ВВП (по ППС) восьми новых членов, по площади занимающих почти четверть территории ЕС15, на которой проживает одна пятая «старого» ЕС и одна шестая всей рабочей силы, в 2005 году составил всего одну десятую от ВВП ЕС15.
По прошествии двух лет расширение на Восток признано удачным обеими сторонами: экономики восьми новых стран-членов показывают значительный рост, а для «старых» членов союза внутренний рынок увеличился на 73 миллиона граждан до 460 миллионов, что является несомненным преимуществом для торговли и инвестиций.
Реальный рост ВВП в 2005 году восьмёрки составил в среднем 4,5%, что на 3 процентных пункта выше, чем в ЕС15.
Экспансия экономики осталась предельно высокой в 2005 году в странах Балтии, которым, как и бывшим республикам Советского Союза необходимо было «догнать» упущенное. Большинству новых членов ЕС требуется экономический рост, превышающий средние показатели, так как они должны преодолеть структурные проблемы для устойчивости системы социальной безопасности. Чем больше рост ВВП на капитал в новых странах превышает этот показатель в ЕС15, тем быстрее они преодолеют разрыв со своими экономически более развитыми соседями.
В конце концов, высокие показатели экономического роста могут помочь ускорению региональному сближению в рамках ЕС. Среди 37 развитых регионов ЕС, в которых ВВп на душу превышает 125%, присутствует всего один регион, входящий в число недавно присоединившихся стран – это регион Прага в Чешской Республике. Пока лишь очевидных успехов удалось достичь в борьбе с инфляцией – ситуация на рынке труда все еще остается напряженной.
Средний уровень безработицы составляет 13,5% (2005 год) – это на 5,6 процентных пунктов превышает аналогичный показатель по ЕС15. Среднесрочный прогноз обещает лишь незначительное уменьшение. Это свидетельствует о том, что из-за структурных изменений в экономике
негативные эффекты на рынка труда (в основном в сельскохозяйственном секторе) еще далеки от преодоления, и что требуется значительный временной лаг прежде чем они будут компенсированы за счет положительных эффектов от инвестиций, в том числе в человеческий капитал и в сектор инфраструктуры.
В течение периода трансформации ЕС уже стал самым важным торговым партнером для центральных и восточных стран, которые впоследствии его пополнили: в 2004 году восемь новых государств-членов экспортировали приблизительно 80% товаров и услуг в ЕС, а импортировали 75% . Эти страны испытывали торговый дефицит, иногда значительный, что также является типичным для экономик, находящихся в процессе становления и преодоления отставаний [2].
3. Расширение ЕС и рынок труда
За два года членства в ЕС центрально- и восточноевропейские государства претерпели только лишь ограничения в расширении экспорта в торговле с ЕС, так как позитивные эффекты уже были достигнуты и осознаны еще до вступления. С их принятием в состав ЕС общий внутренний рынок был в целом расширен и подготовлен для этих целей. С тех пор все 460 миллионов граждан наслаждаются личной свободой передвижения, и формирование свободной торговли было завершено. Тем не менее существуют территории, на которых временно (на согласованный период) были введены ограничения по свободной торговле. Например, эти восемь государств имели ограниченный доступ на общий рынок труда согласно договору с ЕС. Согласно договору по вступлению и формуле 2+3+2, свобода передвижения трудовых ресурсов была ужесточена на 2 года. Только лишь Соединенное Королевство, Ирландия и Швеция воздержались от применения таких ограничений. Финляндия, Греция, Португалия и Испания теперь тоже последовали за ними.
1 мая 2006 года они сняли все ограничения по доступу на рынок труда. Франция, Италия, Бельгия и другие страны вначале продлили период ограничений, но намереваются постепенно ослабить жесткое регулирование на своих рынках труда в определенных секторах и по определенным должностям.
Только Германия и Австрия продолжают настаивать на поддержании своих ограничений по свободе передвижения до 30 апреля 2009 года.
Тем не менее, особенно для этих двух стран миграция будет важнейшим источником выгод от расширения ЕС. Перед тем как будет достигнута полная интеграция новых и старых стран-членов ЕС, дальнейшие ограничения (на свободу передвижения через границы услуг и капитала) должны быть устранены [2].
4. Новые члены ЕС и Валютный союз
Уже со своим обращением к вступлению в ЕС страны Центральной и Восточной Европы приготовились, помимо всего прочего, к принятию целей экономического и валютного союза. Введение евро в этих странах уже не является особым поводом для переговоров, но, единственное, зависит исключительно от выполнения критериев конвергенции (Маастрихтские критерии) в отношении стабильности цен, бюджетного дефицита, общественного долга и долгосрочных процентных ставок.
Вдобавок ко всему прочему они должны принять участие осуществлении Механизма Обменных курсов II за два года до мониторинга их выполнения критериев конвергенции и для поддержания нормальной широты диапазона
(+/-) 15%. Эстония и Словения (начиная с июня 2004 года), Латвия (с мая 2005) и Словакия (с ноября 2005) уже участвуют в Механизме. Польша, Чешская Республика и Венгрия начнут самое раннее с 2007 и 2008 года соответственно. Согласно мониторингу критериев конвергенции, проведенной Европейской Комиссией в мае 2006 года, только Словения выполнила все необходимые условия и станет тринадцатым членом Еврозоны с 1 января 2007 года. Обменный курс был установлен на уровне 239,64 толера за евро. Эстония и Литва отложили введение евро до января 2008 года из-за высокого уровня инфляции. Что касается других стран, то, возможно, только Латвия и Словакия смогут войти в валютный союз до 2010 года. Что касается остальных членов ЕС - Польши, Чешской Республики и Венгрии, - то введение евро не представляется возможным до тех пор, пока их финансы консолидированы [2].
5. Вступление Болгарии и Румынии в Европейский Союз.
Пятый раунд расширения закрыт присоединением Болгарии и Румынии. Условия их членства были определены в апреле 2004 года. Соглашение обеспечивало их вступление (в случае, если названные условия будут выполнены) 1 января 2007 года. Иначе вступление отложилось бы до 1 января 2008 года. В самом последнем отчете по мониторингу, проведенном Еврокомиссией, установлено, что обе страны добились прогресса в установлении демократического режима и рыночной экономики, но в то же время был признан ряд мер, необходимых к исполнению (касательно борьбы с мошенничеством и подделками, коррупцией и отмыванием денег). Было маловероятным, что эти препятствия будут устранены к октябрю 2006 года, однако оказалось, что к 1 января 2007 года пятый раунд расширения ЕС оказался завершенным. Сейчас две последние присоединившиеся страны де факто являются представителями второго класса членов ЕС. Ужесточение требований к кандидатам, что уже отразилось на Болгарии и Румынии, значительно усложнит процесс вступления других государств [2].
6. . ЕС и Турция – экономические эффекты от вступления
С октября 2005 года уже ведутся переговоры между ЕС и Турцией по в вступлению последней в союз. В июне 2006 года они достигли договоренности по пункту «наука и исследования», что, однако не являлось сложной задачей, так как предстоят переговоры еще по 34 главам. Это свидетельствует о том, что путь Турции в Евросоюз будет длинным и нелегким. Каковы же основные экономические трудности, с которыми столкнулись обе стороны?
С европейской точки зрения Турция является большой страной. Ее территория достигает территории Франции – крупнейшего из настоящих членов ЕС. Со своими 72 миллионами жителей она лишь на 10 миллионов уступает Германии и примерно на столько же превосходит Францию, Италию и Соединенное Королевство. Если Турция станет членом ЕС сегодня, то территория увеличится на 20%, а население на почти 16%. Экономика Турции значительно отстает от экономики ЕС и даже тех стран, которые недавно вступили в союз, и ее потенциальные вложения в экономику ЕС также незначительны. ВВП Турции можно сравнивать разве что с ВВП Дании, Австрии или федеральной землей Германии Саксонией. В 2005 году вступление Турции повысило бы европейский ВВП лишь на 2,7%. Из-за низкой производительности экономики на капитал доход страны также очень низкий. В 2005 году ВВП на капитал составлял всего 17,2% (измеренный в текущих ценах ЕС) и 30,7% по ППС.
Турецкая экономика, однако, развивалась очень динамично в последние годы. Экономический рост был значительно выше, чем в ЕС25, хотя не превышал аналогичного показателя новых государств-членов ЕС. За период 2000-2005 гг.
Рост турецкой экономики способен догнать темпы ЕС, особенно старых стран-членов. Если она сохранит такие темпы в ближайшие пять лет, тогда ее вступление понесет за собой гораздо более весомый вклад в экономику ЕС, чем сейчас (3,2% в 2015 г.).
Однако не только экономический рост был, а возможно и будет, высоким: численность ее населения растет гораздо более быстрыми темпами, чем в ЕС. Принимая во внимание различия в экономиках и демографической ситуации между Турцией и ЕС за период 2000-2005 гг., можно сделать вывод о том, что Турция так и останется бедным государством-членом в момент возможного присоединения.
Согласно таким прогнозам, в 2015 г. Доход на капитал только достигнет уровня в 20% (в текущих средних ценах по ЕС27) или 33% по ППС.
Давая такую негативную оценку значимости турецкой экономики по сравнению с европейской, можно сделать еще один вывод, что эффект от присоединения Турции, оказанный на остальные страны, будет очень и очень скромным.
С этой точки зрения не легко понять замечания против полного членства Турции, существующие со сторон некоторых государств. Не говоря о культурных и религиозных традициях и прошлом этой страны, одно наличие многочисленного населения в купе с низкими доходами дает достаточно оснований для беспокойств и дискуссий. Чтобы пролить больше света на экономические препятствия, необходимо рассмотреть: во-первых, какие изменения в институциональных отношениях между ЕС и Турцией будут иметь место в случае вступления Турции, а, во-вторых, какие экономические эффекты могут стать результатом изменений. Чтобы опознать эти препятствия для Турции и остальных государств в дальнейшем рассмотрим ситуацию, как если бы Турция была интегрирована в процесс в том виде, в котором она существует сейчас.
Для того чтобы в принципе стать полноправным членом ЕС, страна должна принять т.н. acquis communautaire, содержащие все постановления, принятые ЕС с самого его основания. Относительно экономической деятельности он преследует целью обеспечить равные условия для всех экономических агентов по всему союзу. Для достижения экономических эффектов от присоединения Турции следующие положения представляются наиболее важными:
Таможенный Союз: полное членство подразумевает, что вступившая в Союз страна станет также и членом таможенного союза. Все существующие тарифы между ЕС и вступающей страной должны быть отменены. Кроме того внешний тариф ЕС должен быть также применен к импорту и новым членом. И, наконец, новый член должен перенести всю компетенцию по торговле с третьими странами на ЕС. Между Турцией и таможенный союз существует с 1996 года. За исключением сельскохозяйственной продукции, которая является объектом совместной политики, все таможенные платежи количественные ограничения были устранены. Кроме того, Турция приняла общий внешний тариф и политику Союза в отношении третьих стран.
Внутренний рынок: Полное членство означает, что внутренний рынок будет расширен для присоединяющейся страны. Четыре основных свободы, лежащие в основе ЕС, вступят в силу по отношению к странам-членам ЕС и только что вошедшей в союз страной. Эти принципиальные свободы состоят из свободного передвижения товаров, услуг, капитала и людей. Правила внутреннего рынка должны подтверждать то, что торговля товарами и услугами, а также пересечение границ капиталом и трудовыми ресурсами не затруднены, и что фирмы и граждане могут обосновываться в любом месте ЕС.
Согласно уже существующему между Турцией и ЕС таможенному союзу торговля товарами промышленного производства уже либерализована в достаточно большом объеме. Конечно, посредством принятия Турцией норм и стандартов ЕС, а также устранение некоторых существующих преград, особенно в сфере услуг, условия для роста экспорта и импорта между Турцией и ЕС будут и дальше улучшаться. Но эффект от этого будет минимальным. Кроме того принятие европейских норм и стандартов вызовет рост затрат турецких предприятий, что воспрепятствует их конкурентоспособности в коротком периоде.
Очевидно, что потенциал для прямых иностранных инвестиций из ЕС не используется на не используется на полную. Поэтому посредством расширения внутреннего рынка для Турции будет создана легальная система для инвесторов из ЕС. Это также улучшит условия для интенсивного разделения труда между Турцией и ЕС и окажет позитивные эффекты на социальное обеспечение и доходы внутри интегрированной зоны. Одним из очень важных изменений, вызванных расширением внутреннего рынка для Турции, будет свободное движение людей через границы. До настоящего времени миграция между странами-членами ЕС и Турцией строго регламентирована. С исчезновением всех препятствий как Турцию, так и ЕС ждет множество изменений. Однако вероятность того, что с вступлением в Союз Турции сразу же будет гарантировано свободное движение людей через границы, не слишком велика.
В случае со странами Восточной Европы, вступивших в ЕС в 2004 году, «старым» членам ЕС было дозволено применять ограничения по эмиграции на срок до 7 лет. Скорее всего, в случае с Турцией ожидается такое же развитие событий. Если свободное передвижение людей между Турцией и остальными государствами ЕС будет в целом исключено, то конституционный принцип внутреннего рынка будет нарушен, и Турции не будет предоставлено полное членство.
Бюджет ЕС: Новое государство будет включено в бюджетную систему ЕС. С одной стороны, это должно будет обеспечить дополнительные поступления в бюджет. Согласно правилу будущего бюджетного периода (2007-2013) каждый член ЕС обязан внести 1,04% своего ВВП. С другой стороны вступившее в союз государство будет получать финансовые ресурсы из бюджета. Основные затраты ЕС идут на поддержание сельскохозяйственного сектора и регионам с низким капитальным доходом. Согласно этим условиям те страны получают больше выгод от распределения бюджетных средств, которые сравнительно беднее и у которых большой сельскохозяйственный сектор. И по этим правилам членство Турции в ЕС вызовет значительную утечку финансовых средств. Из-за низкого капитального дохода и большой численности населения Турция станет крупнейшим получателем доходов бюджета как в абсолютных показателях, так и в относительном к ВВП. Таким образом Турция сможет рассчитывать на 4% от своего ВВП. Кроме всего прочего расширение общей политики по сельскому хозяйству в рамках ЕС сильно изменит экономические условия для фермерств.
Принятие решений: Новое государство-член ЕС должно подчиняться институтам, ответственным за принятия решений по ЕС. В частности это Европейский Совет и Европейский Парламент. Существующие законы, относящиеся к количеству мест (в Европарламенте) и голосов (в Европейском Совете) по каждой стране и касающиеся процедуры голосования для принятия решений, изложены в Ниццинском Соглашении.
Соглашение, устанавливающее Конституции для Европы включает новые законы по принятию решений. После непринятия Конституции после проведения референдумов во Франции и Нидерландах в 2005 году до сих пор не ясно до конца, будут ли изменены некоторые положения, а если и будет, то где.
Правила Ниццинского Соглашения имеет силу на момент вступления Турции, поэтому государству будет необходимо получить такое же количество голосов в Европейском Совете, как и Германии, Соединенному Королевству, Франции и Италии. Если будет приято Соглашение по Конституции в ближайшее время, то политическое влияние Турции может быть еще больше, потому как положения Конституции указывают на зависимость количества мест в Совете от численности населения государства. Турция с популяцией более или менее совпадающей по численности с германской, получит больше голосов чем Франция, Италия и Англия.
Европейский Валютный Союз: Полное членство в ЕС включает в себя и членство в ЕВС. Верно, что такие «старые» участники Союза как Дания, Швеция, Англия не входят в ЕВС, но для новых стран-участниц это непозволительная роскошь.
В любом случае Турции придется пройти различные ступени на пути к этому подобно тем, которые уже прошли нынешние члены ЕС прежде чем они стали еще и членами ЕВС. То есть нахождение в составе ЕС не означает также и автоматическое присоединение к ЕВС, а лишь необходимость и возможность принятия мер по соответствию определенным критериям [3].
Заключение.
В данной работе была совершена попытка обозначить основной вектор современного этапа развития Европейского Союза как крупнейшей в мире интеграции стран. Сейчас ЕС переживает завершающую стадию своего формирования: решаются вопросы сближения экономических политик государств, особенно тех, которые недавно вошли в состав конфедерации. Это активное, экспансионистское расширения ЕС на Восток вызывает негодование некоторых членов ЕС, а также многих граждан Союза что и создает проблемы унификации все более разрастающегося и бюрократизирующегося Союза и указывает на начало кризиса всей системы.
Список литературы:
1. Guenter Weiner. Rapid Expansion of the World Economy// Intereconomics. Review of European Economic Policy. – 2005. - №1. p. 46-51.
2. Andreas Polkowski. The Fifth EU Enlargement Round//Intereconomics. Review of European Economic Policy. – 2006. - №4. p. 174-176.
3. Kohard Lammers. The EU and Turkey – Econimic Effects of Turkey`s Full Membership// Intereconomics. Review of European Economic Policy. – 2006. - №5. p. 282-287.
Страницы: 1, 2