Дивидендная политика предприятия
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету: "Долгосрочная финансовая политика"
тема: "Дивидендная политика предприятия"
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1
Понятие дивидендной политики
1.1
Нормативно-правовые аспекты регулирования дивидендной политики. Основные используемые термины и понятия.
1.2
Основные вопросы, решаемые в процессе реализации дивидендной политики
1.3
Результирующий эффект дивидендной политики
1.4
Теория независимости цены капитала от дивидендной политики
1.5
Теория влияния дивидендной политики на цену капитала
1.6
Виды дивидендной политики
2
Учет начисления и выплаты дивидендов
2.1
Дивиденды, выплачиваемые в денежной форме
2.2
Учет дивидендов, выплачиваемых акциями
2.3
Учет дробления акций
3
Влияние дивидендной политики на результаты хозяйственной деятельности обществ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Устойчивому финансовому положению предприятия во многом способствует предварительная работа по планированию всех его доходов и направлений расходования средств. Жизнь по средствам - это один из главных принципов рациональной организации финансов на предприятии. В зависимости от целей и задач разрабатываются и составляются финансовые планы разнообразного назначения и содержания. Необходимость планирования продиктована многочисленными причинами, но представление о деятельности и ее результатах, вмещаемое в план, продиктовано прежде всего тем, что в сам процесс хозяйственного развития заложен значительный элемент неопределенности. Направленность плана задается общей стратегией предприятия, и именно поэтому он выступает руководством к действию. В настоящее время планированию на предприятии уделяется все большее внимание. Для успешного управления разрабатываются бизнес-планы, учитывающие задачи текущего и перспективного развития. В этих документах находит отражение стратегия финансирования. Здесь анализируются и прогнозируются разнообразные ситуации и варианты, оцениваются возможности предприятия на рынке. На этой основе предполагаются наиболее квалифицированные варианты решений, что позволяет надеяться на устойчивое финансовое положение предприятия в будущем.
Финансовый план представляет собой завершающую часть бизнес-плана, где концентрируются итоги по всем предыдущим разделам: по объему продаж и прибыли, использованию собственных и заемных средств, объему инвестиций, срокам их окупаемости, объему затрат на производство и реализацию, маркетингу, выплате дивидендов и т.д. / 1 /
Финансовый план на предприятии призван решать ряд задач. Прежде всего, обеспечивается источниками финансирования процесс воспроизводства путем формирования и использования соответствующих целевых фондов. Финансовый план предусматривает расчеты по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, с банками и страховыми организациями, кредиторами, создавая тем самым определенные гарантии по своим обязательствам. Кроме того, в ходе финансового планирования на предприятии выявляются имеющиеся резервы, мобилизация которых обеспечит получение дополнительных доходов. Отбор в ходе планирования оптимальных вариантов хозяйствования позволяет снизить риски и избежать нежелаемых убытков и потерь, вести рациональную налоговую политику. Важной задачей, стоящей перед финансовым планированием, является организация контроля рублем за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия. Таким образом, финансовый план является важнейшим инструментом в управлении предприятием, а его неукоснительная реализация - залогом успешного предпринимательства, соблюдения интересов собственников, акционеров и всех работников.
Перспективный финансовый план содержит важнейшие показатели и целевые установки развития и поведения предприятия на рынке, им задаются пропорции и темпы, стратегия инвестиционной деятельности, формирования накоплений, ценовая и дивидендная политика. Такие планы разрабатываются на несколько лет и могут уточняться по мере реализации основных задач.
Предлагаемая работа рассматривает существующие виды дивидендной политики. Кроме того, с позиций перспективного планирования анализирует дивидендную политику предприятия, позволяющую рассмотреть, как результирующий эффект вышеназванной политики, так и влияние ее на цену капитала рассматриваемого общества.
1. Понятие дивидендной политики
1.1 Нормативно-правовые аспекты регулирования дивидендной политики.
Основные используемые термины и понятия
Нормативным документом, регулирующим порядок выплаты дивидендов по акциям акционерных обществ, является "Положение о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям" от 25.12.91 №601 / см. Приложение 1/.
В соответствии с названными выше документами, используемые в представленной работе основные термины и понятия имеют следующее содержание:
Акционерное общество – общество, учреждаемое и действующее в соответствии с уставом, которым определяется размер уставного капитала, разделенного на определенное количество акций одинаковой номинальной стоимости. Акционеры не отвечают по обязательствам акционерного общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций, в т.ч. и неоплаченных на данный момент.
Открытое акционерное общество – акции общества свободно продаются и покупаются на условиях, устанавливаемых законодательством. При первичной эмиссии акции ОАО распространяются по рыночным ценам, но не дешевле их номинальной стоимости. Численность акционеров не ограничивается.
Закрытое акционерное общество – акции общества распределяются только среди учредителей или иных, заранее определенных лиц и не поступают в открытую продажу. Акционеры общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами. Число акционеров не может превышать 50. Все акции могут принадлежать одному лицу.
Уставный капитал – минимальная величина капитала, зарегистрированная в уставе хозяйственного общества. Равна номинальной стоимости акций, выпущенных акционерным обществом.
Акция – определенная часть, выраженная суммой денег, на которые подразделяется уставный капитал акционерного общества. Оформление – в виде записи на счетах с выдачей сертификата о типах, количестве и номинальной стоимости акций, принадлежащих данному владельцу, или в виде ценной бумаги на каждую отдельную акцию. Такие акции легче продавать и покупать на вторичном фондовом рынке. По характеру распоряжения ими акции подразделяются на именные и предъявительские. По законодательству Российской Федерации возможен выпуск только именных акций.
Акция обыкновенная – категория акций, дающая право голоса на собрании акционеров. Дивиденды по ним выплачиваются в зависимости от фактических результатов хозяйственной деятельности.
Акции привилегированные – дают право на:
- получение гарантированного размера дивидендов;
- привилегии при распределении активов акционерного общества;
- возможную обратимость в обыкновенные акции;
- возможность выкупа их акционерным обществом.
Дают одну или несколько названных привилегий, которые указываются при их выпуске /2/.
Дивиденд – стоимость активов акционерного общества, распределяемых среди держателей акций пропорционально числу их акций в счет чистой прибыли отчетного периода. Обычно сумма дивидендов не превышает суммы чистой прибыли за данный период.
Оперируя представленными категориями перейдем к рассмотрению непосредственно дивидендной политики организаций.
1.2 Основные вопросы, решаемые в процессе реализации дивидендной политики
Дивидендная политика акционерного общества включает выбор по следующим вопросам:
1. Следует ли корпорации выплачивать всю или часть чистой прибыли акционерам в текущем году или инвестировать ее в целях будущего роста. Это означает выбор соотношения в чистой прибыли той части, которая идет на выплату дивидендов (d), и той части, которая реинвестируется в активы корпорации. Рассматривая модель ценообразования на акции корпорации с постоянным темпом прироста g (модель Гордона)
pq = da1/(ks — g),
где da1 — ожидаемый дивиденд на акцию года t = 1,