Итогом этой работы должно стать построение компьютерной карты качества жизни населения по районам области. Аналоги такой работы по гражданской обороне имеются в Комитете ГО Тульской области. Карта качества жизни населения должна иметь срезы по основным блокам, оценивающим уровень удовлетворения тех или иных потребностей человека, например, качество здоровья или качество образования, или качество среды обитания. Внутри каждого блока следует поместить всю информацию для оценки уровня удовлетворения данной группы потребностей вплоть до указания на карте основных объектов культуры или торговли, или здравоохранения. При этом вся информация периодически должна обновляться.
Далее, в соответствии с полученной фактической картой качества жизни района или региона и установленными для достижения нормативами качества жизни, определяются «болевые точки» районов, требующие прямого (административного) или косвенного (через создание соответствующих условий) инвестирования. Это позволяет выйти на решение третьей проблемы построения системы регионального управления области: выработку стратегии развития социально-экономического потенциала области на перспективу (5-10 лет) и на ближайший период (3-5 лет). При этом, должно быть продумано несколько вариантов такого развития, исходя из имеющегося социально-экономического потенциала (для Тульской области - запасы недр; развитие промышленности; развитие народных промыслов; культурное наследие: Ясная Поляна, Поленово, Куликово Поле; черноземы юго-восточной части Тульской области; близость к Москве и т.д.) и выявленных «болевых точек» социально-экономического состояния населения. Тем самым, «возможности» диагностируемого региона будут сопоставлены с его «потребностями».
В проекте целостной «Концепции среднесрочной программы стабилизации и устойчивого экономического развития Тульской области на 1998-2005 годы», разработанном администрацией области, в качестве «хребта» тульской экономики выступает промышленность. Даже в условиях глубокого кризиса она вносит решающий вклад в формирование доходов регионального бюджета (51% в 1997г.). Основной костяк промышленности Тульской области составляют 200 предприятий важнейших старопромышленных отраслей. Из их числа в настоящее время отобрано 15 крупнейших предприятий в качестве возможных конкретных «точек приложения сил» для федеральной поддержки, которые обещают дать наибольшую и прежде всего бюджетную эффективность. К ним относятся такие предприятия, как ОАО «Тульский оружейный завод», АООТ «Ясногорский машзавод», АО «Тулгорнохим», АК «Желдормаш», АО «Полимерконтейнер», ОАО АК «Туламашзавод» и ряд других.
Для определения «возможностей» каждого района области можно идти двумя путями. Первый, более сложный, представляет проведение аналогичной описанной выше работы по дифференциации районов с точки зрения состояния их экономического потенциала (природно-ресурсного, производственного, рекреационного), конкуренции, финансово-кредитной системы, рынка труда, состояния других элементов, характеризующих регион как элемент экономики России. Для этого потребуется разработка иерархии показателей, позволяющих оценить экономический потенциал каждого района. Для оценки экономического потенциала районов можно использовать систему индикаторов, применяемую иностранными инвесторами для анализа инвестиционной привлекательности отраслей.
Итогом такой работы должно быть создание бизнес-карты региона, т.е. документа, открывающего для инвесторов наиболее привлекательные сферы и территории для вложения капитала. Однако, такой подход крайне трудоемок, сложен и практически нереализуем в условиях сегодняшней России.
Гораздо проще проблемы оценки возможностей региона для поднятия качества жизни населения можно решать на основе создания регионального банка инвестиционных проектов. Работа в этом направлении в тульском регионе проделана значительная. Создан при администрации области областной инновационно-инвестиционный центр в составе двух комитетов: первый - по политике и координации программ и второй - комитет по инвестициям. Основными направлениями деятельности центра являются формирование и дальнейшая разработка региональных программ на базе отбора целевых проектов для инвестирования. В настоящее время центр имеет более двухсот проектов разной степени технико-экономической проработанности, каждый из которых, в принципе, раскрывает проблемы той или иной территории тульского региона и предлагает пути их решения. Инициаторами проектов центра являются, в основном, промышленные предприятия и проектные институты Тульской области. Начата активная работа по созданию инвестиционных проектов развития бюджетообразующих предприятий, создан региональный консалтинговый центр по инвестиционному проектированию.
На наш взгляд, необходимо создание авторитетной экспертной комиссии, которая должна, во-первых, определить приоритеты развития региона на перспективу, и, во-вторых, осуществить выборку основных проектов, достойных финансирования, как с позиций идей, заложенных в них, так и с позиций влияния их реализации на устранение «болевых точек» районов. Это позволит сформировать дерево целей и под них - задач стратегического развития области. Например, цель - задачи «Дороги» в черноземных районах Тульской области, ибо дороги - это и продвижение сельхозпродукции, и товаров, и населения, и новые рабочие места одновременно и т. д. Или цель-задачи «Дешевые, экологически чистые материалы для жилья», если учесть, что практически все кирпичные заводы Тульской области выдают из-за полной изношенности оборудования до 30% брака. Перечень таких целей можно набрать, привлекая, прежде всего, самое активное, думающее население через печать, радио, телевидение. При этом, необходимо набрать максимально возможное число целей и определиться с территориальными приоритетами социально-экономической политики в регионе в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе. Работа такого уровня проводится в инновационно-инвестиционном центре по утвержденной программе «Подмосковный уголь», которая предусматривает в рамках создания финансово-промышленной группы в составе АО «Тулауголь», АО «Тулэнерго», АК «Тулачермет» и администрации области осуществление всех необходимых технико-экономических проработок и решение вопросов по источникам финансирования. К настоящему времени сформировано более 40 региональных целевых программ социального развития, которые включают в себя также мероприятия инвестиционной направленности.
Исключительно важное значение для улучшения социально-экономической ситуации в области имеет развитие малого предпринимательства. Именно здесь могут успешно решаться такие проблемы, как занятость, расширение налогооблагаемой базы, повышение уровня собираемости налогов, развитие материального производства, совершенствование потребительского рынка и социальной сферы. Особую роль малое предпринимательство может сыграть и в реструктуризации крупного производства, в частности, через его инвестирование. Пока же роль малого бизнеса, особенно в части исполнения доходов бюджета, незначительна. В области зарегистрировано более 6 тысяч малых предприятий, на которых работают примерно 136 тысяч человек. Они дают 8,7% от общего поступления в бюджет области.
В рамках областной программы по поддержке малого предпринимательства предусматривается значительно увеличить производство товаров народного потребления, создать и освоить современные кредитно-инвестиционные механизмы (лизинг, франчайзинг, факторинг и др.), а также установить благоприятные экономические условия для эффективного развития малого предпринимательства.
По проектам малого бизнеса помимо существующего в настоящее время кредитования через областной фонд занятости населения и другие структуры целесообразно также создать единый региональный центр инвестиционных проектов в рамках организации регионального бизнес-инкубатора, который должен оказывать помощь бизнесменам не только в обучении и получении кредитов, но и ориентировать их на наиболее привлекательные по региону точки вложения своего капитала.
В рамках описанной выше инвестиционной программы и будут найдены «точки роста», т.е. «… предприятия и хозяйственные субъекты, реализующие проекты и программы, обеспечивающие нахождение и освоение реального платежеспособного спроса на свободном рынке» которые должны поднять промышленную, торговую, интеллектуальную активность населения.
Если цели ясны, и есть конкретные задачи по их достижению, появляется четвертая проблема регионального управления - какими должны быть ресурсы для достижения этих целей, где их брать и как их использовать.
В условиях рыночного хозяйствования ресурсы для решения задач регионального управления могут появляться из трех источников:
а) средств федерального, регионального и местных бюджетов;
б) собственных средств субъектов хозяйствования на данной территории, направляемых ими на решение собственных социально-экономических проблем, включая прибыль и амортизационные отчисления;
в) средств инвесторов, в т.ч. и самого населения.
Первые - это средства тех или иных субъектов государства: федерации, региона, района. Вторые и третьи - средства всех других инвесторов, не являющихся государственными структурами. Поэтому в управлении ими возможны два механизма:
а) жесткое директивное (мотивационно-нормативное) управление для задач, которые предполагается реализовать за счет государственных ресурсов;
б) управление на рыночных принципах (мотивационно-индикативное) для задач, которые предполагается реализовывать за счет средств негосударственных инвесторов (льготное налогообложение, первоочередное направление средств, вырученных за продажу продукции на оплату труда трудовых коллективов, займы у населения и т.д.).
Введенное нами деление механизмов регионального управления ресурсами в условиях рыночного хозяйствования подразумевает следующее их содержание.
Мотивационно-нормативное управление – это управление ресурсами с позиций теории мотивационного управления, в основе которого лежит использование системы нормативов регулирования отношений участников ресурсной ситуации. Основу мотивационно-индикативного управления ресурсами составляет использование рыночных принципов управления.
Очевидно, что для выбора перечня задач, инвестируемых из указанных каналов, необходимо четко расставить приоритеты на выбранных целях с тем, чтобы отсечь расходы, постоянно финансируемые из бюджета. Ими будут оплата труда врачей и учителей, выделение средств на ремонт школ и больниц и т.п. Для оригинальных задач, т.е. требующих единовременных капитальных вложений, необходимо сделать обязательной практику конкурса бизнес-планов проектов, которые будут проводить комиссии общественности.
Целью проведения этих конкурсов должно быть выявление наиболее необходимых для данного административного района проектов социально экономической направленности, реализация которых будет обеспечивать «подтягивание» той или иной «болевой точки» региона до уровня норматива.