Первобытное искусство зародилось и развивалось благодаря способности человека улавливать, выделять и воспроизводить различные формы, звуки, движения, обладающие для первобытного человека определенной значимостью или ценностью.
Первобытное искусство как форма познания действительности складывается из переплетения реального и ирреального, включает сверхъестественные моменты. Первобытный человек верил, что созданные им изображения богов помогут ему воздействовать на окружающий мир, поэтому он украшал их и приносил им жертвы, стараясь завоевать их благосклонность. Собираясь на охоту, он изображал поражаемых его стрелами зверей, что должно было обеспечить ему удачную охоту, и исполнял воинственный танец, стремясь умножить свои силы и решимость воображаемой победой над врагом.
Так наивная вера в магическую силу слова, в колдовскую способность его воздействовать на мир, приводит к появлению различного рода заклинаний, заговоров.
Конечно, ни заговор, ни заклинание, ни ритуальный танец не могли изменить сущность вещей или естественный ход событий, но они вызывали у людей сильнейшие переживания, оказывая влияние на их чувства.
Искусство, таким образом, было вплетено в трудовую практику, заключало элементы магии, способствовало психоэмоциональной разрядке в напряженной и трудной жизни первобытного человека.
Совершенствование орудий труда, появление и утверждение частной собственности, углубившей общественное разделение труда, стали предпосылкой для выделения и обособления различных форм деятельности. Вследствие разделения общественных отраслей производства товары изготовляются лучше, различные склонности и таланты людей избирают себе соответствующую сферу деятельности.
По мере развития сознания человека, его чувств, которые становились все более человеческими чувствами, позволяя человеку подняться до таких тонких переживаний, как эстетические, не связанные уже с материально-утилитарными, эстетические отношения все более высвобождались из своего подчиненного положения, составив смысл и главное содержание особого вида деятельности, направленного на создание прекрасного — деятельности художественной, в которой создание прекрасного начинает выступать уже как своего рода самоцель.
Таким образом, наряду с потребностями в пище и одежде, жилье и орудиях производства у человека складываются и утверждаются духовные потребности, и в том числе потребности художественные, приводящие к возникновению эмоционально окрашенных стремлении к их удовлетворению.
Удовлетворением этих художественно-эстетических потребностей человека и становится художественно-эстетическая деятельность, состоящая как в создании, так и в эстетическом восприятии предметов, имеющих художественную ценность.
Ставшее наиболее полным и концентрированным выражением духовно-практического освоения мира, искусство чутко реагировало на изменение требований общества изменением своего характера и содержания. Обратившись за конкретным примером такого взаимоотражения к поэтическому искусству, мы увидим, что на смену самым древним его формам - заговорам, заклинаниям, трудовым песням приходит фольклор, это первое, уже относительно оформившееся поэтическое явление.
Значимость для человека некоторых сторон и явлений действительности, определяемая в процессе его жизнедеятельности, закрепляется в фольклоре созданием определенных эмоционально-образных стереотипов.
Так, например, для создания образа красавицы давался почти обязательный набор таких клише: красна девица, уста сахарные, щеки румяные и т. д., через которые выражалось устойчивое народное представление о красоте как, прежде всего о здоровье, означающем пригодность девушки для трудовой жизни. Можно отметить, что, упоминая косу, стать, походку и даже речь, фольклорные образы не содержат упоминания о глазах (которые считаются зеркалом души). Очевидно, для фольклорных образов характерна определенная наивно-прагматическая установка в воспроизведении жизни связанная, с отсутствием внимания к психологическим деталям.
Интересно отменить в этой связи, что постоянство народных представлений дававших чёткие очертания сущности людей и явлений, без смешивания доброго и дурного, обнаруживает определенное родство с непосредственностью детского восприятия. Авторы любимых у детей и юношества книг о Робин Гуде, Айвенго или Ассоль дают достаточно однозначные очертания характеров своих героев, четко поляризуя добро и зло: очевидно, такая определенность выглядит для детского восприятия естественней и понятной, чем неоднозначные, противоречивые характеры героев Достоевского или Толстого.
Характерной особенностью фольклора была неразработанность и просто невыделенность отдельных видов и жанров искусства: например, народная драма включала в себя наряду со словесным диалогом пантомиму, пение, элементы клоунады и т. д. Неразделенность искусства на виды и жанры была следствием отсутствия специализаций художественных способностей.
Этапом в развития искусства стал процесс его профессионализации. Профессиональное искусство явилось результатом формирования и выделения индивидуальности, личности, осознавшей свою «особость» и стремящейся к утверждению этой своей осознаваемой непохожести, своего особого видения мира.
Таким образом, профессионализация искусства способствовала тому, что творчество приобретает личностный характер.
Теперь перед искусством ставится цель — давать знание уже не только об окружающем мире, но и о том или ином восприятии его человеком.
Развитие общественных отношений, происходящие в общественной жизни перемены, усложнение внутренней жизни и внутреннего мира человека — все это расширило круг тем, освещаемых в искусстве.
Это привело к созданию целой системы видов искусства, способной отражать все богатство социальных связей человека, все аспекты его многосторонне проявляющейся сущности.
Поэтому можно сказать, что процесс становления искусства был отражением процесса становления самого человека, формирования его как личности. В свою очередь, искусство оказывало на человека обратное, развивающее и формирующее действие.
Искусство, выделившись в самостоятельный вид духовного производства, выдвинуло в своем функционировании на передний план личность творца искусства, создающего его художника.
Отражение объективной действительности в искусстве носит творческий характер, ибо включает в себя сложную переработку впечатлений действительности, их осмысление и оценку. Тем самым искусство становится отражением его личности, творческим осуществлением авторской индивидуальности.
Поэтому человек в искусстве предстает не только в качестве предмета искусства, но и в качестве его творца.
Сама потребность творчества — истинно человеческая потребность. Потребность высказаться, выразить себя свойственна всем людям, но у художника она проявляется острее в силу особенностей творческой личности.
Вопрос 3. Человек как основная тема и главный предмет искусства.
Основной темой и главным предметом искусства является человек — со всеми его свойствами, особенностями, достоинствами и недостатками, во всей совокупности его отношений с окружающим миром.
Показывая человека во всей его сложности, неоднозначности, противоречивости, искусство старается: помочь человеку познать себя как человека, и потому познание в искусстве выступает прежде всего как самопознание.
О людях минувших поколений и нынешних, но других культур и традиций мы во многом узнаем из искусства, дающего нам картину материальной и духовной жизни прошлого и настоящего человечества.
В любом случае мы самоосознаём и самопознаем себя: что мы можем, на что способны, что в себе должны преодолеть.
Искусство может воспроизводить и совершенно реального, действительно существовавшего или существующего человека: таков, например, образ летчика Мересьева в «Повести о настоящем человеке» Б. Н. Полевого.
С другой стороны, искусство может представить человека, образ которого существует лишь в творческом воображении художника, например, барон Мюнхгаузен.
Часто художник создает, как бы собирательный образ человека с целью отобразить в нем и через него свои идеи и понимание тех или иных явлений действительности; такие образы не являются простым воспроизведением людей, послуживших прототипами (например, образы Фамусова, Базарова, Башкирцева из «Укрощения огня») или моделями (например, картина И. Е. Репина «Протодиакон»), а выступают обобщением каких-то характерных черт и сторон, несущим заданное художником содержание, представляя определённый тип личности.
Будучи многопланов сам по себе, человек как предмет искусства отражается в нем всеми гранями, всеми планами и уровнями своего существования.
Поэтому объектом внимания искусства становится и человек «внешний» — во всем совершенстве его физической красоты и физических возможностей, и человек «внутренний» — во всем богатстве проявлений его внутреннего мира, его духовной жизни, его творческих способностей, и человек «социальный» — во всей разнообразии его отношений с другими людьми, с обществом.
Передавая представление самого художника об идеале, искусство являет нам живую историю развития и смены эстетических, взглядов и представлений. Достаточно, например, сравнить изображение натуры в античном искусстве, искусстве средних веков и затем Возрождения, чтобы убедиться в исторической изменчивости понятий о прекрасном.
Скульптура, живопись, отчасти словесный портрет, представляя человека внешнего в его физической красоте и совершенстве его тела, показывают тот физический идеал, который выступает одной из сторон формирования гармонически развитого человека.
Живописные и скульптурные изображения греческих богов в образе физически совершенных людей вызывают чувство восхищения земной красотой самого человека. Используя для своих произведений те или иные мифологические или религиозные сюжеты, художники посредством их раскрывали силу человеческого духа, красоту его чувств, высоту и величие его любви, доброты, самоотверженности. Так, на иконах Богородицы, должных воплощать идею божественной любви, мы видим прежде всего отображение материнской любви обычной женщины к своему ребенку — образ, дышащий реальным, земным чувством
В том же самом упрекал великих художников Возрождения, своих современников, итальянский религиозный фанатик Савонарола: «Вы наряжаете богоматерь, как ваших куртизанок, и придаете ей черты ваших возлюбленных». Искусство (в отличив от религии, утверждающей, что бог создал человека во своему образу в подобию), всегда создавало богов по образу и подобию человеческому.
Поэтому религиозные и мифологические формы и темы в искусстве — это тоже способ рассказать о человеке.
Духовный мир — это важнейшее проявление и признак сущности человека — действительно самый главный и самый интересный предмет раскрытия в искусстве, особенно в словесных искусствах и музыке.