Денежные расчёты

Проверка проводится по всем счетам, открытым предприяти­ем в банках, и прежде всего по расчетному счету. В первую оче­редь аудитору необходимо ознакомиться с корреспонденцией сче­тов, указанной в Главной книге. Это позволит выявить наиболее часто встречающиеся операции и проверить правильность бух­галтерских проводок. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для проверяе­мой организации.

При аудите операций по расчетному счету аудитор также про­веряет:

- порядок ведения учетных регистров;

- ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчет­ному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;

- своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете;

-  производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка.

В начале проверки обязательно сверяют остатки на счетах по вы­пискам банка и по учетным регистрам, а также обороты и остатки по счетам 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути» в учетных регистрах и в Главной книге.

Аудит операций, совершенных в отчетном периоде, осуществ­ляется путем тщательного изучения выписок банка с приложен­ными к ним платежными документами. При этом банковские документы изучаются по существу, т.е. аудиторам следует уста­новить: обоснованность всех перечислений с расчетного счета (до­говора, расчеты платежей и т.п.). Также аудиторам следует изу­чить полноту и своевременность оприходования оплаченных товарно-материальных ценностей; достоверность документов на получение ссуд или предоставление займов;  правильность и за­конность операций с аккредитивами, векселями и др. Особое вни­мание следует уделить выявлению случаев совершения незакон­ных банковских операций, т.е. операций,  осуществленных без договоров между предприятиями или по бестоварным счетам, а при проверке поступивших на счета денежных средств уста­навливается правильность их учета и полнота зачисления. Пере­численную покупателями выручку сверяют с записями в учет­ных регистрах по счетам учета реализации (90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы») и по счетам учета расчетов с поку­пателями и заказчиками (62 «Расчеты с покупателями и заказ­чиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). Поступление денежных средств от прочих дебиторов (по догово­рам аренды, простого товарищества, штрафных санкций и др.) проверяют по данным выписок и приложенным к ним докумен­там. Аудиторы должны проверить наличие договоров, подтвер­дить обоснованность и полноту зачисления денежных средств.

В ходе проверки выясняют также правильность указания корреспонденции счетов по зачислению денежных средств на счета в банках, своевременность выделения НДС по поступившим сумам выручки, авансов и др.

Аналогично осуществляется контроль операций по списанию денежных средств с расчетного и других банковских счетов. Осо­бое внимание обращают на своевременность и полноту оприходо­вания в кассу полученных из банка наличных денег, законность перечисления средств по счетам поставщиков и прочих кредито­ров. Такие операции должны быть подтверждены документально (договорами, актами сдачи-приемки выполненных работ, наклад­ными на материальные ценности и др.).

Правильность корреспонденции счетов по списанию денежных средств с расчетного и других счетов проверяют по данным учет­ных регистров по счетам 51 и 55. При этом уточняют правомер­ность отнесения на издержки отдельных видов расходов. Средства, списанные с расчетного и других счетов в банках, не могут отно­ситься непосредственно на счета учета издержек (20, 26, 44 и др.), предварительно они должны быть отражены на счетах учета рас­четов с поставщиками и подрядчиками, разными дебиторами и кредиторами — 60 и 76. Исключения составляют отдельные рас­ходы по операционным, внереализационным и чрезвычайным опе­рациям, которые сразу списываются на счет 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» по мере их оплаты. Поэтому следует сначала убедиться, что под видом теку­щих затрат предприятием не списаны расходы на капитальные вложения, на научно-исследовательские работы, на оплату соци­ально-бытовых и других услуг, которые должны финансироваться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения. Для этого проводится сплошная проверка доку­ментов и взаимная сверка регистров учета по указанным счетам. Тем самым обеспечивается необходимая аналитичность учета и возможность контроля отдельных видов затрат.

Особое внимание аудитор должен уделить операциям по бес­спорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указа­ния закона, договора клиента с банком.

Операции по счетам в банке могут быть приостановлены со­гласно ст. 76 Налогового кодекса РФ для обеспечения решения о взыскании налога или сбора. Указанное ограничение не распрос­траняется на платежи, очередность исполнения которых в соот­ветствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов. Приостановление операций по счетам действует с момента получения банком реше­ния налогового органа о приостановлении таких операций и до момента отмены этого решения.

В ходе проверки устанавливают, предусмотрена ли договором банковского счета выплата банком процентов за пользование де­нежными средствами и как они отражаются в учете организации (ежемесячно или по факту зачисления процентов на расчетный счет). Неправильное отражение причитающихся процентов мо­жет привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.

Кроме расчетных счетов организации могут иметь и прочие счета в банках, на которых учитываются денежные средства, под­лежащие обособленному хранению. Открытие специальных сче­тов в банках вызвано также спецификой ведения отдельных форм расчетов между организациями. Аудиторская проверка проводится по каждому специальному счету в банке.

Бухгалтерский учет операций, связанных с расчетами по акк­редитиву, по чекам, иным платежным документам, ведется на счете 55 «Специальные счета в банках». К нему могут быть от­крыты следующие субсчета; 55-1 «Аккредитивы», 55-2 «Чековые книжки», 55-3 «Депозитные счета» и др. В зависимости от целевого предназначения денежных средств к счету 55 могут быть открыты и другие субсчета, например:

- для учета денежных средств целевого финансирования;

- для аккумулирования средств на финансирование капитальных вложений;

- специальный карточный счет в банке, предназначенный для хранения денежных средств при осуществлении расчетов с по­льзованием банковских карт.

Аудиторская проверка операций по специальным счетам про­водится по общей методике, изложенной выше, при этом аудито­ру необходимо дополнительно проверить:

- правильность и законность применения аккредитивной фор­мы расчетов;

- соблюдение сроков действия аккредитивов;

- правильность документального оформления операций, оп­лаченных чеками из лимитированных и не лимитированных че­ковых книжек;

- наличие депозитных сертификатов, приобретенных у банка (если такие операции были);

- полноту и правильность документального оформления опе­раций по движению средств целевого финансирования, поступив­ших от родителей и из прочих источников на содержание соци­альных учреждений (детского сада, яслей и т. д.);

- предоставлены ли балансы и другие необходимые докумен­ты от структурных подразделений, выделенных на самостоятель­ный баланс;

- правильность составления бухгалтерских проводок;

- соответствие записей в выписках банка по операциям счета 55 данным журнала-ордера № 3 и Главной книге.

На заключительном этапе проверки данного блока операций устанавливалась реальность и законность операций по счету 57 «Переводы в пути». На который иногда необоснованно относят просроченную дебиторскую задолженность, искажая тем самым бухгалтерскую отчетность. По счету 57 выяснялось реальное от­ражение средств, направленных для зачисления на расчетный счет или предназначенных для продажи валютных средств.

Основанием для записей по счету 57 «Переводы в пути» явля­ются копии квитанций банка или почты, копии сопроводитель­ных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т.п.

Аудитору необходимо проверить:

- наличие первичных документов;

- правильность составления бухгалтерских проводок по опе­рациям со средствами в пути;

- правильность ведения аналитического учета по счету 57.

Опыт аудиторских проверок показывает, что типичными ошиб­ками, которые выявляются в ходе проверки банковских опера­ций, являются следующие:

- отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операций, или оформление их ненадлежащим образом;

- отсутствие приложений к платежным документам, послу­жившим основанием для совершения операций;

- перечисление авансов по бестоварным счетам без предвари­тельного оформления договора и по другим сомнительным опера­циям;

- несоответствие данных в платежных поручениях данным выписки банка;

- некорректная корреспонденция счетов по учету банковских операций.



4. АВТОМАТИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ УЧЕТНЫХ ПРОЦЕССОВ ОАО «БЛАГОДАРНЕНСКИЙ МУКОМОЛЬНЫЙ ЗАВОД»

Большинство российских организаций сегодня приводят свою практику учета и управления в соответствие с новой экономической действительностью. По мере развития информационных технологий в российском бизнесе постоянно меняется отношение к автоматизации. 90-е годы XX века ознаменовались появлением автоматизированных систем бухгалтерского учета, финансового менеджмента и управления предприятием.

В начале 90-х годов у российских пользователей программных комплексов было еще мало опыта в сфере сбора, хранения и обработки информации. Сегодня на отечественном рынке программных продуктов представлено огромное количество разработок практически на все вкусы. Это программы DOS и под WINDOWS, под российские и зарубежные стандарты  учета, дешевые мини-бухгалтерии и дорогостоящие бухгалтерские комплексы, универсальные и отраслевые решения и т.д.

Бухгалтерский учет – это информационная технология, с помощью которой отображается движения средств и их источников. Необходимость автоматизации рабочего места бухгалтера – не просто дань моде или способ поднять престиж фирмы. Преимущества учета с помощью компьютера являются очевидными. Программные средства позволяют не только снизить трудоемкость учета, застраховаться от арифметических ошибок, но и всесторонне анализировать накопленную информацию. 

Рано или поздно любая серьезная организация встает перед проблемой автоматизации своей финансово-хозяйственной деятельности. Эта деятельность отражена в большом количестве документов, содержащих разнородную информацию. Грамотно обработанная информация и систематизированная, она является, в определенной степени, гарантией эффективного управления производством. Напротив, отсутствие достоверных данных может привести к неверному управленческому решению и, как следствие, к серьезным убыткам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать