В этом случае есть смысл сравнивать затраты капитала и присваиваемую прибыль.
Степень доходности или степень отдачи средств, используемых в производстве, есть рентабельность.
Рентабельность измеряется такими основными показателями как:
- рентабельность производства;
- рентабельность продукции.
Рентабельность производства отражает степень доходности всего авансированного капитала:
,
Где Pr – масса прибыли, - основной капитал, - оборотный капитал.
В практической деятельности рентабельность производства исчисляется как отношение балансовой прибыли (Пб) к стоимости основных производственных фондов (Оф) и собственных оборотных средств (Ос).
Индивидуальная рентабельность или рентабельность конкретной предпринимательской фирмы зависит прежде всего от достигнутой степени эффективности производства, используемых моделей маркетинга и менеджмента, сложившихся внутренних производственных отношений, социального микроклимата. Здесь срабатывают все факторы, которые позволяют максимизировать объем прибыли и минимизировать объем используемых производственных ресурсов. Среди них выделяют производительность и интенсивность труда, продолжительность рабочего дня, сменный режим, скорость оборота переменного и оборотного капитала, эффективность технологической системы, экономию на постоянном капитале и т.д. В ходе конкуренции ряд прежних преимуществ исчезает, так как и другие фирмы вносят коррективы в свою деятельность, ориентируясь на опыт лидера-конкурента. Но могут появиться и новые экономические преимущества; возможность существования индивидуальных издержек производства непрерывно воспроизводится [2.c. 108].
Различают так же рентабельность продукции – отношение прибили от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.
Рентабельность продукции исчисляется по формуле:
,
где Р - рентабельность продукции, % ;
П - валовая прибыль предприятия, руб. ;
Сп - полная себестоимость реализованной продукции, руб.
Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам, т.е. к выручке от продаж. Отсюда такой показатель рентабельности стал называться рентабельность продаж.
Эти показатели – рентабельности продукции и рентабельности продаж – взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Важно сформировать структуру производимой продукции в зависимости от изменения удельного веса изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.
В процессе анализа финансового состояния фирмы могут исчисляться и другие показатели рентабельности, имеющие частное значение. Например, рентабельность всего капитала предприятия, рентабельность внеоборотных активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность инвестиций и др.
2.3 Краткосрочная и долгосрочная модели максимизации прибили фирмы совершенного конкурента
Помня об отличии «бухгалтерской» и «экономической» прибыли, прибыль будет рассматриваться как разница между общим доходом и издержками производства
Рr (прибыль)= ТR (доход) – С (издержки)
Каждая конкурирующая фирма стремиться максимизировать прибыль, продавая больше, по более высоким ценам и производя наиболее экономичным способом, при наиболее минимальных издержках производства.
Данные рассуждения позволяют сформулировать исходную модель максимизации прибыли в краткосрочный период. Для этого необходимо сопоставить валовой доход и валовые издержки, учитывая, что цена постоянная.
ТС (валовые) = ТFC (постоянные) + TVC (переменные)
Если Q=0, то убытки сводятся к постоянным издержкам.
Рассмотрим таблицу 2.3.1, вслед за этим выполним соответствующее графическое построение ( см. рис. 2.3.2).
Q
P
TR
TFC
TVC
TC
Pr
MC
MR
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
0
40
80
120
160
200
240
280
320
360
400
440
50
50
50
50
50
50
50
50
50
50
50
50
-
50
78
98
112
130
150
172
210
255
310
375
50
100
128
148
162
180
200
222
260
305
360
425
-50
-60
-48
-28
-2
20
40
58
60
55
40
15
-
50
28
20
14
18
20
22
38
45
55
65
-
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
40
Таблица 2.3.1. Краткосрочные доходы и издержки предпринимательской фирмы.
T
TR
450
TC
300 B
150 A
50
O 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Q
Рис.2.3.2. Общие доходы и общие издержки предпринимательской фирмы.
Исходные правила краткосрочного поведения предпринимательской фирмы:
- следует осуществлять производство, если фирма может получать прибыль (TR>TC); так же целесообразно осуществлять производство, если валовой доход покрывает постоянные издержки (TR>TFC), а сами убытки меньше, чем ее постоянные издержки (-Pr<TFC);
- в краткосрочный период предпринимательская фирма должна производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыль или минимизирует убытки.
На основе представленных данных следует сделать такие выводы:
- по мере роста объема Q прибыль Pr становится положительной величиной, растет до Q= 8, а затем снижается;
- максимальному объему прибыли соответствует наибольшее приближение МС к ТС. При более точных расчетах это возможно при МR=МС;
- угловой коэффициент линии TR равен предельному доходу MR;
- угловой коэффициент линии ТС равен предельным издержкам МС;
- максимуму прибыли соответствует максимальное расстояние между TR и ТС. Данные об ТС отражают действие закона убывающей производительности[ 2. c.94]
Стратегия: максимизация прибыли. Приведенные выше расчеты показывают, что максимум прибыли достигается при Q=8. Тогда Pr = 60.
Кривая ТС отражает действие закона убывающей производительности.
Выделяются две точки критического объема производства. Когда ТС=ТR, а прибыль равна нулю. Любое производство за пределами этих точек – убыточное. Максимальная прибыль достигается, когда « ТR, минус ТС» есть максимальная величина.
MR = MC; MR = P; то Р = МС
Наращивая экономическую активность, предпринимательская фирма постепенно стремиться уменьшить убытки. При Q = 4 последние исчезают, затем появляется прибыль. Прибыль увеличивается до Q = 8, а затем ее масса постепенно снижается вплоть до достижения второй критической точки объема производства. Далее – убытки.
Т
50
Pr
В
0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Q
-50
Рис. 2.3.3. Максимизация прибыли в краткосрочный период.
Стратегия: минимизация убытков. Если фирма не получает прибыль, то возникает стремление свернуть производство или покинуть данный вид бизнеса вообще. Если TVC сводятся к нулю, то убытки будут равны TFC.
Но есть и другие решения. Можно отказаться на время от идеи получать прибыль, но работать без убытков. Уменьшение убытков – это приближение к «первой критической точке»:
- Pr (убыток) = TFC – (TR – TVC).
Если TVC>TR, то есть смысл закрывать производство, чтобы не допустить образования дополнительных убытков по линии общих переменных издержек Если валовой доход превышает совокупные переменные издержки (TR>TVC), то есть смысл осуществлять производство, так как из текущего дохода: