Экономика ЕС: проблемы унификации пространства
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Реферат по сравнительным экономическим системам
По теме:
«Экономика ЕС: проблемы унификации пространства».
Выполнила студентка 330(2) гр.
Кузьмина Анастасия Александровна
Преподаватель: Рекорд Софья Игоревна
Санкт-Петербург
2007г.
1.Общая экономическая ситуация в ЕС
2.Расширение ЕС. Основные Особенности.
4.Новые члены ЕС и Валютный союз
5.Вступление Болгарии и Румынии в Европейский Союз.
6.ЕС и Турция – экономические эффекты от вступления
Экономическая интеграция представляет собой широкое межгосударственное объединение, которое обладает своей организационной структурой. Между участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой. Это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.
Европейский Союз стал результатом протекания экономической интеграции в мире. Он был создан в 1958 г. и превратился в мощную экономическую группировку. В рамках Союза установлены льготы взаимной торговли, проводится общая экономическая политика, постоянно снимаются ограничения на передвижение товаров, капиталов, рабочей силы.
В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли, таможенный союз, экономический и валютный союз, политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. Развитие вглубь – это формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.
Возникновение ЕС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕС определил последовательность мероприятий:
1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;
2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;
3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕС и свободная торговля услугами между странами-участницами;
4) проведение общей аграрной и транспортной политики;
5) создание валютного союза;
6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;
7) унификация налоговых законодательств;
8) выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.
1. Общая экономическая ситуация в ЕС.
Экономическое развитие зоны евро в 2004 году было довольно натянутым. Совокупный продукт в первой половине 2004 года увеличился приблизительно также как и потенциальный рост, а после этого снова несколько снизился. Развитие было вызвано зарубежным спросом. По прошествии полгода экспорт вновь стал расширяться более медленными темпами, так как и для всей глобальной экономики было характерно некоторое замедление. Одновременное ускорение роста импорта отражает еще больший внутренний спрос, увеличение которого было вызвано пополнением материально-производственных запасов.
Одним из позитивных аспектов в этом плане является то, что инвестиции в заводы и оборудование также возросли, несмотря на слабое правовое обеспечение строительного сектора. С другой стороны, потребление осталось на довольно невысоком уровне. Национальный спрос подавлялся высокими ценами на нефть. Тем не менее медлительность и в некотором роде косность национальной экономики может быть отнесена к фундаментальным структурным проблемам товарного и факторного рынков большинства стран-членов ЕС.
Решение ряда проблем, препятствующих росту совокупного продукта, находится в руках национальных правительств. В этом направлении уже были предприняты различные шаги, а конкретно в области формирования рынка труда и социального реформирования. Однако эти не столь эффективные методы для какого-либо значимого роста жизнеспособности экономики за короткий период все же позволяют предупредить некоторые демографические проблемы.
Зона единой валюты совершила прогресс в достижении цели, поставленной в Лиссабоне в 2000 году: стать «наиболее конкурентоспособным и динамичным» регионом в мире. В отношении этой цели монетарная политика, проводимая ЕС, может сыграть в лучшем случае только второстепенную, поддерживающую роль, так как это и происходило до настоящего времени. Европейский Центральный банк держит ставку процента на уровне 2% с середины 2003 года. Поэтому краткосрочная реальная ставка процента около нуля, что, несомненно, ниже ставки Тейлора. Однако условия не благоприятствовали росту оценки валюты. В прошлом году внешний курс к доллару был на 30% выше чем в 2002.
Эффективный обменный курс евро вырос на более чем 16% за тот же период, в настоящее же время он еще больше. Учитывая недавнее быстрое подорожание евро по отношению к доллару и связанный с этим импорт стабильности, маловероятным является повышение учетной ставки, во всяком случае в 2004 году, несмотря на то, что агрегат М3 расширяется быстрее, чем приемлемая ЕЦБ его относительная стоимость и что с прошлого лета эта тенденция диктуется увеличением кредитов нефинансовому сектору.
Инфляционные ожидания не возросли вопреки общему росту цен на нефть частично из-за незначительной угрозы побочных эффектов. В добавок ко всему уровень инфляции, который составлял в декабре 2,4% (из-за цен на нефть), к весне должен снизиться.
Фискальная политика в 2005 году обещает быть более или менее нейтральной. Согласно настоящим планам она нацелена на слегка более жесткий курс так, чтобы общий дефицит стран-членов ЕС снизился на 0,2 процентных пункта по сравнению с прошлым годом.
Чтобы избежать посягательств на 3% лимит этого года, Германия, Франция, Греция, Нидерланды и Португалия. Италия должны будут ввести дополнительные меры для ограничения своего дефицита. Для прогноза не допускается больше никаких мер по экономии кроме тех, которые уже были объявлены. Хотя возможно, что и те не будут введены должным образом.
Со всеми признаками, указывающими на удлинение списка исключений, позволяющих дефицит, превышающий 3% по отношении к ВВП без учета нарушения Пакта о росте и стабильности, - который как раз находится на рассмотрении в рамках его реформы и должен быть принят к лету,- дефицит в вышеуказанных странах может оказаться больше, чем пока планируется.
По прогнозному периоду оказывается, что устойчивость экономики окажется выше, чем в прошлом году. Согласно ожидаемому развитию демпинговый эффект от стран с высокими ценами на нефть, - несмотря на обвал с высоких отметок в октябре, - постепенно снижается, а также наблюдается значительный рост поставок остальному миру. Одна из причин, обусловивших это, - продолжение экономической экспансии в страны, активно приобретающие товары, в том числе и новые члены ЕС.
Но в любом показатель роста будет отставать по темпам от того, что имеем на 2004 год; некоторое замедление расширения мировой экономики вызвано демпинговыми эффектами, возникшими из оценки евро.
Национальный спрос, с другой стороны, будет расти несколько более высокими темпами. Когда обозрения продаж за границей начинают освещать еще раз, с учетом закрепления инвестиционных задолженностей, коммерческие капитальные затраты будут постепенно возвращены несмотря на то, что оценка евро не пользовалась преимуществами конкурентоспособности региона.
Прибыли корпораций, более того, значительно улучшились частично из-за продолжающегося сдерживания заработных плат и циклического роста производительности труда.
Кроме того компании совершили значительный прогресс в своих попытках улучшить структуру баланса.
С небольшим изменением в структуре занятости, а также сдержанным ростом располагаемых доходов, частное потребление улучшается очень незначительно. Пока рост заработной платы остается скромным, занятость будет расти медленно, так как располагаемый доход продолжает также расти медленно.
Тем не менее, потребление будет стимулироваться несколько меньшим уровнем инфляции, чем в прошлый год. Медленный рост потребительских цен по сравнению с прошлым годом не является следствием только лишь более низких цен на нефть и импорта стабильности как результата высокого обменного курса.
В добавок склонность к потреблению могла частично улучшиться из-за неопределенности, возникшей вследствие того, что от части реформ рынка труда и социальных реформ в ряде стран должны отказаться.
В целом для 2005 года характерен рост реального ВВП теми же темпами, что и в прошлом году. Под этими условиями не подразумевается далекоидущего улучшения условий рынка труда. Занятость будет увеличиваться неравномерными темпами в зависимости от мер проводимой политики труда, однако не всегда в форме нормальных работ частного сектора. До конца года скорее всего не произойдет никого поддающегося оценке падения уровня безработицы [1].
2. Расширение ЕС. Основные Особенности.
С тех пор как начались политические и экономические преобразования в Центральной и Восточной Европе в начале 1990-х, трансформация всей системы была неотделимо связана с расширением Европейского Союза на Восток. Следуя успешному переходу от плановой экономики к рыночной в некоторых странах Центральной и Восточной Европы, ЕС был расширен посредством присоединения к союзу Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Словакии, Словении, Чешской Республики и Венгрии. По пятому, самому крупному раунду расширения ЕС (8 центрально- и восточноевропейских стран плюс Мальта и Кипр, вступившие в союз 1 мая 2004 года), число стран-членов возросло до 25 (сейчас же оно составляет 27 стран включая Румынию и Болгарию, прим. авт).
Страницы: 1, 2