Доход и прибыль предприятия

Доход и прибыль предприятия

                                          Содержание

Введение                                                                                                                   2

1.  Доход фирмы совершенного конкурента                                                         4

1.1 Доход предприятия как экономическая категория                                        4

1.2 Валовой, средний и предельный доход фирм                                                 6

2.  Основы теории прибыли                                                                                    9

2.1 Значение и функции прибыли                                                                          9

2.2 Прибыль как категория производства, показатели прибыли и рентабельности производства                                                                              15

2.3 Краткосрочная и долгосрочная модели максимизации прибыли фирмы совершенного конкурента                                                                                    23

Заключение                                                                                                            32

Список литературы                                                                                               34

Введение

 Состояние рыночной экономики на современном этапе предполагает жесткие требования к управленческой системе предприятия. Постоянные изменения экономической ситуации требуют быстрого реагирования управленческого аппарата, чтобы поддержать финансовое состояние организации и выгодно изменить политику предприятия в сторону сложившейся ситуации.

Основой деятельности предприятия является прибыль, это источник существования и развития, основная цель и показатель результатов деятельности. Предприятие самостоятельно планирует развитие своей деятельности, исходя из фактора спроса на производимую продукцию, своих возможностей и необходимости дальнейшего развития. Самостоятельно планируемым показателем является и прибыль и варианты и способы её достижения.

Одним из основных требований функционирования предприятий яв­ляются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обес­печение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача фирмы – осуществление хозяйственной деятель­ности, направленной на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов чле­нов трудового коллектива и интересов собственников имущества предприятия. В условиях совершенной конкуренции цель- получение дохода и прибыли¸ объективно предопределена: чтобы не оказаться вытесненной с рынка, фирма должна всю свою деятельность ориентировать на максимизацию прибыли.

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, выступают прибыль и рентабельность. Показатель рентабельности показывает, насколько хорошо работает предприятие, какую прибыль приносят вложенные капиталы. В отечественной аналитической практике такой коэффициент стал рассчитываться сравнительно недавно. Это обстоятельство вызвано тем, что в нашей стране не в полной мере развит фондовый рынок. С переходом к рыночной экономике показатель рентабельности становится одним из важнейших коэффициентов, характеризующих эффективность использования основных ресурсов предприятия.

Применение прибыли в качестве одного из основных показателей в оценке эффективности деятельности предприятия – сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов, получение прибыли.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях хозяйствования целью деятельности любого предприятия является получение прибыли.

Целью работы является теоретическое исследование экономической модели совершенной конкуренции.

В работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть доход фирмы совершенного конкурента;

- определить значение и функции прибыли;

- выявить факторы, влияющие на величину прибыли;

- проанализировать поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

1. Доход фирмы совершенного конкурента.


 1.1 Доход предприятия как экономическая категория

Одной из центральных или опорных категорий системы хозяйствования рыночного типа выступает доход предпринимательской фирмы. Безусловно, у работодателя и работополучателя есть собственные экономические интересы, которые реализуются в особых формах: прибыль, процент и дивиденд на капитал, зарплата и т.д. Но первичное присвоение отражает, прежде всего, доход или денежная выручка от хозяйственных действий предпринимательской фирмы.

Доход – итог хозяйственной деятельности, основа социально-экономического благосостояния хозяйствующего субъекта. Доход – есть денежный эквивалент произведенной и реализованной продукции, первичная форма реализации собственности, экономической ответственности предпринимателя перед «экономической средой». Понятно – с учетом конечного результата, получившего общественное признание, через механизм рыночного спроса и предложения. Как раз доход отражает экономическую результативность предпринимательства, выражает отношения хозяйственного риска, материальную и экономическую ответственность предпринимателя за рациональное использование всех факторов производства. Отношения дохода выражают сложную структуру взаимосвязей по вертикали (предприниматель-государство) и горизонтали, в свою очередь предполагают наличие субординированной системы категорий: валовой, чистый, предпринимательский доход и т.п.[2, с.89].

Валовой доход фирмы – это поток денежных поступлений за определенный период. Превалирующую часть такого дохода образует выручка от продажи товаров и услуг, поэтому в экономической теории выручку от продажи товаров и услуг рассматривают как валовой доход фирмы. В общественном секторе плановой экономики использовались категории чистого и хозрасчетного дохода. Чистый доход – это выручка за вычетом материальных затрат и затрат на заработную плату. Хозрасчетный доход состоит из заработной платы и прибыли.

Современные неоклассические теории, разработанные для развитой рыночной экономики, исходят из того, что, используя ресурсы на производство и реализацию продукции, предприниматель получит доход, который зависит от объема реализованной продукции и рыночных цен.

Валовой доход состоит из выручки от реализации продукции и внереализационных доходов – денежных средств, полученных от непроизводственных операций (проценты по вкладам; дивиденды; полученные пени, штрафы (за вычетом уплаченных); доходы от ценных бумаг, валютных операций и др.).

Важным является распределение дохода в соответствии с долей участия каждого ресурса при производстве и реализации услуг. В связи с этим образуются так называемые факторные доходы. Часть дохода фирма использует на издержки в виде выплаты заработной платы работникам, покрытия материальных затрат, амортизацию изношенного оборудования, выплат по налогам, процентов за кредит и другие цели. Разница между общей суммой валового дохода и издержками на производство и реализацию товаров и услуг носит название прибыли.

В свою очередь прибыль выступает в факторных формах. Прибыль, полученную за приложение капитала в производстве товаров и услуг, называют предпринимательским доходом. Предпринимательский доход – это часть дохода промышленника за минусом процента за взятый в ссуду капитал. Он включает, во-первых, нормальную прибыль – вознаграждение предпринимателю за удержание его в данной сфере деятельности (нормальная прибыль входит во внутренние издержки фирмы). Во-вторых, предпринимательский доход включает и доход сверх нормальной прибыли, то есть экономическую (чистую) прибыль.

  Заработная плата есть форма дохода за приложение ресурса труда. Если труд и капитал применяются в производстве с использованием земли, доход принимает форму земельной ренты. Капитал, используемый в качестве ссудного фонда, приносит его владельцу доход в форме ссудного процента.

Через доход фирма стремится активно уловить в свою пользу «доллар покупателя», что позволяет ускорить движение оборотного капитала, своевременно возобновлять фонды оплаты труда, амортизационных отчислений, сохранять рабочие места и вовремя выплачивать зарплату персоналу, оплачивать различные счета поставщиков. Увеличение массы дохода не в последнюю очередь свидетельствует о возрастании загрузки производственных мощностей. Получение дохода свидетельствует о реализации продукции, целесообразности производственных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта. Наоборот, отказ от оплаты счета, отсутствие спроса и затоваривание, трудности в подборе партнеров для совместного осуществления маневра, финансовых проектов и т.п. негативно отражаются на доходной части предпринимателя.


 1.2  Валовой, средний и предельный доход фирмы.


В экономической теории различают общий, средний и предельный доход. Общий (валовой) доход TR  есть общая сумма денежной выручки, полученная фирмой в результате реализации произведенной ею продукции. Он равен цене товара, умноженной на количество проданных единиц:

                                             TR= P∙Q;

где Р – цена единицы товара;

      Q – количество проданных единиц товара.

Как видим, величина общего дохода при прочих равных условиях зависит от объема выпуска и цен реализации.

Средний доход AR – это величина денежной выручки, приходящаяся на единицу реализованной продукции. Он определяется как частное от деления общего дохода на количество единиц реализованного блага:                                                                                    

                              AR= =  = Р.

Расчет среднего дохода обычно применяют при изменяющихся ценах в течение    какого-то  временного интервала или в тех случаях, когда ассортимент выпускаемой фирмой продукции состоит или множества товаров или услуг.

Предельный доход MR есть приращение общего дохода за счет выпуска и продажи дополнительной единицы продукции. Он может быть подсчитан для любого изменения объема выпуска продукции следующим образом: 

                                      MR = ,

где TR – прирост  валового дохода в результате реализации дополнительной единицы продукции;

       - прирост объема производства и реализации на единицу продукции.

В условиях совершенно конкурентного рынка, где на цену не влияет количество единиц продукции, выпускаемой фирмой, предельный доход будет равен цене единицы продукции (MP=P), так как , поэтому

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать