lemoine». Вот он, наконец: джаз на классической гитаре, и звучит по-настоящему…»[10]
А вот, что написал главный редактор авторитетнейшего «Classical Guitar»
«Примером интелектуального джаза и поэтического джаза было выступление Александра Виницкого, который играет джаз на классической гитаре, подтверждая, что сам инструмент обладает богатейшими выразительными возможностями».[11]
Уместно также привести высказывание редакции американского издательства MEL BAY в предисловии к сборнику «Джазовые этюды и упражнения для классической гитары Александра Виницкого»: «Виницкий – композитор, Виницкий – исполнитель создаёт сложную классическо - джазовую конструкцию, имеющую прочный фундамент и вместе с тем изящную, почти невесомую надстройку. Он досконально изучает музыку разных народов, постоянно ищет, пробует, экспериментирует, стремясь заглянуть за пределы дальних горизонтов».[12]
Заключение.
Завершая дипломную работу, следует отметить, что в России популярность шестиструнной гитары неизменно растет. Меняется и активно развивается гитарная педагогика, появляются новые метобики преподавания игры на инструменте. Заполняются «белые пятна» гитарного педагогического и концертного репертуара, происходит интеграция российской гитарной педагогики в мировое музыкальное пространство. Авторская методика Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре» занимает, на мой взгляд, очень важное место в сегодняшней гитарной педагогической системе как у нас в стране, так и зарубежем. А. Виницкий первый гитарист в нашей стране, и один из немногих гитаристов в мире, который попытался проложить дорогу в деле объединения джаза и исполнительства на классической гитаре. Особую роль в современном педагогичаском репертуаре для классической гитары играют произведения А.Виницкого для детей и юношества. Они, несомненно, помогают педагогам ДМШ и ДШИ, а также способны последовательно приобщать детей к хорошей современной гитарной музыке.
В рассмотренной методической системе Александра Виницкого наблюдается стройность и последовательность изучения различных аспектов (ритмические особенности, характерные мелодические интонации и т.д.) латиноамериканской музыки (самба, босса - нова, латино) и джаза (блюз, свинг).
Сам Александр Виницкий считает, что его система находится в постоянном развитии, появляются новые идеи, новый опыт. Будем надеяться, что А.Виницкий предложет еще много интересного для российских поклонников гитары.
В завершении работы хочу привести слова одного из самых авторитетных отечественных гитаристов Заслуженного артиста России, Лауреата международных конкурсов, профессора РАМ им. Гнесиных Фраучи А.К.: «Александр Виницкий – музыкант нового направления, который сумел обьединить в своем творчестве бразильскую музыку с джазовой гармонией, что само по себе является новым словом в гитарном искусстве».[13]
Библиография.
1) Агафошин П. С. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1994.
2) Вайсборд. М. А. Андрес Сеговия и гитарное искусство двадцатого века. – М.: Музыка, 1983.
3) Вайсборд. М. А. Гитара и гитаристы. – М.: Музыка, 1979.
4) Волков В. Д. Интервью с музыкантом. \\Гитарист, 2002, №1 с.13
5) Волков В. Д. Проблемы гитарного репертуара. \\Гитарист, 2000, №1 с.23
6) Вещицкий П. И. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. – М., 1970, с. 53
7) Иванов – Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.:Музыка, 1974.
8) Купер К. Краковский гитарный фестиваль. Classical Guitar, 2001, №2, с. 18.
9) Манилов В. С. Джаз в ритме самбы. – К.: Музична Украiна, 1985.
10) Молотков В.Н. Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре. – К.: Музична Украiна, 1989.
11) Молотков В. Н., Манилов В. С. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре. – К., Музична Украiна, 1986.
12) Фаулз П. Обзор нотных изданий. Classical Guitar, 1999, №1.
13) Фраучи А. К. Александр Виницкиц – музыкант нового направления.\\Гитарист, 1997,№2.
[1] Волков В., Интервью с музыкантом. Гитарист. 2002 №1. с.21
[2] Волков В.,Проблемы гитарного репертуара.2000 №1 с. 23
[3] Волков В.,Интервью с музыкантом. Гитарист.2002 №1 с.20
[4] Цит. по В.Волков. Интервью с музыкантом. Журнал «Гитаристъ» 2002 №1
[5] В.Волков. Интервью с музыкантом .Журнал «Гитаристъ» 2002 №1
[6].Молотков В., Манилов В. Техника джазового аккомпанимента. - К., с. 4
[7] Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. - М., 1970, с.53
[8] В.Молотков. Джазовая импровизация на 6-и струнной гитаре.- К., 1989 , с. 3
[9] . Волков В. Интервью с музыкантом. Журнал «Гитаристъ» (2002 №1), с. 24.
[10] Пол Фаулз. Обзор нотных изданий.Classical Guitar.1999 №3., с.36.
[11] Колин Купер. Краковский гитарный фестиваль.Classical Guitar.2001 №2, с.18.
[12] MEL BAY PUBLICATIONS, 2004.
[13] Фраучи А. К. Музыкант нового направления.\\Гитарист.1997 №1.с32