В курсе «Методика музыкального воспитания» дается обзор основных видов музыкальной деятельности детей. Большое внимание в курсе отводится изучению вопросов методики певческого воспитания детей, методики работы с детским хором. Предмет «Методика музыкального воспитания» ведется в форме лекций и семинаров Е.Е.Плямоватой. Раскрывая темы, Екатерина Евгеньевна знакомит учащихся с различными сборниками вокально-хоровых упражнений. Рассказывает, по какому принципу применять их в работе с детскими коллективами.
8. «Хороведение».
Предмет «Хороведение» включает в себя следующие дисциплины:
а) «Методика преподавания хоровых дисциплин».
Предмет «Методика преподавания хоровых дисциплин» является составной частью профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ по специальности хоровое дирижирование. Материал курса предполагает изучение теоретических основ музыкального воспитания и детского хорового исполнительства, знакомство с различными формами и методами хоровой работы с детьми. В программе освещаются вопросы воспитания и обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе; внеклассная и внешкольная работа (в том числе работа в музыкальных школах, в хоровых студиях и других детских и юношеских хоровых коллективах). Большое место отводится изучению различных методик певческого воспитания детей и работы с детским хором (методики В.Емельянова, Д.Огороднова, В.Кирюшина и др.).
б) «Чтение хоровых партитур».
Курс чтения хоровых партитур приобщает учащихся к классическому наследию хорового творчества композиторов различных стилей, эпох и направлений. Обновление и расширение репертуара осуществляется за счет привлечения в программу новых и новейших произведений Г.Свиридова, А. Ларина, Ю.Фалика, М. Парцхаладзе, Ю.Буцко, В. Гаврилина, А. Соколова, Б.Снеткова, А. Гевиксмана, В.Калистратова, А.Вискова. Основным требованием является выработка легато при исполнении партитуры без педали и пение голосов. Краткая аннотация о произведении способствует осмысленному исполнению партитуры.
в) «Хоровая аранжировка».
Основной задачей предмета «хоровая аранжировка» является развитие навыков переложения хоровых и сольных вокальных произведений для различных составов хора. Данный предмет является дополняющим специальный цикл музыкально-хоровых дисциплин. При его изучении педагог старается обеспечить межпредметные связи с такими предметами, как анализ музыкальных произведений, гармония, хороведение, хоровая литература, чтение хоровых партитур. Аранжировки хоровых произведений используются в практической работе с хором на 3 и 4 курсах.
г) «Хоровая литература».
Хоровая литература пополнена новыми темами и их осмыслением в свете современного мировоззрения. Задачи курса:
· Повышение общего культурного и профессионального уровня студентов.
· Усвоение высоких нравственных, этических, моральных идеалов хоровой классики в воспитательных целях
· Выявление религиозности в самых различных её формах как неотъемлемого качества классической хоровой музыки.
· Ознакомление с лучшими образцами хоровой музыки различных жанров, стилей и эпох.
· Выявление роли хора в развитии оперной драматургии.
· Использование произведений хоровой классики в практической работе.
· Привитие навыков хорового анализа.
· Понимание симфонизма как метода мышления.
Не претендуя на исчерпывающую полноту, программа, тем не менее, охватывает самые главные вехи в истории развития хоровой классики.
Педагог училища В.И.Ольховская продолжает работу над учебником «Лекции по хоровой литературе в музыкальном училище» с нотными примерами.
Отдельным пунктом хочется привести статистику по трудоустройству выпускников хорового отделения 2-го МОМУ имени С.С.Прокофьева за последние несколько лет:
Ф.И.О.
Продолжает обучение
Работает по специальности в Москве и М.О.
Гуркина Е.В.
МГПИ им. Ленина
Да
Кледова И.Н.
-
Да
Королева И.О.
РАМ им. Гнесиных
Да
Корощенко О.В.
МГОПУ им. Шолохова
Да
Маркина Т.В.
МГОПУ им. Шолохова
Да
Перегуд А.И.
-
Да
Цыба И.А.
-
Да
Чиликина Л.А.
МГОПУ им. Шолохова
Да
Шереметова С.Н.
Питерский звукореж.
-
Березина С.Г.
РАМ им. Гнесиных
Да
Климачева Е.А.
МГОПУ им. Шолохова
Да
Ладина Т.Г.
МГОПУ им. Шолохова
Да
Лыскина Н.А.
МГИМ им. Ипполитова-Иванова
Да
Максимова А.Н.
-
Да
Мендрелюк Е.И.
РАМ им. Гнесиных
Да
Соколова О.А.
РАМ им. Гнесиных
Да
Тимашова А.Б.
РАМ им. Гнесиных
Да
Сырова Е.Ю.
-
Да
4. Творческие портреты специалистов, преподающих ныне на
дирижерско-хоровом отделе 2-го МОМУ имени С.С.Прокофьева.
В настоящее время во 2-м МОМУ имени С.С.Прокофьева на отделе «хоровое дирижирование» работают двенадцать педагогов преподающих специальные дисциплины, в большинстве своем это выпускники Российской Академии музыки имени Гнесиных: В.И.Ольховская, В.Л.Игнашова, Т.Е.Оприщ, Е.Е.Плямоватая, М.В.Герасимова, Л.А.Каменская, Н.Ю.Степанова, Д.А.Игнашова, и окончившие Московскую Государственную Консерваторию имени П.И. Чайковского – З.С.Числова, М.М.Моисеева, М.Ф.Ковшарь. А также В.С.Ярошенко, выпускница Бакинской консерватории имени Гаджибекова и М.М.Мусаев – Саратовской консерватории.
Эти педагоги являются не только прекрасными преподавателями специальных дисциплин в училище, но также музыкантами-просветителями, активно принимающими участие в развитии музыкальной культуры Подмосковья. Почти все они помимо основной работы в училище имеют свои самодеятельные коллективы, с которыми показывают прекрасные результаты на различных фестивалях и конкурсах. Многие студенты, закончив училище, приходят в коллективы к своим педагогам в качестве певцов.
Числова Зинаида Сергеевна родилась в Москве 8 марта 1924 года. Родители не были профессиональными музыкантами, но очень любили музыку. В доме часто звучала музыка, отец играл на виолончели, а брат матери, безумно любя оперу, играл все арии по слуху, не зная нот. Девочку с четырех лет стали водить в Большой театр. Занятия музыкой Числова начала с восьми лет и с первого класса не сомневалась, что будет музыкантом. В 1943 году она поступила в музыкальное училище имени Октябрьской Революции на дирижерско-хоровое отделение. Окончив второй курс, перевелась на третий курс в музыкальное училище при Московской Государственной консерватории. В 1947 году, окончив музыкальное училище, Зинаида Сергеевна поступила в Московскую Государственную Консерваторию имени П.И.Чайковского на дирижерско-хоровой факультет в класс профессора В.П.Мухина. Огромное влияние на Числову З.С., как на музыканта оказали такие ведущие хоровые мастера как профессор В.Г.Соколов, К.Б.Птица, А.В.Свешников и другие. Еще в училище имени Октябрьской Революции хор вел знаменитый П.Г.Чесноков, а хороведение – профессор А.В.Никольский.
Будучи студенткой четвертого курса консерватории, Зинаида Сергеевна начала работать руководителем хорового класса и педагогом по дирижированию в детской музыкальной школе Бауманского района. Многие воспитанники этой школы, под её влиянием, решили посвятить свою жизнь хоровому искусству:
Н.Н.Соколов – ныне кандидат искусствоведения, директор мемориального дома-музея Ф.И.Шаляпина;
Б.А.Селиванов – ныне профессор Российской Академии Музыки имени Гнесиных, заслуженный деятель искусства Р.Ф.;
В.И.Розов – долгие годы возглавлявший Московский Государственный театр оперетты;
Е.И.Крючкова – преподаватель Московского областного Колледжа искусств;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16