Человек как основная тема и главный предмет искусства

Человек как основная тема и главный предмет искусства

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белгородский юридический институт

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин


Дисциплина: Эстетическая культура.








РЕФЕРАТ

по теме: «Человек как основная тема и главный предмет исскуства».







Подготовил:

Слушатель 343 группы

Горовой П.А.



Белгород - 2008г.


Введение:


Каждая форма общественного сознания имеет свою специфику: преимущественное внимание к определённым сторонам и связям действительности, особые функции, предмет, метод, содержание, внутренние закономерности развития, формы в которых выражается мысль. Искусство возвращает аналитически расщеплённому наукой миру его целостность, оно – хранитель целостности личности, культуры, жизненного опыта человечества. Это всемирно – историческое назначение искусства. Искусство не заменяет ни одну из форм человеческой деятельности, а специфично их воссоздаёт.

Вопрос 1. Человечность искусства.


Человек и искусство: их взаимоотношения начались в ту пору, когда древний человек, казалось бы, бессильный перед непонятными, порой враждебными ему силами окружающего мира, смог противопоставить ему свое могущество — умение воспроизводить его пусть в наивных, но, тем не менее, по сей день поражающих нас глубинной точностью образах.

Возникновение искусства было закономерно и необходимо, и оно продолжало оставаться необходимым человеку на всем протяжении его истории, помогая ему познавать окружающий мир и себя самого.

Искусство выступает как деятельность, ищущая человеческий смысл во всем, что окружает человека и попадает в поле его зрения.

 Таким образом, мы можем отметить, что искусство:

1.        субъективно отражает мир — так, как его видит человек;

2.        но, с другой стороны, создает надсубъективные ценности, поскольку всегда ведет поиск человечески общезначимого, то есть имеющего значение с точки зрения общечеловеческой природы.

Основная ценность искусства, основная тема художественного творчества — человек. Искусство стремится все свести к человеку, все вещи и явления показать в их отношении к нему. Оно само выступает как носитель человеческо­го взгляда на мир, и потому может быть воспринято и по­нято только тем, кто сам обладает развитыми чувствами и душой. Восприятие и оценка искусства обусловлены особенностями и способностями человека видеть мир, понимать его, отражая в своем сознании.

Значение искусства в современную эпоху, когда научно-технический прогресс проникает во все сферы жизни современного человеческого общества, не только не уменьшается, но возрастает. Современные достижения в области науки и техники позволяют в невиданных ранее масштабах и темпах накапливать ценности материальные, но это не значит, что они способны заменить все другие ценности.

Без духовного совершенствования человека никакие социальные блага, никакие достижения мате­риально-технического прогресса не принесут людям полноты подлинно человеческого существования.

Однако опасен не только разрыв между материальной и духовной культурами, но и разлад между двумя составляю­щими духовной культуры: культурой интеллектуальной, paциональной, и культурой художественно-гуманитарной. Такой разлад становится причиной весьма распространенного в на­ши дни одностороннего интеллектуализма, излишней рациональности, когда абсолютизируются точное знание и выгода от его применения, когда за ценностью научной информации порой теряется представление о том, что самая боль­шая ценность — сам человек.

Страшные призраки бесчеловечного будущего, становящегося логическим завершением расколотости духовной культуры общества, предстают в научно-фантастических повестях.

Так, например, в повести А. Днепрова «Глиняный бог» группа ученых работает над проблемой замещения углерода кремнием непосредственно в живой клетке. Зачем? Чтобы создать особый служебный вид людей, не боящихся жары и холода, пуль и радиоактивного излучения, а главное, полностью зависящих от воли своих хозяев. Это были бы идеальные солдаты в случае, например, ядерной войны в любых климатических условиях. Здесь комментарии излишни.

Именно поэтому эстетическое воспитание призвано восстановить и сохранить равновесие чувствен­ного и рационального, эмоционального и интеллектуального начал в человеческой личности.

Эстетическое воспитание является столь могучим сред­ством воздействия на человеческую личность, средством формирования в человеке человеческого прежде всего потому, что оно тесно связано с нравственным, будучи основано на принципе единства этического и эстетического.

 Поэтому часто, давая высокую нравственную оценку поступку, мы говорим «пре­красный поступок», мы широко используем выражение «безобразно себя вести», говорим о красоте человеческих отно­шений, о возвышенном чувстве любви к Родине. Прекрасное, возвышенное, безобразное — ведь все это эстетические категории, и мы используем их для определения этических ситуаций, для вынесения той или иной нравственной оцен­ки.

Подлинное искусство, последовательно проводящее принцип единства этического и эстетического, искусство гуманистическое способно бороться против враждебных человечности тенденций, против того, чтобы человек становился послушным автоматом, апатичным конформистом.

Произведения искусства, имеющие общезначимый характер, способствуют формированию чувств устойчивых, глубоких, связанных с общественно понимаемыми ценностями. Чувство долга, любовь к Родине и другие чувства, получившие общественное признание, находя своих носителей в образах любимых литературных героев, становятся примером и образцом. В этом отношении не имеет себе равных искусство слова. Оно помогает человеку осознать все богатство его чувств, ибо описание чувства, фиксирует для человека те особенности чувства, которые ему присущи.

Безусловно, в эстетическом воспитании чрезвычайно ве­лика роль и других видов искусства: театра, музыки, кино, изобразительного искусства. Однако, для восприятия, например, симфонической музыки или искусства балета требуется большая специальная подготовка, усвоение большего запаса необходимых для этого знаний и представлений, чем при чтении литературного произведения. Другие виды искусства, напротив, более доступны массовой аудитории, например кино.

Великая гуманизирующая роль искусства состоит и в том, что оно:

1.        открывает и развивает человеческое в человеке;

2.        способно показать мир и самого человека в перспективе их движения к идеалу, к лучшему, к должному, к тому, что еще предстоит воплотить.


Итак, когда бы мы ни говорили об искусстве, его месте, значении, функциях в обществе, оказывается, что мы говорим о человеке, ибо искусство есть то волшебное зеркало, в котором человек видит себя, каков он есть — не только в своем настоящем, но и в заложенной в нем перспективе своего будущего. Человек, который хочет познать себя, перед которым стоит жизненно важный вопрос, кто он и зачем существует, не в последнюю очередь обращается с этим вопросом к искусству.

Человек в искусстве — это основная тема и главный предмет искусства, отражению которого оно посвящено и процесс человеческого становле­ния и развития которого взаимосвязан с процессом возникновения и развития самого искусства.

Человек в искусстве— это и творец искусства, в процессе его создания отражающийся в нем и выражающий себя как личность во всем богатстве человеческих творческих проявлений.

Таким образом, вопрос о человеке в искусстве, рассматриваемый в разных его аспектах, своим смысловым, организующим стержнем имеет идею человечности искусства.

Вопрос 2. Возникновение и становление искусства как отражение процесса становления и развития человека.

1.     Возникновение искусства как особой формы познания


Искусство имеет настолько важное значение в жизни общества, что может рассматриваться как одна из жизненных функций его.

Искусство, как и другие формы общественного сознания — право, мораль, наука, философия, религия, каждая из которых имеет свой особый предмет и свою специфику, характеризуется тремя основными, общими для всех форм, признаками:

1.является отражением общественного бытия;

2.отличается относительной самостоятельностью;

3.оказывает обратное воздействие на общественное бытие.

Известно, что простейшие формы искусства возникли уже на ранних ступенях развития первобытного общества, выступая органической частью повседневного быта людей.

Этнографические исследования обнаружили, что первыми эстетически освоенными предметами были орудия труда, а первыми художественными изображениями — сцены охоты, рыбной ловли и т. д. Первым способом организации первобытных песен и танцев был ритм (самые первые песни представляли собой ритмичное повторение одного и того же слова или возгласа).

Разумеется, ни ритм, ни какие-либо другие способы организации первобытного искусства не преследовали специальной цели производить художественный эффект; будучи тесно связаны с общественной практикой людей, с самим коллективным характером труда и охоты, они помогали их организации, регуляции, ритмизации совместных усилий и т. д.

С другой стороны, источником эстетических восприятий, переживаний была природа, из которой человек черпал ощущения цвета, гармонии, пропорции. Долгое существование человека неотрывно от природы сформировало у него ощущение своей нераздельности с ней. Эта связь человека и природы стала причиной возникновения двух взаимосвязанных явлений:

1. с одной стороны, одушевления природы, переноса на нее человеческих особенностей.

2. с другой стороны, приписывание свойств и поведения че­ловека явлениям природы, символизирующим те или иные человеческие качества.

Эта свойственная образам первобытного сознания и искусства биоантропоморфичность проглядывает, например, в таких характерных для народных поэтических форм выражениях, как «Волга-матушка», «Амур-батюшка» и др., а также в жанре басни, когда животные наделяются человеческими качествами.

Изготовление орудий труда, предметов обихода, одежды становится не только созданием практических ценностей. Оно сопровождается проявлением в них знаний и опыта, склонностей и вкусов изготовляющих их людей и отражает их развивающийся внутренний мир, выступает как способ утверждения творческих способностей.

На первых порах потребительская ценность предмета предшествовала его эсте­тической ценности, поскольку человек не мог еще позволить себе воспринимать красоту вне ее пользы или значения для его жизни.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать