Безработица в России: причины, формы, последствия, пути преодоления

·      развитие людских ресурсов для труда;

·        обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской  Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

·        создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

·        поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному творческому труду;

·        обеспечение социальной защиты в области занятости населе­ния, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспе­чению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномочен­ного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в ко­торых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиаци­онных аварий и катастроф);

·        предупреждение массовой и сокращение длительной (более од­ного года) безработицы;

·        поощрение работодателей, сохраняющих действующие и соз­дающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуж­дающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

·        сочетание самостоятельности органов власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении за­нятости населения с согласованностью их действий при реализации Федеральной программы содействия занятости населения;

·        координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной       политики, включая инвестиционно - структурную политик, социальное       обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;                                              

·        координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;                                     

·        обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

·        международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

В соответствии с утвержденной Правительством России Феде­ральной целевой программой содействия занятости населения, основ­ными задачами государственной политики на рынке труда являются следующие три направления:

·        формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения организаций работниками через экономическую стаби­лизацию;

·        повышение качества и конкурентоспособности работников;

·        развитие систем обучения кадров, деятельности государственной службы занятости.

 Механизм государственного регулирования занятости населения осуществляется через органы исполнительной власти путем составле­ния и реализации федеральной и региональных программ обеспечения занятости.

Успешное функционирование рынка труда во многом за­висит от эффективной работы системы государственной службы занятости. В Российской Федерации общее руко­водство государственной службы занятости возложено на Министерство труда и занятости РФ. Оно осуществляет разработку и реализацию государственной политики в об­ласти труда, занятости, пенсионного обеспечения, развития трудовых отношений, охраны труда, подготовки и перепод­готовки кадров, демографической, молодежной и миграци­онной политики. В его систему входят соответствующие ми­нистерства республик в составе Российской Федерации, уп­равления (отделы) по труду и занятости местных органов власти и управления.

Проведение активной государственной политики занятости населения Российской Федерации осуществляется путем подготовки и реа­лизации федеральной и региональных программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и социального развития.

Специальным органом трудоустройства в России явля­ется Федеральная государственная служба занятости.

Основные направления деятельности государственной службы занятости в России:

·        анализ, прогнозирование спроса и предложения на ра­бочую силу и информация о состоянии рынка труда;

·        ведение учета свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

·        профессиональная подготовка, переподготовка и повышение ква­лификации по направлению органов службы занятости обеспечение социальной поддержки и др. Особое внимание государство уделяет решению вопросов занятости отдель­ных категорий граждан, в частности инвалидов.

·        информирование обращающихся в службу занятости граждан и работодателей о возможности получения работы и обеспечении рабочей силой;

·        оказание помощи гражданам в выборе подходящей ра­боты;

·        организация профессиональной подготовки, перепод­готовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости и других учебных центрах;

·        оказание услуг в профессиональной ориентации и тру­доустройстве высвобожденным работникам и другим кате­гориям населения, в обеспечении регистрации безработных;

·        оплата стоимости профессиональной подготовки, пе­реподготовки граждан, трудоустройство которых требует по­лучения новой профессии (специальности), а также предо­ставление им стипендии на весь период обучения;

·        выдача гражданам пособий по безработице и приоста­новление их выплаты;

·        установление надбавок к пособиям по безработице (стипендиям) с учетом иждивенцев.

Для реализации указанных выше функций государст­венной службе занятости предоставляются следующие пра­ва:

·        запрос у работодателей, предприятий информации о предполагаемых организационных мероприятиях, в итоге которых может произойти высвобождение работников, а также данные о потребности в рабочей силе;

·        направление работодателям при наличии у них ва­кантных рабочих мест граждан, желающих найти работу;

·        разработка и внесение на рассмотрение местных ор­ганов власти управления предложений об установлении для работодателей минимального количества рабочих мест для граждан, которые нуждаются в особых мерах социальной защиты и испытывают серьезные затруднения в трудоустройстве;

·        по договоренности с работодателями и от их имени заключение с гражданами договора о трудоустройстве, при необходимости оплата им за счет средств работодателей стоимости проезда, суточных за каждый день нахождения в пути, а также выдача им пособия при переезде на новое место жительства и работы;

·      направление безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

·        оказание материальной помощи семьям безработных (ст. 27 Закона о занятости).

Необходимо отметить, что в нашей стране роль государствен­ной службы занятости в трудоустройстве населения за по­следние несколько лет возросла. В 2000 г. органами госу­дарственной службы занятости было трудоустроено 52,3% от числа обратившихся граждан против 29,7% в 1999 г. Го­сударственной службой занятости была выявлена потреб­ность в работниках, заявленных предприятиями и органи­зациями, в размере 369,4 тыс. чел.

Для финансирования мероприятий, связанных с обеспе­чением занятости, создается государственный фонд за­нятости населения. Этот фонд образуется за счет обяза­тельных отчислений работодателей, средств республикан­ских и местных бюджетов и добровольных взносов граж­дан и организаций. Средствами этого фонда распоряжается служба занятости. Государственный фонд занятости отно­сится к внебюджетным социальным фондам.

Допускается возможность оказания платных услуг в со­действии занятости граждан. Такое право предоставляется негосударственным организациям на основе лицензии, вы­даваемой местной администрацией.

Одним из направлений государственного регулирования рынка труда является организация общественных работ. Под общественными работами понимаются общественные виды трудовой деятельности, как правило не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и имеющие социально полезную значимость. Их организу­ют местные органы власти по предложению службы занятости.

  Общественные работы позволяют смягчить социально-экономические последствия безработицы, создать условия для временной занятости безработных, получить гражданам, зарегистрированным в службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, временный заработок, вовлечь в активную трудовую деятельность молодежь, а также лиц, име­ющих длительный перерыв в работе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать