Доход и прибыль предприятия

В этом случае есть смысл сравнивать затраты капитала и присваиваемую прибыль.

Степень доходности или степень отдачи средств, используемых в производстве, есть рентабельность.

Рентабельность измеряется такими основными показателями как:

- рентабельность производства;

- рентабельность продукции.

Рентабельность производства отражает степень доходности всего авансированного капитала:

                                     ,

Где Pr – масса прибыли, - основной капитал, - оборотный капитал.

В практической деятельности рентабельность производства исчисляется как отношение балансовой прибыли (Пб) к стоимости основных производственных фондов (Оф) и собственных оборотных средств (Ос).

Индивидуальная рентабельность или рентабельность конкретной предпринимательской фирмы зависит прежде всего от достигнутой степени эффективности производства, используемых моделей маркетинга и менеджмента, сложившихся внутренних производственных отношений, социального микроклимата. Здесь срабатывают все факторы, которые позволяют максимизировать объем прибыли и минимизировать объем используемых производственных ресурсов. Среди них выделяют производительность и интенсивность труда, продолжительность рабочего дня, сменный режим, скорость оборота переменного и оборотного капитала, эффективность технологической системы, экономию на постоянном капитале и т.д. В ходе конкуренции ряд прежних преимуществ исчезает, так как и другие фирмы вносят коррективы в свою деятельность, ориентируясь на опыт лидера-конкурента. Но могут появиться и новые экономические преимущества; возможность существования индивидуальных издержек производства непрерывно воспроизводится [2.c. 108].

Различают так же рентабельность продукции – отношение прибили от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

Рентабельность продукции исчисляется по формуле:

                              ,

где  Р   -  рентабельность продукции, % ;

       П   -  валовая прибыль предприятия, руб. ;

       Сп -  полная себестоимость реализованной продукции, руб.

Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам, т.е. к выручке от продаж. Отсюда такой показатель рентабельности стал называться рентабельность продаж.

Эти показатели – рентабельности продукции и рентабельности продаж – взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Важно сформировать структуру производимой продукции в зависимости от изменения удельного веса изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

В процессе анализа финансового состояния фирмы могут исчисляться и другие показатели рентабельности, имеющие частное значение. Например, рентабельность всего капитала предприятия, рентабельность внеоборотных активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность инвестиций и др.


2.3 Краткосрочная и долгосрочная модели максимизации прибили фирмы совершенного конкурента

Помня об отличии «бухгалтерской» и «экономической» прибыли, прибыль будет рассматриваться как разница между общим доходом и издержками производства

                      Рr (прибыль)= ТR (доход) – С (издержки)

Каждая конкурирующая фирма стремиться максимизировать прибыль, продавая больше, по более высоким ценам и производя наиболее экономичным способом, при наиболее минимальных издержках производства.

Данные рассуждения позволяют сформулировать исходную модель максимизации прибыли в краткосрочный период. Для этого необходимо сопоставить валовой доход и валовые издержки, учитывая, что цена постоянная.

        ТС (валовые) = ТFC (постоянные) + TVC (переменные)

Если Q=0, то убытки сводятся к постоянным издержкам.

Рассмотрим таблицу 2.3.1, вслед за этим выполним соответствующее графическое построение ( см. рис. 2.3.2).


Q

P

TR

TFC

TVC

TC

Pr

MC

MR


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40


0

40

80

120

160

200

240

280

320

360

400

440


50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50


 -

50

78

98

112

130

150

172

210

255

310

375


50

100

128

148

162

180

200

222

260

305

360

425


-50

-60

-48

-28

-2

20

40

58

60

55

40

15


 -

50

28

20

14

18

20

22

38

45

55

65


 -

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40


    Таблица 2.3.1. Краткосрочные доходы и издержки предпринимательской фирмы.


  T

                                                                                                                  TR      

450


                                                                                                          TC

300                                                             B                            

 

                                                         

150                                                                A


 50


  O   1      2      3      4      5      6      7      8      9      10      11      12        Q

       Рис.2.3.2. Общие доходы и общие издержки предпринимательской фирмы.


Исходные правила краткосрочного поведения предпринимательской фирмы:

- следует осуществлять производство, если фирма может получать прибыль (TR>TC); так же целесообразно осуществлять производство, если валовой доход покрывает постоянные издержки (TR>TFC), а сами убытки меньше, чем ее постоянные издержки (-Pr<TFC);

- в краткосрочный период предпринимательская фирма должна производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыль или минимизирует убытки.

На основе представленных данных следует сделать такие выводы:

- по мере роста объема Q прибыль Pr становится положительной величиной, растет до Q= 8, а затем снижается;

- максимальному объему прибыли соответствует наибольшее приближение МС к ТС. При более точных расчетах это возможно при МR=МС;

- угловой коэффициент линии TR равен предельному доходу MR;

- угловой коэффициент линии ТС равен предельным издержкам МС;

- максимуму прибыли соответствует максимальное расстояние между TR и ТС. Данные об ТС отражают действие закона убывающей производительности[ 2. c.94]

Стратегия: максимизация прибыли. Приведенные выше расчеты показывают, что максимум прибыли достигается при Q=8. Тогда Pr = 60.

Кривая ТС отражает действие закона убывающей производительности.

Выделяются две точки критического объема производства. Когда ТС=ТR, а прибыль равна нулю. Любое производство за пределами этих точек – убыточное. Максимальная прибыль достигается, когда « ТR, минус ТС» есть максимальная величина.

                              MR = MC; MR = P; то Р = МС

Наращивая экономическую активность, предпринимательская фирма постепенно стремиться уменьшить убытки. При Q = 4 последние исчезают, затем появляется прибыль. Прибыль увеличивается до Q = 8, а затем ее масса постепенно снижается вплоть до достижения второй критической точки объема производства. Далее – убытки.


         Т

          50

                                                                                                              Pr


                                                                                              В

           0                                                                                          

                        1         2        3        4        5       6        7        8       9       10       11         Q

                         -50  

                    Рис. 2.3.3. Максимизация прибыли в краткосрочный период.


Стратегия: минимизация убытков. Если фирма не получает прибыль, то возникает стремление свернуть производство или покинуть данный вид бизнеса вообще. Если TVC сводятся к нулю, то убытки будут равны TFC.

Но есть и другие решения. Можно отказаться на время от идеи получать прибыль, но работать без убытков. Уменьшение убытков – это приближение к «первой критической точке»:

                        - Pr (убыток) = TFC – (TR – TVC).

Если TVC>TR, то есть смысл закрывать производство, чтобы не допустить образования дополнительных убытков по линии общих переменных издержек Если валовой доход превышает совокупные переменные издержки (TR>TVC), то есть смысл осуществлять производство, так как из текущего дохода:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать