Виды и объем общественных работ определяются местными органами власти. К общественным работам обычно относятся озеленение территорий, подсобные работы в строительстве жилья, объектов социально-культурного назначения, ирригационные работы, отдельные работы по строительству дорог, водопроводных и канализационных коммуникаций, некоторые виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ, уход за престарелыми и инвалидами, сбор и заготовка грибов, ягод и лекарственных растений.
Большую роль в организации общественных работ играет государственная служба занятости. Общественные работы проводятся на договорной основе. Заключается договор между органами службы занятости и предприятиями региона, а также между работодателями и гражданами, направляемыми службой занятости для участия в общественных работах.
Трудовой договор, регулирующий общественные работы, является срочным.
Общественные работы оплачиваются. Оплата труда производится за фактически выполненный объем работ. За гражданами, участвующими в общественных работах, сохраняется право на получение пособия по безработице. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы.
Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В соответствии с действующим законодательством, государство гарантирует гражданам Российской Федерации:
· свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;
· охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу;
· бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
Гражданам, получившим статус безработного, государство гарантирует:
· бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по на-, правлению органов службы занятости;
· обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
· компенсацию в соответствии с законодательством Российской федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
· бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
· возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Для граждан, которые особо нуждаются в социальной защите и испытывают дополнительные трудности на рынке труда и в поиске рабочего места (молодежь после окончания школы и других учебных заведений, домохозяйки, лица предпенсионного возраста, граждане, вышедшие из мест лишения свободы, пенсионеры и некоторые другие), государство обеспечивает дополнительные гарантии, в частности путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных специализированных рабочих мест, установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профориентации, а также путем организации обучения по специальным программам.
Для лиц, которые высвобождаются из организаций в связи сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями), гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.
Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Важной составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособия по безработице, которая осуществляется органами службы занятости.
Так, пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в %-ном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). В этом случае величина пособия по безработице начисляется:
· в первые три месяца безработицы - в размере 75% от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
· в следующие четыре месяца - в размере 60%;
· в дальнейшем - в размере 45%, но во всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике Российской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Аналогичные размеры пособия по безработице начисляются лицам, уволенным с военной службы и из органов внутренних дел и признанным в установленном порядке безработными.
Пособие по безработице во всех иных случаях, устанавливается в размере минимальной оплаты труда.
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением лиц предпенсионного возраста, для которых период выплаты пособия при определенных условиях может достигать 24 календарных месяца.
Граждане, которые подверглись воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признаны в установленном порядке безработными, к пособию по безработице получают дополнительное пособие в размере от 50 до 200% установленного законом минимального размера оплаты труда, в зависимости от степени зараженности зоны проживания.
Если у безработного находятся на иждивении лица, то размер пособия по безработице увеличивается наполовину минимального размера оплаты труда на каждого иждивенца. При этом максимальный размер доплат не может превышать полуторакратной величины установленного законом минимального размера оплаты труда. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей. Из общей численности безработных, примерно 50% имеют иждивенцев и получают соответствующие доплаты к пособиям.
В качестве одного из эффективных направлений поддержки доходов безработных граждан явилось дотирование путевок детям безработных в лагеря отдыха и оздоровительные учреждения. Преимущественным правом на получение этих средств пользовались безработные женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, одинокие и многодетные родители. Так, только на проведение летней оздоровительной кампании было израсходовано около 4,0 млрд. руб., что позволило организовать отдых и лечение почти для 11 тыс. детей безработных.
Возраст граждан во многом влияет на успех трудоустройства. Для лиц предпенсионного возраста такие возможности существенно ограничены, что предполагает необходимость направления этих граждан. при условии их согласия, на досрочную пенсию.
Наиболее перспективным направлением государственной социальной поддержки лиц, оставшихся без работы, считается систематическое профессиональное обучение населения, что является составной частью активной политики занятости. Проведение широкого круга учебных мероприятий способствует улучшению качества работников и развитию конкурентоспособности неработающего населения путем повышения их квалификации, переподготовки и обучения новым профессиям, исходя из ситуации на рынке труда.
Федеральной службой занятости России разработана «Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения», которая позволяет расширять масштабы и качество профессионального обучения.
Изучение условий выплаты пособий по безработице в промышленно развитых странах позволяет сделать вывод, что более чем в 80% стран с рыночной экономикой финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Это находится в соответствии с рекомендацией МОТ № 67, где говорится, что «пособие по безработице должно выплачиваться в случае потери заработка в связи с безработицей застрахованного, обычно работающего лица, способного к систематической работе по какой-либо профессии и ищущего подходящую работу, или в связи с частичной безработицей».
Как правило, национальные законодательства различных государств определяют следующие условия, дающие право на получение пособия по безработице: вынужденный характер безработицы; способность данного лица заниматься трудовой деятельностью; готовность согласиться на предлагаемое рабочее место; активный поиск работы. Ранее системы страхования по безработице охватывали только лиц наемного труда, но в настоящее время наблюдается тенденция к расширению категорий населения, включая лиц, которые работают не по найму, занимаются индивидуальной трудовой деятельностью. Основным необходимым условием является уплата страховых взносов.
В большинстве развитых государств фонды страхования по безработице формируются в основном путем взносов предприятий (из фонда оплаты труда) и самих работников (с заработной платы). Так до последнего времени в Германки из того и другого 'источников отчислялось по 3,15 %; в Канаде - 3,29 % из фонда оплаты труда предприятий и 2,35 % с заработной платы работников; во Франции предприятия платят 4,2 % от величины фонда оплаты труда, а работники -2,31 % от получаемой заработной платы; в Швеции и Италии фонд занятости формировался только за счет предприятий в размерах 2,18 и 1,6 % соответственно.
Активное участие в формировании фондов защиты от безработицы в ряде стран принимает государство. Так, в Японии государство покрывает 25-33% расходов на пособия по безработице. В других странах величина участия государства в расходах на страхование по безработице характеризуется следующими цифрами: Великобритания - 13%, США - 18%, Франция - около 35%, Швеция - в пределах 40%. В Российской Федерации в 1999-2000 годах государственная политика занятости проводилась в основном за счет средств государственного фонда занятости населения Российской Федерации, который формировался и формируется за счет средств предприятий (отчислений 1,5 от фонда оплаты труда), незначительных штрафных санкций и небольшой финансовой поддержки, которая была оказана службе занятости бюджетами некоторых регионов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость для любой страны стремиться к сокращению безработицы порождается рядом причин.
Во-первых, человек - экономический ресурс особого типа. Если он сейчас не востребуется экономикой, его нельзя зарезервировать и "положить в холодильник" до лучших времен. Потерянное рабочее время невосстановимо и при этом - даже не работая - человек должен иметь возможность потреблять жизненные блага не ниже прожиточного минимума. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти или превращения в бандитов. Но направляемые на эти цели средства не служат дальнейшему развитию экономики страны - они просто проедаются и это большая беда.
Во-вторых, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, могут купить лишь самый минимум средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны ("рынок сжимается"). Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и сам служит толчком для дальнейшего сокращения занятости. Этот порочный круг крайне опасен - с каждым оборотом разомкнуть его становится все труднее.
В-третьих, безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свою семью и проводящих день за днем в изматывающих поисках работы.
К счастью, безработица может быть уменьшена. Для этого могут быть использованы различные методы, например, организация переобучения безработных, поощрение индивидуального предпринимательства и т. д. Но повторим вопрос: "Можно ли победить безработицу полностью?" Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы понимаем под такой победой, а точнее - какой смысл имеет для нас слово "полностью".
Изучая проблемы безработицы, экономическая наука в конце концов пришла к выводу: фрикционная и структурная безработицы - явление нормальное и не представляют собой угрозы для экономического роста страны. Более того, без них такое развитие просто невозможно. Ведь если на рынке труда нельзя найти незанятых работников, то как создавать новые фирмы или расширять производства тех товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом?
Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций, безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе (в Древнем Риме, где родилось слово "стимулус", им обозначали заостренную палку, которой вьючных ослов кололи в зад, чтобы они шли быстрее). Поэтому полная занятость - как ее сегодня понимают в большинстве развитых стран мира - это ситуация, когда существуют фрикционная и структурная безработица, но нет безработицы циклической. Иначе говоря, это положение, когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.
Естественная норма безработицы - ситуация, когда в стране существуют только фрикционная и структурная безработица. Для каждой страны естественная норма безработицы складывается по-своему и единого значения для нее не существует. Например, в середине 70-х годов американские экономисты считали, что для их страны это норма составляет порядка 4%. В середине 80-х годов эти оценки возросли до 6,5-7,0%.
Какова естественная норма безработицы для России? Ответ на этот вопрос сегодня не сможет дать ни один экономист. Нам еще только предстоит экспериментально нащупать величину. Но сделать это можно будет только тогда, когда экономика нашей страны выйдет из кризиса и начнется процесс сокращения циклической безработицы.
Все это свидетельствует о том, что проблемы безработицы в нашей стране еще не скоро сойдут с повестки дня и предстоит приложить немалые усилия ликвидации циклической и уменьшения структурной безработицы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации” от 19.04.91 №1032 – 1;
2. Введение в рыночную экономику: Учебн. Пособие \ А Я Лившиц и др.-М: Высшая школа.,1994;
3. КэмпбэллР.Макконнелл,СтенлиЛ.Брю.Экономикс;Принципы,проблемы,политика. Пер.с англ. Т.1-Таллинн,1992
4. Основы экономической теории \ Под. ред. Камаева В.Д.-М.;1996;
5. Савицкая Е.В., Евсеев О.В. Экономический словарь-гипертекст-М.;1994.
6. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. – М., 1997;
7. Сакс Д.Д., Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.,1996.