Биоэтические аспекты использования животных в биомедицине

Биоэтические аспекты использования животных в биомедицине

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

 

Харьковский Национальный университет им. В.Н. Каразина

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

на тему: БИОЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ЖИВОТНЫХ В БИОМЕДИЦИНЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           курсовая работа

                                                         студента биологического факультета гр. БФ-31

                                                         Лепорского Дмитрия Анатольевича                           

                                                              допущена к защите:

                                                              Зав. Кафедрой _________В.А. Бондаренко

                                                              Руководитель__________В. В. Мартыненко

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

Харьков 2005

 

 

 Цель работы…………..........................................................................................

2

Глава I Введение. Предмет Биоэтики…………………………………………..

3

Глава II Краткий экскурс в историю биомедицинского эксперимента………

6

Глава III.  Биоэтические комитеты в Украине и за рубежом…………………

           3.1 Опыт работы Ассоциации биоэтики Харькова……………………..

11

13

Глава IV. Право студента не убивать…………………………………………..

16

Глава V. Проблема десенсибилизации…………………………………………

19

Глава VI. Альтернативы…………………………………………………………

20

           6.1 Определение понятия  „альтернативы”……………………………..

           6.2 Концепция «3 R»……………………………………………………..

           6.3 Виды альтернатив, используемых в высшем образовании……….

                 6.3.1  Модели и имитирующие устройства…………………………

                 6.3.2 Видеофильмы…………………………………………………..

                 6.3.3 Экспериментирование студентов на самих себе…………….                                          

                 6.3.4 Трупы животных, полученные из этических источников…...

                 6.3.5 Лабораторные работы in vitro………………………………….

                 6.3.6 Мультимедийное компьютерное моделирование…………....

           6.4 Преимущества альтернатив………………………………………….

           6.5 Недостатки альтернатив, а также трудности, связанные с их

                  введением……………………………………………………………..

           6.6 Отношение преподавателей к использованию альтернатив……….

Глава VII. Заключение.

                  Пути гуманизации современного высшего образования…………..




      

20

20

25

27

27

28

28

30

30

31

 

34

34

 

37

 

 Цель работы


     Сегодня, когда Украина является членом Совета Европы, когда принимаются решительные шаги на пути к интеграции с европейским сообществом, осуществляются меры по реализации положений Болонской декларации в системе высшего образования и науки1 с целью ее гармонизации в „Европейском  пространстве”, отложение введения современных биоэтических принципов в исследовательскую практику невозможно так как это – один из признаков цивилизованности любого государства.

     Цель данной работы, прежде всего, - краткое ознакомление с молодой наукой под названием биоэтика, зародившейся в конце 60-х годов XX века. Обзор современных проблем биоэтики идет с точки зрения использования животных в высшем образовании и во время проведения научного эксперимента. При этом делается акцент на положение дел в Украине, правовых и образовательных аспектах работы биоэтических комитетов национального и местного уровня. В качестве примера организации местного уровня приводится опыт работы Ассоциации Биоэтики Харькова. Отдельная глава посвящена альтернативам, видам альтернатив, существующим в мировой практике, а также их преимуществам и недостаткам. В заключительной части рассматриваются пути гуманизации современного высшего образования.










Глава I Введение. Предмет Биоэтики

«Наука без совести опустошает душу»

Франсуа Рабле


Сегодня наряду с актуальными научными терминами "клонирование", "стволо­вые клетки", "трансплантация человеческих органов и тканей" и др. наш словарный запас обогащается словом "биоэтика". Но что такое "биоэтика"? Возможно то, что проще всего недооценить и отвергнуть, чем признать? Или же то, чьей значимостью современ­ному обществу непозволимо пренебрегать?

В переводе с греческого биоэтика означает этику жизни или жизненную этику.

Оксфордский словарь дает определение биоэтики как дисциплины, предметом которой являются этические вопросы, возникающие в ходе развития медицины и биологии [1]. В наше время «биоэтика» - это не просто раз­дел философии. Она является междисциплинарной областью человеческого знания, в формировании которой участвуют медики, биологи, юристы, социологи, фило­софы, религиоведы и представители других профессий.

Впервые развернутое обсуждение проблем биоэтики состоялось в г. Нюрнберге в 1946 г. [23]. Оно было связано со злодейскими опытами на людях, проводимыми некоторыми немецкими врачами вопреки данной ими клятве Гиппократа в годы Второй мировой войны. Именно на Нюрнбергском процессе мир впервые подверг сомнению добросовестность врачей и врачебную этику. В ходе этого процесса было предъявлено обвинение 23 немецким ученым-медикам. В их числе - личный врач Гитлера и глава Комиссариата здравоохранения и санитарии - К. Брандт, личный врач Гиммлера, президент немецкого Красного Креста К. Гебхард и др. Согласно приговору Трибунала, семи немецким подсудимым был вынесен приговор о высшей мере наказания.

Тогда в Нюрнберге был создан 1 Международный документ по биоэтике, так называемый "Нюрнбергский кодекс", содержащий 10 пунктов и регламентирующий проведение научных исследований и экспериментов на людях.     

Принципы, изложенные в Кодексе, являлись не требованиями закона, а нормами морали и не носили обязательного характера [21,23].

     Основателем биоэтики по праву является американский биолог-биохимик и ученый-гуманист Ван Ренсселер Поттер (1911-2001гг.), который в 1969 году вводит в научный обиход термин "биоэтика" и определяет ее основные направления. На 70-е годы XX века выпадает начало интенсивного развития биоэтики в Америке и странах Западной Европы, а ее возникновение связано, прежде всего, с внедрением новых биомедицинских технологий. Среди прочих: развитие трансплантологии и генной инженерии, прогресс в области медицинской диагностики и методах репродукции человека, массовое использование в клинических исследованиях и научных экспериментах животных и людей и др. Все это приводит к необходимости решать моральные проблемы, ранее не стоявшие перед человечеством.

По мнению В.Р. Поттера, применение этики не должно ограничиваться только лишь одной сферой человеческих отношений - ее следует распространить на всю биосферу как целое с целью регуляции вмешательства человека в область разнообразных проявлений жизни [14]. В своей фундаментальной работе "Биоэтика: мост в будущее", опубликованной в 1971 году, этот тезис он обосновывает следующим образом: «Цель данной книги - внести вклад в будущее человеческого рода путем формирования новой дисциплины под названием Биоэтика. Если существуют "две культуры", которые, по-видимому, не способны к диалогу - наука и гуманитарное знание - и если это является одной из причин того, что будущее представляется скорее сомнительным, чем возможным, то все же мы можем построить "мост в будущее" при помощи этой новой дисциплины как моста между двумя культурами».

       Спустя более 30 лет после меткой мысли основателя биоэтики можно с уверенностью говорить, что биоэтика не только живет, функционируя как отдельная, но вместе с тем неразделимая с наукой и гуманитарными знаниями дисциплина, но и приобретает все большую актуальность.

       Ответственность за решение вопросов биоэтики в своей основе возложена на биоэтические комитеты, которые существуют по всему миру. Среди них комитеты по Биоэтике при ЮНЕСКО, Всемирной организации здравоохранения, при Европейском Союзе.  В США работают центры, наиболее известные из которых - Гастингс-центр под Нью-Йорком, Центр по биоэтике при медико-исследовательском институте Монреаля (Канада), Институт по этике, основанный Кеннеди, при Джорджтаунском университете. Издается ряд национальных и международных журналов. Вышло в свет начатое в 1978г. издание «Энциклопедии по биоэтике».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать