Ценообразование по уровню конкурентов достаточно характерно для гостиниц. При данном методе ценообразования цены на дополнительные платные услуги устанавливаются ниже рыночных, на уровне рыночных или выше рыночных в зависимости от требовательности клиентов, предоставляемого сервиса, реальной ответной реакции конкурентов. Отличительной особенностью гостиниц, использующих этот метод ценообразования, является отсутствие постоянной зависимости между ценами и затратами.
В отечественной практике за основу всех расчётов в гостиничном бизнесе принимают показатель одних койко-суток, а в; санаторно-курортном бизнесе — койко-день. В основу расчётов принимается инвентарное количество койко-мест в гостинице или ёмкость номерного фонда. Номерной фонд — это количество номеров в гостинице, которые могут быть заселены одновременно. Ёмкость номерного фонда учитывает количество кроватей, установленных в номерном фонде.
В экономических показателях гостиничного производства существует деление на общее количество койко-мест в гостинице и число койко-суток, предоставляемых в гостинице для заселения. Первый показатель показывает потенциальную пропускную способность гостиницы при 100%-ном использовании всех инвентарных мест. Показатель койко-суток даёт представление о пропускной способности гостиницы на планируемый период и обозначает число мест, которые фактически будут эксплуатироваться с учётом технически допустимых простоев (санитарной обработки, времени на ремонт).
Средняя продолжительность ремонта за год одного инвентарного койко-места гостиницы — 10 дней . Цикличность планового ремонта номерного фонда — 5 лет (в нашем примере: 30 койко-место / 5 лет х 10 дней = 42 койко-суток). Таким образом, 42 койко-суток в течение года не будут заняты в обороте общего инвентарного фонда мест в гостинице. Пропускная способность гостиницы составит 7623 койко-суток (21 койко-место х 365 дней — 42 койко-суток).
Различают плановую и фактическую себестоимость койко-суток. Плановая себестоимость рассчитывается на основе плана затрат и плана продаж. На практике, как правило, рассчитывают среднегодовую плановую себестоимость одних койко-суток, среднюю квартальную себестоимость, среднемесячную себестоимость.
Таблица 3.12
Структура затрат на содержание гостиницы,
определение себестоимости койко-суток, выручки
и финансового результата
№ |
Наименование статей затрат |
За отчётный год |
||
|
|
Сумма, руб. |
Процент в общей сумме затрат за год, % |
На одни койко-сутки, руб. |
1 |
Заработная плата основного персонала гостиничного комплекса |
1056000 |
21,31 |
172,21 |
2 |
Единый социальный налог (26% от ФОТ) |
274560 |
5,54 |
44,77 |
3 |
Питание в номерах (завтрак) |
766500 |
15,47 |
125 |
4 |
Амортизация основных средств |
1082054 |
21,83 |
176,46 |
5 |
Амортизация нематериальных активов |
8316 |
0,17 |
1,36 |
6 |
Оплата потребления ресурсов (газ, вода, стоки, электроэнергия, вывоз ТБО) |
1181232 |
23,84 |
192,63 |
7 |
Расходы на стирку мягкого инвентаря |
90720 |
1,83 |
14,79 |
8 |
Расходы на охрану гостиницы |
60000 |
1,21 |
9,78 |
9 |
Расходы на оплату услуг связи |
14400 |
0,29 |
2,35 |
10 |
Расходы на оплату входного и текущего медосмотра персонала гостиницы |
4000 |
0,08 |
0,65 |
11 |
Расходы на рекламу, в размере, не превышающем 1 % от выручки, согласно ст. 249 НК Р |
2200 |
0,04 |
0,36 |
12 |
Транспортные расходы |
40000 |
0,81 |
6,52 |
13 |
Административно-управленческие расходы |
20705 |
0,42 |
3,38 |
14 |
Текущий ремонт номерного фонда |
38000 |
0,77 |
6,2 |
15 |
Приобретение инвентаря и хозяйственных принадлежностей |
36000 |
0,73 |
5,87 |
16 |
Расходы на содержание номеров (стоимость чистящих и моющих средств) |
279455 |
5,64 |
45,57 |
17 |
Отнесение на затраты невозмещаемого НДС |
0 |
0,00 |
0,00 |
18 |
Налог на землю |
1465 |
0,03 |
0,23 |
19 |
Итого за год |
4955607 |
100,00 |
808,13 |
20 |
Количество койко-суток за год |
6132 |
- |
- |
21 |
Цена одних койко-суток при норме рентабельности 30% |
- |
- |
1050 |
22 |
НДС |
- |
- |
189 |
23 |
Продажная цена одних койко-суток с НДС (18 |
- |
|
1239 |
24 |
Валовая выручка (6132x1239) |
7597548 |
- |
- |
25 |
Финансовый результат (прибыль) |
2540565 |
- |
- |
Метод полных издержек чаще используют гостиницы при установлении цены на свои основные услуги по проживанию, основываясь на фактических издержках и средней норме рентабельности на конкретном рынке гостиничных услуг. Главными преимуществами метода полных издержек является наличие потенциальной возможности получения максимальной прибыли в данной экономической ситуации и обеспечение полного возмещения всех затрат, независимо от характера их происхождения. Недостатком же является ограниченный учёт влияния уровня спроса на процесс производства гостиничной услуги и, как следствие, — снижение доли сегмента гостиничного рынка. Организаторы гостиничного бизнеса используют в основном метод полных издержек.
Анализ безубыточности начинается с деления издержек на переменные и постоянные. К переменным относятся издержки, размер которых изменяется пропорционально изменению объёма реализации гостиничных услуг. Переменные издержки зависят от объёма реализации, но эта зависимость не прямо пропорциональная (расходы на отопление, освещение и содержание помещений, арендная плата за помещение, используемые в производстве). Постоянные издержки не зависят от изменения объёма продаж гостиничных услуг (административно-управленческие расходы и др.).
В гостиницах постоянные издержки имеют высокий уровень при относительно низком уровне переменных издержек. К ним относятся:
• амортизируемые капитальные затраты;
« ремонт оборудования;
■ расходы на коммунальные услуги; « расходы на страховку;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8