Проведенное исследование проблем правового регулирования туристической деятельности как вида предпринимательской деятельности позволяет сделать следующие главные выводы и предложения:
· По договору оказания услуг по туристскому обслуживанию исполнитель обязуется оказать заказчику комплексную туристическую услугу, организованную исполнителем заранее либо по индивидуальному заданию Заказчика, а Заказчик обязуется указанную услугу оплатить.
· Исполнителем по договору туристического обслуживания, является турагент, который заключил договор оказания услуг по туристскому обслуживанию или от имени которого заключен такой договор, независимо от того, предоставляются услуги по туристскому обслуживанию (или часть их) туроператором либо третьим лицом - субъектом туристической индустрии.
· Заказчиком является потребитель (турист), а также иное лицо, заказывающее услуги по туристскому обслуживанию с целью последующей передачи прав на их использование потребителю (туристу).
· Договором может быть предусмотрена возможность возложения исполнения туроператором части или всех своих обязательств по договору оказания услуг по туристскому обслуживанию на третьих лиц - субъектов туристической индустрии. Возложение туроператором исполнения обязательств на третьих лиц не освобождает туроператора от ответственности перед туристом за оказание всех услуг, входящих в комплексную туристическую услугу.
· Договор оказания услуг по туристскому обслуживанию является публичным договором, так как для него характерны два признака: во-первых, он может быть заключен только туристской фирмой и, во-вторых, деятельность туристической фирмы является публичной.
· К отношениям по договору оказания услуг по туристскому обслуживанию с участием заказчика - потребителя, не урегулированные Гражданским кодексом а также Законом О туристской деятельности, применяется Закон О защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним.
· Особенности договора на туристическое обслуживание обусловлены комплексным характером его содержания – обязанностью исполнителя (туроператора, турагента) оказать заказчику (туристу) на возмездной основе различного вида услуги, составляющие в совокупности туристическую услугу (пакет услуг).
· Услуги, предусмотренные договором на туристическое обслуживание оказываются, как правило, не лично исполнителем (туроператором, турагентом), а третьими лицами, с которыми исполнитель (туроператор) заключает договоры (перевозки, об оказании гостиничных, экскурсионных и др. услуг) с исполнением третьим лицам (туристам).
· Туристическая услуга носит комплексный характер и представляет собой совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей туриста, обусловленных особенностями и целью путешествия;
· Договор на туристическое обслуживание является по своей природе договором возмездного оказания услуг, в соответствии с которым одна сторона (туроператор, турагент) обязуется оказать другой стороне (туристу) туристическую услугу своими средствами либо средствами третьих лиц, а другая сторона (турист) обязуется уплатить установленную денежную сумму.
· Отношения по договору туристического обслуживания, регулируется нормами главы 39 ГК РФ и Федеральными законами О туристской деятельности и Законом О защите прав потребителей. В связи с изложенным, понятия «туристический продукт» и «тур» предлагается исключить из Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», заменив их понятием «туристическая услуга».
В силу своей возросшей социальной и экономической значимости туристическую деятельность следует, включить в Общероссийский классификатор как отдельную отрасль экономической деятельности.
Развитие туризма в России невозможно без совершенствования законодательства в этой сфере. Конкретные предложения по изменению и дополнению нормативных правовых актов, регулирующих туристическую деятельность, требуют глубокой проработки и могут составлять предмет самостоятельных научных исследований.
На сегодняшний день необходимо принятие федеральной программы развития туризма, объединяющей усилия регионов по формированию общефедеральных туристических маршрутов и определяющей приоритеты и очередность их развития с целью повышения экономической эффективности предполагаемых мер. Для успешного создания и реализации программ развития туризма Правительству Российской Федерации желательно определить уполномоченный орган, осуществляющий мониторинг использования туристических ресурсов на территории Российской Федерации, который позволит получить информацию о загруженности туристического ресурса, количестве посещений в определенный период времени, доходах от его использования, техническом состоянии и т.п.
В конце дипломной работы, хотелось бы напомнить один из принципов Гаагской декларации о туризме (апрель 1989 года), суть которого в следующем: туризм должен планироваться на государственном уровне, поскольку он имеет такое же значение, как и другие виды экономической и социальной деятельности. Для этого требуется создание подлинной национальной туристической политики и принятие парламентами государств отдельного законодательства о туризме, а если потребуется - Кодекса туриста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова А.Ю.: Международный туризм-М.: Аспект-пресс, 2001;
2. Андреев В.И.: Бюро международного молодежного туризма-М.: Инфра-2000г;
3. Афонина Е.В.: О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Вестник ВАС РФ. - 2000. - N 7;
4. Балабанов И.Т., Балабанов А.И.: Экономика туризма. – М.: Финансы и кредит, 2001. – С. 6,15;
5. Биржаков М.Б.: Введение в туризм. – С-Пб.: Торговый дом «Герда», 1999. – С.8.;
6. Бирюков П.Н., Галушко Д.В., Хамова Ю.А.: Правовое регулирование туристической деятельности, Воронеж 2006г.;
7. Борисов К.Г.: Международный туризм и право, М.: Инфра-1999г.;
8. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / Главный редактор Т.Г. Музрукова - Электронная версия;
9. Власов А.А., Нагорный А.Г.: Туризм. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 5;
10. Волошин Н.И.: Туристическая деятельность как предмет правового регулирования // Экономика и право. – 1999. – № 11. – С. 57;
11. Вольвач Я.В.: Адвокат, N 8, август 2004 г;
12. Гражданское право России под ред. А.П. Сергеева, Ю.К.Толстого общая часть (курс лекций), Москва, 2006г;
13. Гражданское право России под ред. А.П. Сергеева, Ю.К.Толстого том 2 -М., 2001. – С.576;
14. Грушевая Е.П.: Обязательства по предоставлению услуг в хозяйственных отношениях.//Сов. государство и право. – 1982. -№1. -С.82;
15. Гужин Г.С., Беликов М.Ю., Клименко Е.В.: Менеджмент в иностранном и внутреннем туризме. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 1997. – С.16;
16. Гуляев В.Г.: Организация туристической деятельности. – М.: Нолидж, 1996. – С.18;
17. Данилова Л.Я.: Специфика организационных правоотношений возникающих при оказании туристических услуг, Вестник СГАП, 2004, №4(41);
18. Зинченко С.В, Газарьян Б.Н.: Ничтожные и оспоримые сделки в практике предпринимательства // Хозяйство и право. - 1997. - N 2. - С. 123;
19. Злобина Л.В.: Невыполнение туристическая фирмой договорных обязательств перед партнерами // Главный бухгалтер. – 2000. – № 4. – С. 25-28;
20. Новицкий И.Б.: Римское право. -М, 1993. -С.189;
21. Кабалкин А.В.: Договор возмездного оказания услуг// Российская юстиция. - 1998. -№3. -С.14;
22. Квартальнов В.А.: Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2001. – С.24;
23. Киселев Ю.В.: Финансовая газета, N 4, 2003 г. Региональный выпуск;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11