Необходимо отметить, что здравоохранение как отрасль народного хозяйства очень неоднородна и разнообразна. В составе современного здравоохранения, относимого статистиками к категории так называемых больших отраслей, выделяется масса довольно-таки самостоятельных и одновременно чрезвычайно тесно взаимодействующих между собой структурных элементов, которые определяются как подотрасли специализации и производства. В качестве иллюстрации достаточно указать лишь некоторые из них: терапия, хирургия, педиатрия и санитария; рентгенология, радиология, иммунология, диетология и др.; клиническая, медико-профилактическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая специализации; стационарная, диспансерная, санаторно-курортная, амбулаторно-поликлиническая, хосписная и другие виды медицинской помощи; дерматология, гистология, микробиология, нейрофизиология, психиатрия, стоматология, онкология, кардиология, диабетология, отоларингология, гастрология, эндокринология, цитология и многие другие виды специализированной помощи имеют свою специфику.
Таким образом, услуги здравоохранения столь же разнообразны по своему проявлению, сколь многопланова и сложна сама отрасль здравоохранения.
5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСЛУГ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Экономические особенности медицинских услуг могут быть сведены в три большие взаимообусловленные классификационные группы.
Первую группу составляют особенности услуг здравоохранения, связанные со спецификой проявления самого результата профессиональной деятельности яиц, занятых в рассматриваемой нами области человеческой деятельности. Что это за особенности?
1. Результат профессиональной деятельности в здравоохранении, как правило, воплощен в самом человеке. Материальные услуги — скорее исключение для здравоохранения (например, это рентгеновские снимки, электрокардиограммы, рецепты, на которых зафиксировано клинико-диагностическое мышление врача и которые, будучи выписаны, начинают, подобно книгам, жизнь, независимую от воли и сознания автора, и т.д.). При этом стоит обратить внимание на то, что между материальными и чистыми услугами вовсе не лежит непреодолимая грань. Напротив, они во многих случаях взаимопроникают и дополняют друг друга, образуют переходные, пограничные, смешанные формы и модификации.
2. Услуга, как отраслевой результат здравоохранения, всегда носит индивидуальный характер. Хотя само оно имеет дело с миллионами людей, в здравоохранении нет не только массового, но и мелкосерийного производства. Нельзя также произвести (оказать) услуги здравоохранения заранее, так сказать, впрок, а затем дождаться возникновения спроса и реализации этого своеобразного товара. На рынок услуг здравоохранения (и это характерно для многих видов чистых услуг) «выносятся» отнюдь не сами услуги, а лишь информация о тех услугах, которые могут быть оказаны пациентам.
Потребление значительного числа услуг здравоохранения во времени совпадает с их производством. Индивидуальность оказания услуг здравоохранения и творческий характер многих форм медицинской деятельности приводит к тому, что необходимый результат (эффект) зачастую может быть достигнут лишь действиями достаточно ограниченного круга специалистов или даже действиями одного человека. Поэтому данная особенность Проявления результата в здравоохранении приводит к тому, что местный (локальный) рынок услуг здравоохранения гораздо чаще и значительно легче смыкается со своей противоположностью — мировым рынком. Для высоко стандартизированной промышленной продукции сферы материального производства таков соединение представляется менее вероятным.
3. Рассматриваемый нами результат, несмотря на всю свою индивидуальность, может быть разнообразным по своему физическому объему. В связи с этим в здравоохранении реально осуществление различных вариантов. Мы можем представить себе врача, который имеет дело только с одним пациентом, — личный врач какой-нибудь знаменитости. В этом случае результат его труда будет индивидуален в буквальном смысле. Впрочем, для поддержания собственной квалификации и этому врачу, очевидно, необходимо будет иметь более обширную практику.
Семейная медицинская сестра, исходя из многопланового характера своих функций, должна добиваться получения адекватных потребностям результатов уже в более широком физическом объеме, имея дело с рядом индивидуумов разного возраста (как правило, начиная с детей школьных лет) и социального положения. Оказывая помощь каждому члену семьи с учетом конкретных условий, семейная медсестра может добиться желаемого эффекта, только решая широкий круг профессиональных задач. Она должна быть также компетентна в вопросах планирования семьи, воспитания детей, психологии и физиологии развития ребенка, проблем преодоления стрессов и эмоциональных барьеров, сексуального поведения, знаний гериатрии и т.п.
4. Результат здравоохранения имеет сложную структуру и может распадаться на много подрезультатов (или квазирезультатов). Отсюда следует важность осознания того, что для достижения общего истинного результата — здоровья — необходимы усилия как врачей — узких специалистов, так и врачей общей практики, а также и других категорий работников здравоохранения.
При этом целесообразно остановиться на самом понятии здоровья как результата медицинской деятельности.
Укрепление здоровья населения является не только необходимым, но и, быть может, единственно возможным универсальным показателем получения определенного положительного результата труда работников здравоохранения в форме полезного эффекта. Здоровье определяется рядом демографических и других факторов. Оно характеризуется несколькими основными группами показателей. К первой группе относятся такие демографические показатели, как численность населения, его состав, рождаемость, смертность, естественный прирост и др. Вторую группу составляют показатели заболеваемости населения. И в третью группу входят показатели физического развития отдельных групп жителей. Многие конкретные методы оценки результата врачебной деятельности и соответственно здоровья населения основаны на определении ряда показателей лечебно-профилактического характера, которые непосредственно и более тесно связаны с трудом медицинских работников.
5. Результативность в здравоохранении напрямую не связана с величиной затрат.
6. Результат разнообразен по сроку проявления и необходимости
повторного воздействия. Диапазон этого разнообразия
может быть весьма значителен: от мгновенного достижения результата, как это
бывает, например, при снятии болевых ощущений, и до долговременных, зачастую
мучительных, повторяющихся с определенной периодичностью врачебных воздействий,
которые только в своей совокупности могут привести к достижению поставленной
цели.
7. Характер расчетов за достигнутый результат (оказанную услугу) также может быть различным. Это и прямая оплата, и оплата через бюджетные средства, и оплата из фондов, формирующихся в страховых организациях.
Вторая группа определения особенностей услуг здравоохранения связана с выражением количественных характеристик ее стоимости. Здесь важно выделить несколько моментов:
1. Услуга может предоставляться как в товарной (и именно в этом случае она начинает обладать стоимостными параметрами), так и внетоварной форме. Товарный характер услуг здравоохранения, а, следовательно, и первоначальный рынок медицинских услуг возник уже в эпоху древних цивилизаций (6—8 тыс. лет назад). С появлением эквивалента стоимости товарные отношения в здравоохранении трансформировались в товарно-нежные, которые являются господствующими в отрасли и сегодня, хотя еще отец медицины Гиппократ советовал врачу чтобы тот «не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание не на обилие средств у больного и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы».
2. Исходя из уже приведенных положений, можно отметить, что определение величины стоимости услуг здравоохранения может иметь несколько вариантов, при выборе которых врач неизбежно сталкивается с необходимостью решения комплексной клинико-экономической задачи. Далее отметим, что стоимость услуги здравоохранения не есть некая постоянная, данная раз и навсегда величина. Наоборот, она имеет тенденцию к изменению, причем чаще в сторону увеличения (особенно при длительном лечении).
3. Возможно, несмотря на всю неопределенность и непредсказуемость лечебно-профилактического процесса, создание экономических нормативов, включающих ряд взаимозависимых натуральных, стоимостных и относительных показателей и позволяющих, хотя бы ориентировочно, определить, во что обойдется предполагаемый процесс лечения или охраны здоровья.
Наконец, третья группа особенностей связана с процессом оказания (производства) услуг здравоохранения.
К этим особенностям целесообразно отнести следующие черты:
1. Наличие большого количества инвесторов (пациент, семья, предприятие, работодатель, общественные организации, включая конфессии, страховые компании, государство и международные структуры), оплачивающих процесс оказания услуг. Только совместное использование различных инвестиционных ресурсов позволяет сделать процесс оказания услуг здравоохранения непрерывным, качественным и эффективным.
Многообразие хозяйственных связей, которые проявляются в ходе оказания медицинских услуг и без наличия которых не мыслится деятельность современного, подвергшегося значительной индустриализации здравоохранения.
2. Зависимость хода оказания услуги здравоохранения от местных природно-климатических условий, которые могут препятствовать или, наоборот, быть благоприятными для осуществления процесса лечения или профилактики различных заболеваний.
4. Наличие активной взаимосвязи по линии «врач—пациент».
В процессе
оказания услуг здравоохранения используются все известные методы воздействия на предмет труда: механические,
физические, химические, биологические, социально-психологические. Пациент
же, как объект медицинского воздействия, обладает наибольшей активностью,
которая также может быть направлена как во вред ему, так и на благо.
При этом в необходимых случаях
сознательная активность пациента отключается (наркоз, гипноз).
5. Возможность территориальных перемещений в процессе оказания услуг здравоохранения также отличает отрасль от многих видов деятельности в сфере материального производства, где процесс создания благ, как правило, территориально происходит в одном определенном месте.
6. В процессе оказания услуг здравоохранения существует возможность ограничения усилий достижением промежуточного результата с последующим возобновлением оказания услуги при соответствующем изменении условий осуществления этого процесса.
7. Длительность процесса оказания услуги здравоохранения может быть разной.В целом же она
охватывает всю жизнь,
а в определенных случаях даже
выходит за рамки пределов жиз
ни конкретного человека.
Рассмотрев некоторые проблемы, связанные с общей характеристикой хозяйственной стороны деятельности в здравоохранении, представляется логически возможным перейти к анализу предпосылок формирования структуры и механизма действия рынка услуг здравоохранения, специфические особенности которого определяются своеобразием самого объекта данной группы рыночных отношений — т. е. услуги.
Экономика здравоохранения проводит экономический анализ:
—влияния показателей
здоровья населения на общественное
производство;
—экономического эффекта ликвидации определенных заболеваний;
—стоимости лечебно-профилактической деятельности;
—экономической эффективности профилактических мероприятий;
—использования материально-технической базы здравоохранения и выявления ее внутренних ресурсов.
Различают следующие виды эффективности здравоохранения:
1. Медицинская эффективность — это степень достижения поставленных задач в области-профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.
2. Социальная эффективность — оценка улучшения здоровья
населения.
3. Экономическая эффективность — прямые и косвенные показатели влияния здравоохранения на экономику страны за счет улучшения показателей здоровья населения и проведения профилактических мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Экономика и управление здравоохранением: Учебник/ Л. Ю. Трушкина и др. – Изд. 4 –е. Ростов – на – Дону:Феникс, 2005. – 384с.
2. Лаврова И. Г. Социальная гигиена и организация здравоохранения.М., 1981. 256с.
3. Кохно П.А. / Микрюков В.А./ Коморов С.Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.
4. М.Ф. Гуськова, П.Ф. Стерликов, Ф.Ф. Стерликов «Экономика 100 вопросов» «Владос» М : 1999г.
5. Виноградов В.В. Экономика России. – М.: Юристъ, 2001. - 398с
6. Минаев В. А., Вишняков Н. И., Юрьев В. К. Лучкевич В. С. Социальная медицина и организация здравоохранения. Т2, С-ПБ.,1997. 443с.