Джайнизм

Джайнизм

 















Реферат на тему:


«Философские и религиозные принципы джайнизма»

КАЗАНЬ 2005г.

Содержание




1

Введение …………………………………………………………………..

3

2.

Основная часть……………………...…………………………………..

4

3.

Заключение ……………………………………………………………….

11

4.

Список используемой литературы ……………………………………...

12

5.

Приложения……………………………………………………………….

13




1.                 Введение

Джайнизм – одна из религий Индии, возникла в 6 веке до н. э. По преданию учение было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, последний из которых – Вардхамана Махавира (прозванный Джина).

Джина – победитель, тот , кто победил карму и устранил препятствия с пути религиозного спасения.  Джайны поклоняются своим полумифическим пророкам как божествам.

Центральное место в Дж занимает учение о вечной душе, которая может вселяться последовательно в различные материальные тела. Душа человека ответственна за все совершенное им вследствие действия закона кармы, который связывает тело с душой, приковывает человека к земным делам, определяя и его дальнейшие перерождения. Спасения и вечного блаженства может достичь тот, кто наиболее праведную жизнь. От каждого требуется вера в истинность учения, основанные на нем совершенное знание и совершенная жизнь, т.е. неукоснительное соблюдение предписаний религии.

Существуют два основных направления джайнизма: дигамбары, полагающие, то другие тексты утрачены, отказывающие от всех соблазнов жизни, и шветамбары, которые пытаются восстановить утраченные тексты и канонизировать их, проповедуют менее строгий подход к жизни.

В своем реферате я рассказываю об основных принципах джайнизма. Какие в представлении джайнов  существуют миры и где живут святые и боги, где находятся излюбленные места паломничества.

2.                 Основная часть


Считают, что джайнизм в отличии от ведической религии не является религией – апаурушейя, т.е. обладающей сверхъестественными (буквально «нечеловеческим») происхождением. Это учение было создано людьми, каждый из которых известен как Победитель (устранивший все препятствия на пути к спасению), ил тиртханкар – «перевозчик через поток (бытия)».

Основные принципы джайнизма следующие:

1.                   Каждая человеческая душа изначально облечена в оболочку материальных частиц, называемых карма, привязывающих её к нечистым земным делам.

2.                   Каждый человек должен стремиться к освобождению от этой зависимости и к достижению совершенного состояния души, в котором она приобретает четыре новых качества: безграничную веру, безграничное знание, безграничную силу и безграничное счастье.

3.                   Человек должен держать свою материальную оболочку под контролем своего духа, так как только после полного преодоления её связующей силы душа достигает совершенства.

4.                   Человек может достичь совершенства только своими собственными усилиями. Никто не может помочь ему на этом пути. Каждый несет полную меру ответственности за все, что он делает1. Этот последний принцип объективно отрицает бога.

Основой джайнской философии является вера в объективное существование двух категорий (понятий) – джива (живое) и аджива (неживое), которые находятся в непрерывном взаимодействии, порождающим все явления жизни2.

Человек может добиться того, что это взаимодействие прекратиться и душа постепенно освободится от притяжений со стороны всего того, что относится к аджива, и достигнет состояния мокша – полной свободы, спасения.

Для достижения мокши каждый джайн должен четко освоить мыслью семь так называемых таттв:

1.

Живое (дух)

2.

Неживое (материя)

3.

Проникновение матери в душу

4.

Связывание ею души

5.

Преодоление душой этого проникновения

6.

Освобождение от влияния матери

7.

мокша


Джива (будем переводить это как «Душа») в целом вечна непреходяща, но состоит она из неисчислимого множества отдельных душ, облеченных в самые разные материальные оболочки, или тела. Это могут быть тела людей, животных, насекомых и даже растений. Есть категории существ, проявляющих только одно чувство, одну сторону души – осязание. Они неподвижны – стхавара (это растения, воздух, вода, огонь, земля). Есть существа – траса, т.е. подвижные. Среди них имеются те, у которых два чувства – осязание и вкус (например, черви), три чувства – осязание, вкус и обоняние (жуки), четыре – осязание, вкус, обоняние и зрение (пчелы), пять – все те же и слух (люди, животные птицы).

Поскольку признается наличие души у всего живого, джайны строжайшим образом придерживаются доктрины ахимсы, т. е. Не убийства, не повреждения жизни.

Эта доктрина предписывает не повреждение даже растений и тех существ, которые наделены одним чувством. Но поскольку такое предписание несовместимо, скажем с сельскохозяйственной практикой, джайнские учителя вносят разъяснения, говоря, что строго возбраняется только сознательное и не вызванное необходимостью причинение вреда живым существам 3.

Душа может достичь спасения лишь тогда, когда воплотятся в человека.

В категорию аджава, т. е. Неживого, входит пять понятий: пудгала – материя, дхарма – средство, среда, стимулирующие движение или действие, адхарма – средство или среда, стимулирующие движение(например, земля), акаша – пространство и кала – время. Все они изначальны по сути своей неизменяемы. Меняться могут только условия, в которых они себя проявляют.

Сознание органически свойственно каждой душе, но обретению им истинных знаний мешают материальные кармы, порождающие разные преграды.

Познание может достигаться посредством чувств и ума и посредством души, освободившейся от кармы (это высшая форма познания)4.

Душа, достигшая состояния совершенства – кевали, может познавать истинную природу всех вещей; на других ступенях пути к совершенству она может воспринимать все только относительно и условно.

Всякое утверждение не абсолютно, а относительно, и это вызвано объективным состоянием каждой реально существующей субстанции, так как у нее две основные группы признаков: неизменные и изменяющиеся (случайные). И те и другие признаки существуют реально.

Изменяющиеся признаки связаны с непрерывным циклом рождения и разрушения, тогда как неизменные являются причиной непрерывного существования реальной субстанции.

Все субстанции, за исключением времени (кала), обладают протяженностью в пространстве. Душа тоже относится к категории субстанций, имеющих протяженность в пространстве, однако с оговоркой, что она присутствует в нем, но не заполняет его и может быть совмещена одновременно с другой субстанцией (скажем с другой душой)5.

Личные качества, присущие каждой человеческой душе, обусловлены воздействием всех карм на душу предыдущих поколений. Зависимость от карм порождает страсти, которые следует преодолевать. На этом пути может помочь авторитет 24 учителей (Джина), которых поэтому и называют тиртханкарами – «перевозчики через поток» (бытия или страстей).

«Правильная вера, правильное познание и правильное поведение известны поэтому в этике джайнистов как три жемчужины (триратна)»6.

Все, что существует, было извечно и пребудет вечно. У вселенной не было творца, подобного индусским богам Брахме или Праджапати.

Время делится на три эры – прошлую, настоящую и будущую. В каждой эре жили свои 24 тиртханкара. В джайнской священной книге «Кальпасутре», в словаре «Абхидхана Чинтамани», составленном в ХII в. джайнским ачарьей Хемачандрой, и в ряде других источников описаны жизнь подвижничество этих тиртханкаров чудеса, которые они творили.

Они изображаются гигантами, жившими необыкновенно долго.продолжительность их жизни измеряется единицами, называемыми «море лет», которое равно одному триллиону единиц времени, называемых «палья» и равных времени, необходимому для того, чтобы опустошить большую пещеру, наполненную обрезанными волосами, вынимая по одному волоску в столетие7. И только о предпоследнем тиртханкаре (Паршве) говорится, что он стал аскетом в 30 лет, а достиг совершенства в 70 лет. Эти реальные цифры свидетельствуют, по нашему мнению, о факте его существования как исторической личности, память о которой еще сохранялась  ко времени расцвета джайнизма и создания его канона.

Каждая эра состоит из шести эпох, называемых ара. В течении этих эпох человечество проходит путь от великого счастья к великому горю и опять к счастью. В первые ара люди бывают огромны и сильны и живут подолгу, но к шестой ара рост людей снижается до 1 локтя, а продолжительность жизни доходит до 16 лет; в следующие шесть ара все проходит в обратном порядке.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать