Дирижерско-хоровое отделение ГОУ СПО МО 2-го Московского областного музыкального училища имени С.С. ...
Российская Академия Музыки им. Гнесиных
Дирижерско-хоровой факультет
«Дирижерско-хоровое отделение
2-го Московского областного музыкального училища
имени С.С. Прокофьева»
Дипломный реферат
студентки заочного отделения
Д.А.Игнашовой
Научный консультант:
кандидат искусствоведения
и.о.профессора О.М.Судакова.
Москва 2005 год.
Содержание
1. Введение
2. Исторический очерк о дирижёрско-хоровом отделе 2-го МОМУ имени С.С. Прокофьева
3. Учебный процесс 2-го МОМУ имени С.С. Прокофьева: содержание; профессиональные установки; изучаемые дисциплины
4. Творческие портреты специалистов, преподающих ныне на дирижерско-хоровом отделе 2-го МОМУ имени С.С. Прокофьева
5. Заключение
6. Библиография
7. Приложение
· Фотоматериалы.
· Концертные программы.
· Дипломы.
· Грамоты.
· Методическая справка о ГОУ СПО МО 2-е МОМУ имени С.С.Прокофьева.
· Рабочий учебный план специальности 0503 «Хоровое дирижирование»
1. Введение. Цели и задачи реферата.
Тему «Дирижёрско-хоровое отделение ГОУ СПО 2-го Московского областного музыкального училища имени С. С. Прокофьева» автор дипломного реферата избрал не случайно, так как является выпускницей этого достойнейшего учебного заведения, благодаря педагогам которого приобретена профессия хормейстера и получены основы профессиональных навыков.
Основной задачей реферата является осмысление процесса и значимости педагогической и просветительской деятельности коллектива дирижерско-хорового отдела 2-го Московского областного музыкального училища имени С. С. Прокофьева, рассмотренное в работе, как в историческом аспекте, так и с точки зрения значения этой деятельности в современном отечественном музыкальном образовании.
Необходимость серьёзного рассмотрения и широкого освещения творческой деятельности педагогов отдела диктуется как желанием сохранить память о мастерах хорового искусства Подмосковья, так и стремлением обосновать убеждение о необходимости существования музыкального училища в Пушкинском районе Подмосковья (в частности - функционирования в нем дирижерско-хорового отделения).
Свои убеждения автор базирует не только на высокой оценке педагогической и просветительской роли училища, но и принимая во внимание удобство географического расположения 2-го МОМУ.
В настоящее время в некоторых чиновничьих кабинетах все чаще звучит идея об упразднении музыкальных училищ Подмосковья. Как известно, в Министерстве культуры Московской области неожиданно появился проект, который предполагает объединение всех подмосковных музыкальных училищ в одно (на базе училища в городе Химки). Пока это мнение бытует лишь на уровне проекта, но вероятность его исполнения ныне велика. Чиновники не видят надобности в нескольких средних музыкальных образовательных учреждениях Подмосковья. Мысль о том, куда идти сотням студентов и что станет с педагогами, которые и так в наше время работают, в основном реализуя лишь профессиональные, но никак не материальные цели, как-то не беспокоит наших министров.
Возникает вполне закономерный вопрос, хорошо ли в Министерстве осведомлены о тех успехах в развитии музыкального Подмосковья, о тех победах на конкурсах, которые приносят студенты училища, о новых проектах и методиках работы молодых талантливых педагогов.
В связи с тем, что работа отдельных подразделений училища уже освещалась в ряде дипломных рефератов[1], автору видится целесообразным рассказать о деятельности педагогов, рассмотрев её в историческом плане, имея в виду процесс формирования и развития учебного заведения. Портреты педагогов-хормейстеров в главе III даны в интерьере общего обзора жизни учебного заведения в соответствующие временные периоды.
Рассматривая исторические, архивные материалы, отзывы прессы, как прошлых лет, так и настоящего времени, оценивая профессиональную деятельность выпускников и художественно просветительскую деятельность коллектива 2-го Московского областного музыкального училища, хочется ещё и ещё раз сказать о большом значении этого учебного заведения в прошлом и настоящем нашей отечественной культуры. Возможно, эта скромная работа достигнет желаемой цели.
Реферат состоит из следующих разделов:
1. введения.
2. главы I. Исторического очерка о дирижёрско-хоровом отделе 2-го МОМУ имени С.С. Прокофьева.
3. главы II. Описания учебного процесса 2-го МОМУ имени С.С. Прокофьева: содержание, профессиональные установки и изучаемые дисциплины.
4. главы III. Творческие портреты специалистов, преподающих ныне на дирижерско-хоровом отделе 2-го МОМУ имени С.С. Прокофьева.
5. заключения.
6. приложения, куда включены:
· Фотоматериалы.
· Концертные программы.
· Дипломы.
· Грамоты.
· Методическая справка о ГОУ СПО МО 2-е МОМУ имени С.С.Прокофьева.
· Рабочий учебный план специальности 0503 «Хоровое дирижирование»
2. Исторический очерк о дирижерско-хоровом отделе 2-го МОМУ
имени С.С. Прокофьева.
2-ое МОМУ имени С. С. Прокофьева в городе Пушкино открылось в 1964 году как филиал Коломенского училища. Спустя два года оно становится самостоятельным. В первый год его существования на все отделы было принято сорок восемь человек; при этом хоровой отдел состоял всего из десяти учащихся. Так как для самостоятельного хора отдела этого количества было недостаточно, дирекция решила образовать общий сводный хор из учащихся всех отделов: фортепианного, струнного, народного и дирижерско-хорового.
Немало трудностей доставляло преподавательскому составу отсутствие у ребят основных знаний хорового пения. Хоровые произведения приходилось аранжировать и приспосабливать к уровню поющих, так как многие учащиеся еще не были способны освоить четырехголосные партитуры. Необходимо было научить студентов хотя бы элементарным правилам вокального звукообразования. К сожалению, в то время ещё не было достаточных условий для такой работы. Особенно мешала нехватка классов – училищу был отведен всего один этаж, второй же был отдан под общежитие.
Несмотря на эти трудности, все педагоги и учащиеся старались наладить нормальную жизнь училища. Никто не считался с личным временем. Ученики сами оборудовали классы, готовили учебные пособия, мастерили мебель. Весь коллектив трудился с огромным энтузиазмом. Все старались вдохнуть в училище жизнь.
Учащиеся хорового отдела начали получать профессиональное музыкальное образование под руководством грамотных, хорошо знающих и преданных своему делу педагогов-хормейстеров. У истоков дирижерско-хорового отдела стояли три замечательных педагога Зинаида Сергеевна Числова, Ирина Сергеевна Яцкова и Юлия Сергеевна Дьячкова.
Именно они разработали первые программы по курсу специальных дисциплин на отделе «хоровое дирижирование». Имея за плечами большой хормейстерский опыт, они увлеченно делились им со студентами и проявляли поистине подвижническую увлеченность профессией.
Ирина Сергеевна Яцкова окончила ГМПИ имени Гнесиных по классу известного хормейстера А.С. Андрусенко. Прекрасно владея основами вокала, она уделяла большое внимание певческим приемам и вокальной технике хора. Студенты-дипломники Яцковой всегда отличались «поющей», гибкой кистью, что во многом определяет мастерство именно хорового дирижера. Ирина Сергеевна много работала над вокальной интонацией, строем, тщательно выстраивая каждый аккорд на хоровых занятиях.
Юлия Сергеевна Дьячкова – всю жизнь проработала хормейстером в известнейшем Ансамбле Песни и пляски Московского городского Дворца Пионеров, получившим со временем имя В.С. Локтева, где она была руководителем младшего хора. В училище преподавала специальность (дирижирование) и чтение хоровых партитур. Основное внимание уделяла личному контакту со студентом, считала, что для того чтобы хорошо заниматься – нужно знать ученика, его характер, интересы. «Для меня, - говорила Юлия Сергеевна, - главное – это любить ученика. Без этой любви я буду только урокодателем, а так я работать не могу. Поэтому, даже в самом «слабом» или неловком учащемся стараюсь найти хоть малую черточку, за что могла бы его полюбить». На первое место ставила дисциплину, считала абсолютно недопустимым лень и пропуски занятий. Большое внимание уделяла интонации, вокальной технике, строю, всегда конкретно ставила задачи перед хором, особенностями стиля её работы являлось сочетание юмора и фантазии, что вносило в занятия разрядку. Юлия Сергеевна – целеустремленный, собранный человек, не случайно считалась очень строгим и требовательным педагогом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16