Экономическая сущность рынка и рыночных отношений

Крупные предприятия, пытаясь найти «нишу» рынка, должны учитывать то обязательство, что при создании специальных подразделений по поиску «ниши» рынка в той или иной области общие расходы по финансированию этой деятельности могут намного превысить объёмы продаж, которые можно получить за счёт этой «ниши». Иными словами, «ниша» рынка может  оказаться  слишком мала, чтобы компенсировать корпорации расходы по её обнаружению.

Например, компании с общим оборотом в 1 млрд. вряд ли стоит всерьёз изучать возможность выхода на сегмент рынка, где совокупный объём продаж в принципе не может превысить 1 млн. компания должна оперировать на рынке определённой ёмкости, где она сможет получить достаточную экономию на масштабах производства.



Конъюнктура рынка


Под конъюнктурой рынка понимается определённое соотношение между спросом и предложением как по отдельным товарам и  их группам, так и по товарной и денежной массе в целом.

Исследование конъюнктуры рынка является одной из стадий изучения рынка. Предмет этого изучения составляют явления и процессы, отражающие специфику развития рынка во времени и пространстве под действием конъюнктурообразующих факторов.

Конъюнктурообразующие факторы подразделяются на циклические и нециклические. Циклические факторы определяются циклическим развитием экономики. Конъюнктура зависит от   фазы цикла (спад, депрессия, оживление, подъём).

Нециклические факторы, которые могут затушевывать и изменять действие  циклических факторов на противоположное,  подразделяются на постоянные  и  непостоянные. К постоянным факторам относятся научно-технический  прогресс, изменение внешних условий, влияние монополизма, государственное  регулирование, милитаризация, а также инфляция  и другие факторы.

Непостоянно действующие факторы включают политические кризисы, социальные конфликты, сезонность, стихийные бедствия, крупные аварии и т.п.

Исследования конъюнктуры должно опираться на следующие принципы:

1)     необходимость  системного  подхода,  который  учитывает  взаимосвязь, а также  взаимозависимость  экономических  явлений, происходящих на  рынке;

2)     недопустимость механического перенесения тенденций, выявленных на одних рынках, на другие рынки, даже смежные, а общехозяйственной конъюнктуры – на все отраслевые рынки: так, даже в период спада могут бурно развиваться новые отрасли, а период подъёма некоторые отрасли будут пребывать в состоянии депрессии;

3)     необходимость постоянного и непрерывного наблюдения за рынками в силу их динамичности;

4)     определённая последовательность изучения рынков – на предварительном этапе исследуются основные их особенности; на следующем – накапливается необходимая информация статистического характера, а затем после этого проводится анализ и прогноз  конъюнктуры.


При анализе конъюнктуры выявляются основные тенденции на рынке и порождающие их причины. Анализируется производство товаров, спрос, динамика мирового экспорта как в целом, так и по отдельным странам, а также движение цен.

Изменения конъюнктуры прогнозируется методами экономико-математического моделирования, экспертных оценок, статистической экстраполяции и комбинированными.

В результате применения этих методов оцениваются перспективы развития общехозяйственной конъюнктуры. Оцениваются потребления товара, развития производства и международной торговли, движения цен, а также многое другое.




















Система рынков в экономике.

1.     рынок средств производства

2.     рынок потребительских товаров

3.     рынок интеллектуальных продуктов

4.     финансовый рынок

5.     рынок рабочей силы

Каждый из данных вышеперечисленных рынков имеет свою структуру, а также представляет из себя сложную систему. Далее я кратко рассмотрю в своём реферате данные рынки, потому что эти развитые элементы являются необходимым условием высокоэффективного функционирования рынка и экономики.

 

1.     значение рынка потребительских товаров.

Рынок потребительских товаров, как и рынок средств производства, является частью комплексного, интегрированного рынка. Рынок потребительских товаров играет крайне важную роль в экономике, так как он непосредственно связан с воспроизводством и рабочей  силы, и населения в целом.

Функционировавшая в нашей стране так называемая командная экономике в ряду других основополагающих принципов опиралась на следующий принцип: центральные органы научно рассчитывают потребности населения в продуктах питания, непродовольственных товарах, услугах, иных необходимых условиях, обеспечивающих жизнедеятельность человека. На этой основе органы управления:

- ставят задания для производителя

- фиксируют какими должны быть затраты и цены

- направляют товарные потоки соответствующим территориям и отраслям.

Спрос регулируется размерами оплаты  труда, темпами роста доходов, а также стабильными ценами.

Однако эта, на первый взгляд, стройная схема систематически и повсеместно не срабатывала. То одни, то другие товары становились дефицитными, не говоря уже о недостаточно высоком общем уровне жизни. Мало помогали и попытки прямого адресного распределения. В отдельных случаях предпринимались чрезвычайные административно-директивные усилия по расширению производства «внезапно исчезнувших» товаров. Дефицит данного продукта удавалось через какое-то время устранить, но его сменял дефицит других потребительских товаров. В результате сложилась ситуация, характеризуемая большой денежной массой на руках у населения, с одной стороны, и чрезвычайно ограниченным объём товаров народного потребления – с другой. С переходом к рынку аккумуляция денежных ресурсов на счетах населения стала иссякать. Это связано прежде всего с тем, что происходит постоянное и весьма значительное обесценение денежных сбережений, а тотальный рост цен побуждает к тому, чтобы побыстрее, если удастся, превратить деньги в товары. Поэтому переход к регулируемой рыночной экономике, являющейся проверенным способом организации хозяйственной жизни, необходимым для эффективного обеспечения населения потребительскими товарами.

Основные задачи торговли потребительскими товарами cостоят  в том, чтобы быстрее доводить их до потребителя, заботиться о лучшем и более полном удовлетворении потребностей людей. торговля призвана также изучать запросы потребителей. Этим она может воздействовать на изготовителей продукции: способствовать расширению необходимого ассортимента товаров или его сужению, улучшению качества товаров.

Существуют следующие формы торговли потребительскими товарами:

1)     гос. Торговля (торговля государственных предприятий).

2)     Торговля предприятий групповых видов собственности – акционерных, коллективных, кооперативных, совместных, арендных.

3)     Торговля предприятий индивидуальной (частной) формы  собственности.

4)     Торговля на рынках сельхозпроизводителей, где фермеры, кооперативы, а также рабочие и служащие, имеющие подсобное хозяйство, подают излишки своей продукции или результаты своей индивидуальной трудовой деятельности.

5)     Особая форма торговли – общественное питание.  предприятия общественного питания сочетают функции производства, реализации, организации потребления пищи.

при приобретении товаров население имеет дело, как правило, с предприятиями розничной торговли. Розничная торговля представляет собой деятельность по продаже товаров непосредственно конечным потребителям для их личного использования. Розничная торговля осуществляется обычно через различные магазины. Движение промышленных товаров от промышленных и сельскохозяйственных предприятий, производящих эти товары, к организации розничной торговли, доводящим продукцию непосредственно до покупателя, осуществляется часто через посреднические предприятия. Они должны являться своеобразными индустриальными цехами торговли, так как посреднические базы, в особенности продовольственных товаров, всё большую часть поступающих на склады товаров должны дорабатывать, подготавливать к продаже населению, расфасовывать, приготовлять полуфабрикаты, упаковывать в удобную для покупателя тару, комплектовать товарные наборы.

В удовлетворении запросов населения большое значение имеет качественная сторона торгового обслуживания – удовлетворение спроса с максимальными удобствами для покупателей при наименьших материальных и трудовых затратах.

Сокращению времени работников торговли на доведение товаров до потребителей и времени покупателей на приобретение товаров способствует внедрение прогрессивных форм торговли: самообслуживания, продажи товаров по каталогам, образцам, предварительным заказам с доставкой на дом .

Широкое распространение получили внемагазинные формы торговли: организация ярмарок и выставок-распродаж, торговля через интернет и так далее.


2.           рынок средств производства.

Существуют следующие основные формы оптовой торговли средствами производства:

1)     прямые договорные связи между поставщиками и потребителями

это означает поставку продукции непосредственно потребителю. В договорах при этом определяются следующие параметры: объём продукции, сроки и условия поставки, качество продукции, санкции за нарушение договорных обязательств. Продукция производственного назначения – сырьё и материалы, машины и оборудование – может быть услвна подразделена на два важнейших вида. Особенность продукции первого вида состоит в том, что она является узкоспециализированной или технически сложной, число её покупателей невелико. Ко второму виду относится продукция  стандартного, неспециализированного характера. Число потенциальных покупателей этой продукции велико, они пространственно рассредоточены. Снабжение этими товарами обычно происходит через посредников, в отличии от товаров первого вида.

2)     оптовая торговля через посредников.                                                  

Во всех развитых странах оптово-посреднические фирмы играют большую роль в системе рынка. Они образуют каркас рыночного оборота, во многом предопределяют общие условия продажи и приобретения продукции, структуру и характер спроса, активно влияют на изготовителей, защищают интересы мелких потребителей. Многообразие посредников и форм посреднической деятельности создаёт эффективную конкурентную среду, что существенно определяет ориентацию производства на интересы потребителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать