Дендизм в контексте культуры (литературные источники)

Дендизм в контексте культуры (литературные источники)

 Министерство образования Российской Федерации

 

Российский Государственный Педагогический университет им.А.И.Герцена

 

Факультет философии человека

 

 

 

 Кафедра этики и эстетики

 Допустить к защите в ГАК

 "____"_____________2004

 

 ___________________

 

 Заведующая кафедрой

 Проф. Валицкая А.П.

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Дендизм в контексте культуры(литературные источники)

 



Автор работы Андреева Юлия Константиновна

Направление: гуманитарные знания

Профиль: культурология и философия

5 курс

Научный

 руководитель Иванов В.Г. профессор _____________

 

 

 

 

 

                                  Санкт-Петербург, 2004 г.

 

               

                                              Содержание


                                                                                                                           Стр.

Введение……………………………………………………………………..4-5


I.                   Возникновение и развитие дендизма в XVIII – XІX вв.

1.     Дендизм: возникновение, развитие и основные принципы. Денди как культурно-аристократическая личность…………………..6-11


2.     Развитие дендизма в России. Образ денди в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин»…………………………………...12-20


   ІI.   Отражение идей дендизма в литературе XІX века

              

1.     Общая характеристика развития идей дендизма в литературе.

Понятие «модный» роман……………………………………........21-34


2.     Трактовка принципов дендизма в творчестве Бенджамина Констана (на основе романа «Адольф»)………………………………...35- 41


3.     Трактовка принципов дендизма в творчестве Оскара Уайльда (на основе романа «Портрет Дориана Грея»)………………………………….42-45


Заключение……………………………………………………………………46-47


Список литературы……………………………………………………………48-50


Приложение……………………………………………………………………51-55


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    Появление денди и дендизма относится к 18 веку. Казалось бы, что может быть актуального в рассмотрении данного вопроса? Да, в 18-19 веках наблюдается появление и наивысший расцвет такого культурного явления в жизни общества как дендизм. Но в настоящий момент утрачено истинное понимание этого уникального феномена культуры. Ведь в изучении этой проблемы можно выделить два направления: общее, относящееся к дендизму лишь как модному направлению, возникшему лишь в сфере моды. При этом сама личность денди не ставилась в центр изучения (исключение составил Д. Бреммель). Второе – более углубленное, рассматривающее «дендизм как всю манеру жить, а живут ведь не одной только материально видимой стороной…» [1].

    На протяжении двух лет изучения этой темы я могу утверждать, что добилась некоторых результатов в исследовании дендизма, например, мне удалось скорректировать  термины «денди» и «дендизм», выявить основные принципы поведения и мышления денди, переосмыслить эти понятия в этическом и эстетическом аспектах.

    Целью же данной работы является осмысление принципов дендизма на основе литературных источников.

В связи с этим передо мной стоит ряд задач:

ü     Раскрыть исторические особенности развития дендизма;

ü     Зафиксировать место денди и дендизма в культуре;

ü     Рассмотреть основные принципы мышления и поведения денди через призму  литературы.

    Результаты, полученные в данной работе, позволяют углубить теоретические знания в области культуры.

    Материалы работы могут оказать определенную помощь при углубленной разработке уроков истории мировой литературы, а также истории мировой  культуры не только в школе, но в других учебных заведениях, где в программе существуют эти дисциплины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І. Возникновение и развитие дендизма в XVIII – XІX вв.

1. Дендизм: возникновение, развитие и основные принципы.

 

    Перед тем, как начать рассмотрение явление дендизма в культуре и его отражение в литературе, я хотела бы представить некоторые определения данного феномена в различных источниках.

Так, в словаре иностранных слов дается следующая трактовка: «Денди – англ. (dandy) – изящный «светский» человек. Дендизм – 1) изысканность в одежде, манерах и обращении; 2) модное течение и литературное направление 19 в., отличавшееся изысканностью и представленное во Франции Барбе д'Оревильи, в Англии О.Уайльдом»[2].

    По свидетельству немецкого исследователя Отто Манна «первоначально дендизм, похоже, был лишь феноменом модного общества»[3].

    Как видно в приведенных выше интерпретациях терминов денди и дендизм превалирует отношение к этому явлению как явлению поверхностному, не несущего за собой какой-либо серьезности. Лишь как к модному направлению ,возникшему в сфере моды. При этом сама личность денди не ставится в центр изучения, а тем более понимания.

   Но  понимание дендизма и денди  не может сводится лишь к образу, который возникает у нас перед глазами в первые минуты «элегантный мужчина, безупречный костюм, возможно смокинг, галстук-бабочка, дорогая курительная трубка, ленивые отточенные движения, презрительная улыбка...»[4].

     Значит ли это, что дендизм — прежде всего мода, поза и стиль изысканной жизни? Нет, по словам теоретика дендизма Барбе д'Оревильи, дендизм нужно рассматривать «как всю манеру жить, а живут ведь не одной только материально видимой стороной…»[5].

    Возникает в Англии в XVIII и начале XIX в. как форма борьбы аристократии с энергически наступающей буржуазией на арене быта, форм жизнеустройства и бытового уклада. Стремлению буржуа считаться с общепринятыми моральными нормами и художественными вкусами денди противопоставляет культ своеобразной личности, враждебной «тривиальности», «пошлости», тому, «что модой самовластной в высоком лондонском кругу зовется vulgar»[6] , семейственному комфорту, несколько грубоватому, типичному для нового господствующего класса — утонченную изысканность внешности, манер и обстановки; его респектабельности и строго фарисейской нравственности — аморальность и демонизм. Представители дендизма справедливо возражали против вульгарного понимания этого термина как щегольства, модничания, склонности к франтовству в одежде, как «искусства повязывать галстук».

Дендизм представлял собой подчас целое миросозерцание с определенным жизненным и практическим уклоном. Он окрашивал все существование своих приверженцев, отнюдь не сводясь к показному фатовству и проводя глубоко-консервативную идею о природном неравенстве людей в области изящного.

Важно так же отметить основные принципы поведения и мышления человека, относившего себя к денди:

ü     Одежда всегда должна быть элегантной, но не заметной;

ü     Всегда поступать неожиданно, так, чтобы ум, привыкший к игу правил, не мог, рассуждая логически этого предвидеть;

ü     Стремление более удивлять, чем нравиться;

ü     Направленность на романтический культ индивидуализма.

    Но следует оговориться, что эти положения ни в коем случае не являлись каким-то каноном поведения, следуя которому можно стать денди. Если бы существовали четкие правила поведения, то все бы стали денди, а это невозможно. Основное правило дендизма – никаких правил! Независимость - прежде всего!

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать