Джайнизм

В глубокой древности все необходимое для жизни человек получал от божественных деревьев8. Все люди были равны, всюду царило счастье. Но постепенно деревья стали давать все меньше плодов, и человечеству стала грозить гибель. В это время появился первый тиртханкар Ришбха, который спас людей, дав им законы, знания, меч, земледелие, торговлю, скотоводство и чернила. Он создал и книги по наукам и религии, но язык этих книг забылся, и их пересказывают на разных языках. Его сын правил в Бхаратакшетре, т.е. уже в Индии10 (на какой территории протекала жизнь общества до этого времени, уяснить по джайнским преданиям невозможно).

В этом предании нетрудно усмотреть попытку своеобразного толкования древнейшей истории человечества от стадии жизни первобытной общины, существовавшей главным образом за счет собирательства, до периода классовых отношений11.

По джайнским представлениям, существует несколько миров, расположенных один над другим. Так, существуют два нижних мира, где живут демоны разных категорий. В самом нижнем мире живут 15 категорий демонов, подвергающих души грешников мучениям. В следующем мире живут демоны и духи. Духи называются бхавана-пати, а демоны делятся на две группы – черных (вьянтара) и белых (вана вьянтара). К названиям демонов относятся и такие, которые в индуизме приняты для названий духов и полубогов (например, якша или гандхарва), и такие, которые в индуизме обозначают демонов (пишача или ракшаса).

Над двумя нижними мирами расположен средний мир. В этом мире находится земля со всем, что на ней обитает. По древней географии джайнизма, средний мир состоит из 8 кольцеобразных континентов, разделенных океанами, а в центре его расположена святая гора Меру.

Есть также верхний мир, в котором живут боги и святые; этот мир близок к вершине Меру.

Превыше всего, на самой вершине Меру, находится зенит вселенной – сиддха шила, где в сверкающей вечности ведут жизнь сиддхи – освободившиеся души. Это небо мокши, небо освобождения.

Души людей, близкие к совершенству и называемые девата, живут ниже вершины Меру, на небе – сварга. Они служат сиддхам. Здесь в числе девата находятся и индусские боги Индра, Шива, Брахма, Хануман, Ганеша и др., а также Будда; считается, что бог Вишну после своего воплощения в Раму стал сиддхом. В джайнских храмах индусские боги обычно изображаются в виде маленьких фигур, стоящих в почтительной позе перед изображениями тиртханкаров и сиддхов.

Некоторые индусские божества нашли себе место в качестве богов-покровителей или богов-охранителей тиртханкаров. В признании джайнизмом индусских богов вероятнее всего, отражено стремление джайнской общины к широкой популяризации своей религии.

В джайнизм вошел культ богинь-матерей. Этот культ было очень трудно совместить с учением о строгом аскетизме. Если буддизм не смог одолеть силу этого древнейшего из культов и он нашел себе место в буддизме в форме тантрического буддизма, то в джайнизме было найдено другое решение – место богинь-матерей заняли в нем богини-посланницы (шасана-деви). У каждого тиртханкаров есть своя богиня-посланница, связывающая его с миром смертных. С Паршвой соотносится таким образом богиня Падмавати, с Неминатхом – Амбика, с Адинатхом – Чакрешвари и т.д. эти божества упоминаются в ряде джайнских книг, но наиболее полно их функции описаны в текстах дигамбаров, которые имеют и тайные тексты, посвященные этим божествам, где описываются их формы, имена, символы, оружие и т.п.12.

Джайны почитают и этих богинь и других богинь индуизма – Сарасвати (богиню просвещения), Лакшми (богиню процветания) и т.д. У джайнов есть и свои 16 «богинь знаний». Поклоняются джайны также кастовым божествам и божествам – покровителям семьи.

Изображение всех этих святых и богов можно видеть в храмах (главным образом в храмах шветамбаров, которые восприняли больше элементов индуизма, чем дигамбары). Ортодоксы джайнизма стараются бороться с этим отклонениями от основ религии, но искоренить их невозможно, так как они очень давно вошли в джайнизм.

В храмах обоих сект почитают статуи тиртханкаров (исключая подсекту дигамбаров – таранапантхи и подсекту шветамбаров – стханакаваси).

У дигамбаров это простые, неубранные изображения обнаженного, прямостоящего или сидящего на скрещенных подвернутых ногах мужчины, тогда как у шветамбаров это часто статуи, окутанные тканью и убранные драгоценностями и золотом. Обычно их глаза делаются из драгоценных камней.

В ритуал почитания изображений входит много элементов, хотя и необязательно каждый раз выполнять их все. Молящийся при посредстве жреца храма брызгает воду и шафран на статую, водит перед ней тлеющими ароматными палочками – агарбатти, читает молитвы, кладет к статуе цветы, рис, плоды, сладости и т.д. Чаще всего ритуал почитания сводится к тому, что молящийся три раза обходит статую по часовой стрелке и читает краткую молитву: «Намо архантанам, намо сиддханам» («Слава архатам, слава сидхам»). Утренняя молитва у рядовых членов общины тоже очень кратка:»Да будут прощены грешные мысли, которые посетили меня ночью»13.

Важными религиозными заслугами считаются благотворительность и пожертвования на поддержание храмов.

Жрец храма ежедневно омывает статуи молоком, а в дни праздников – особым ароматным составом и убирает их цветами.

У подсект стханакаваси и таранапантхи есть молитвенные дома, где живут и монахи и где читаются их священные книги.

Джайны совершают паломничества к своим священным местам – туда, где, по поверью, родились, достигли просветления или умерли их тиртханкары.

Излюбленными местами паломничества являются следующие:



Бихар

1

Гор. Параснатх, возле которого расположена гора Самета, где, по преданию, Паршва и ряд других святых достигли нирваны. И на горе и вокруг нее находится множество Джайских храмов.

2

Гор. Папапури (или Павпури), где умер Махавира. Он расположен невдалеке от столицы штата, г. Панты. Здесь на озере, находится один из самых прославленных джайнских храмов.

3

Гор. Райджгер, , где, по рпеданию, родился 20-й тиртханкар. Около города находится скалистая гора, на которой джайские аскеты в течение многих веков совершали свое подвижничество на глазах у людей, приходивших на них смотреть.

4

Гор. Бхагальпур, где, родился 12-й тиртханкар.


Раджастхан

1

Гора Абу, на вершине которой расположен целый город великолепных храмов.

2

Деревня Ракхаб-Дев вблизи г.Удайпура. Здесь находится древний храм, посвященный первому тиртханкару – Ришабхе. Интересная черта местного культа – поклонение изваянию Ришабхи, сделанному из черного мрамора, не только джайнов, но и вишнуитов (рассматривающих изваяние как воплощение Вишну) и бхилов (называющих изваяние своим богом Кала-джи, т.е. Черным богом). Это является одним из красноречивых подтверждений предположения о древней, исконной связи джайнизма с культом Вишну-Кришны и с доарийскими.

3

Гор. Ранапур на западе штата, вблизи г. Джодхпура.


Гуджарат

1

Храмы на горе Шатрунджайя, вблизи г. Палитана.

2

Храмы на горе Гирнар,где по преданию, погрузился в нирвану 22-й тиртханкар Ариштанеми (или Неминатх). Он тоже изваян из черного мрамора.


Юг

1

Самым священным местом паломничества считается Шраванабельгола в штате Майсур. На горе Шраванабельгола расположены храмы Х – ХII вв., посвященные тиртханкарам Паршве и Неминатху, здесь же стоит гигантская статуя Гоматешвары, сына Ришабхи, высеченная из скалы14.


Обычно эти паломничества связаны с праздниками и постами. Джаймы отмечают праздники и посты не только своей религиозной общины, но и многие индусские.

Чисто джайнскими являются следующие праздники:

1.                 Джалаятра – омовение в реке священного колеса – сиддхачакры, которое дважды в год, весной и осенью, торжественно проносят по реке и обратно.

2.                 Праздник Махавира джаяти – день рождения Махавары, празднуется на 13-й день светлой половины месяца чайтра (март – апрель). Его празднуют и дигамбары и шветамбары.

3.                 Джина-панчами (у шветамбранов в октябре – ноябре), или штрутапанчами (у дигамбаров в мае – июне) – праздник священных книг, когда происходит поклонение этим книгам: их украшают цветими и т. п.

4.                 Вирашасана джаянти (существует только у  дигамберов) – день первой проповеди Махавиры после достижения просветления (в июле – августе).

Соблюдаются следующие посты:

1.                 Парьушана – строгий десятидневный пост в августе – сентябре (у дигамбаров) или восьмидневный в августе (у шветамбаров). Сопровождается молениями, процессиями, поклонением священным книгам.

2.                 Аштанхка (существует только у дигамбаров) – три раза в год.

3.                 Пост четырех полнолуний в году (когда шветамбары иллюминируют свои храмы).

4.                 Обе секты соблюдают такие не очень строгие посты по 4 – 8 – 12 дней почти в каждом месяце.

Из индусских праздников джайны признают:

1.                 Дивали – осенний праздник огней, который джайны понимают как день достижения Махавирой мокши,т.е. полного освобождения.

2.                 Ракшабандхана – день в конце июля, когда сестры повязывают на запястье братьев особый шнурок – амулет (вернее, оберег). Джайны считают этот день праздником взаимной дружбы и приязни.

3.                 Ганеша чатуртхи – день бога Ганеши (отмечается только в Махараштре и Майсуре, где и индусы празднуют очень торжественно).

4.                 Анантачатурдаси – день почитания Великого змея – Нага, считающегося символом бесконечности.

Отмечается и некоторые другие местные индусские праздники.

Джайнизм, подобно индуизму, признает идею религиозного самоубийства, но в отличие от индуизма джайны всегда считали, что быстрые способы самоубийства являются недостаточными, и люди, пользующиеся такими способами, возрождаются в виде демонов. Джайнские аскеты избирают способ медленного умирания от голода и жажды, причем не сама смерть должна быть их целью, а умение отказаться от всех потребностей плоти и таким образом искупить все грехи, связанные с плотью.

Религиозное самоубийство разрешено только аскетам. Любое другое самоубийство строго осуждается джайнизмом как насильственное прекращение процесса освобождения души от власти кармы.

3.                 Заключение

Джайнские общины стремятся к широкой популяризации своей религии, они признали некоторых индуистских богов, индуистские праздники, признали идею религиозного самоубийства.

Важными заслугами считаются благотворительность и пожертвования на содержание храмов.
























4.                 Список используемой литературы.

1

Гусева Н.Р.  «Джайнизм», - М: Наука, 1968г


2

Атеистический словарь /Абусамедов А.И., Алейник Р.М., Алиева Б.А, и др.; Под общей редакцией Новикова М.П. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Политиздат 1985г

1

Г.А. Ивашенцов  «Индия». –  М.: Мысль , 1989г.




5. Примечания

1

J.L. Jaini, Outlines of Jainism, стр. 195 - 196

2

H. Warren, Jainism, стр. 50 - 51

3

“ Jainism. Shree Vallabh Suri Jain Literanure Serits”, Puskpa 2, стр. 9 - 10

4

С. Чаттерджи и Д. Датта , Введение в индийскую философию, стр.74

5

С. Чаттерджи и Д. Датта , Введение в индийскую философию, стр.90

6

С. Чаттерджи и Д. Датта , Введение в индийскую философию, стр.99

7

Эти сведения приводятся по работам F.Bushanan, Particulars of the Jains; H.T. Colebrooke, Observations on the Stct of  Jains.

8

Аналогичные предания есть и у дравидийских племен, в частности у кадаров, живущих в Северной Керале (W. Ruben, Uberlegung zbr Geschichte der Religijn…, стр.213).

9

И. Минаев, Сведения о Жайнах и буддистах.

10

Пересказано по статье: «Notices of the Jains Received from Charukirti Fcharya their Cheif Pontiff at Belligola, Mysore».

11

Вряд ли, правда, можно связывать личность (пусть даже мифическую) Ришабхи с периодом начала классовых отношений. Джайнские предания говорят, что в дни его жизни были распространены братско-сестринские браки, что сам он был женат на своей сестре и женил двух своих сыновей, Бахубали (Гоматешвару) и Бхарату, на своих двух дочерях (V.A. Sangave, Jaina Community, стр. 162). Этот миф позволяет нам совместить представления о Ришабхаре с гораздо более древней стадией развития человеческого общества.

12

«Praci Jyoti. Digest of Indological Studies» Institute of Indic Studies, Kurukshetra University, 1963, December, стр. 35.

13

E. Thomas. The Early Faith of Fsoka.

14

Перечисление мест паломничества дано в основном по кн.: H. Von Glasenapp, Heilige Statten Indiens.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать