Эстетика как наука: предмет эстетики, факторы, влияющие на его становление
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белгородский юридический институт
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Дисциплина: Эстетическая культура
РЕФЕРАТ
по теме: «Эстетика как наука: предмет эстетики, факторы, влияющие на его становление».
Подготовил:
Слушатель 343 группы
Горовой П.А.
Белгород - 2006 г.
План |
Вступительная часть |
Учебные вопросы |
1.Что изучает эстетика. Функции эстетической культуры. |
2. Прекрасное, как традиционный предмет изучения эстетики. |
3. Многообразие форм эстетической деятельности. |
4. Методы эстетических исследований. |
Заключительная часть (подведение итогов). |
Введение
Сегодня, когда Россия переживает сложный период структурных изменений, происходящих во всех сферах общественной жизни, человек оказывается в непростой ситуации выбора моральных, нравственных и эстетических ценностей своего общественного бытия. Быстро меняющиеся реалии, в которых сталкиваются противоречивые тенденции общественного развития, обостряют потребность личности в гармоничном отношении к миру, в адаптации традиционных культурных ценностей, выработанных цивилизацией. Эстетика призвана дать представление о прекрасном, о красоте как важнейшей составляющей духовной эволюции человечества. А прекрасное – это искусство, творческий труд, окружающая нас природа, люди и, наконец, мы сами.
Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел – это дисциплина, предметом которой являются эстетические отношения и соответствующая им система эстетических ценностей. В качестве учебной дисциплины «Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел» играет важную роль при подготовке специалистов в сфере юриспруденции, так как профессия юриста требует не только профессионального мастерства, но и широкого общегуманитарного образования.
Вопрос 1. Что изучает эстетика. Функции эстетической культуры.
Неизвестный автор появившегося много веков назад трактата «О возвышенном» писал; что ко всякой научной дисциплине предъявляются два требования: «Во-первых, следует определить предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, помогающие овладеть этим предметом». Это верное суждение нуждается в существенном дополнении: предмет должен быть рассмотрен в связи с задачами науки, а способ (метод) изучения предмета необходимо поставить в связь с ее системой.
Всякая наука имеет свой предмет. Выявить его значит определить специфику, сферу деятельности и задачи этой науки. Определение предмета каждой науки есть акт ее самосознания. Сама наука осознает свои цели, круг своих проблем, сферу своих интересов, свою практику, определяющую угол зрения, под которым рассматривается мир и его связи и благодаря чему только определенные связи и стороны мира входят в предмет данной дисциплины и выявляются ею.
История эстетики насчитывает много веков. В ходе развития этой науки менялись не только эстетические взгляды, но и .круг изучаемых ею вопросов, сам ее предмет и задачи. Эстетика то была частью философии и служила созданию картины мира в целом, (греческие натурфилософы, пифагорейцы); то затрагивала проблемы поэтики, общефилософские вопросы природы красоты и искусства и ставила задачи обобщения его опыта (Аристотель); то присоединяла к этому кругу проблем вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека.
Что же такое с современной точки зрения предмет эстетики как, науки?
Предметом эстетики является человеческая чувственность,
ответственная за целостное, образное постижение человеком
мира .Такое
определение вбирает в себя и сферу прекрасного, и.
возвышенного, и. комического, и трагического, и др. эстетических категорий,
характеризующих
чувственное постижение человеком: мира. Оно
также охватывает и сферу
искусства, которое развивает и
воспитывает эту особую сферу человеческого
духа - чувственносгь.
Эстетика -наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.
Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства - таковы основные вопросы этой науки.
Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей.
Эстетическое воспитание ни в коем случае не сводится к морально-этическому аспекту. Нельзя отрицать, что некоторые произведения массового искусства несут в себе морально-нравственный аспект; но в то время, как произведения подлинного (иногда называемого элитарным) искусства призваны учить видеть, слышать, чувствовать, т. е. призваны воспитывать человеческую чувственностъ.
Факторы, влияющие на становление предмета эстетики
Уже отмечалось, что до середины XVIII в. эстетические проблемы не вычленялись в чистом виде. Рассуждения о сущности прекрасного и искусства возникали в связи с философскими, моральными, богословскими, политическими и художественными размышлениями. Некоторые исследователей вычленяют ряд факторов, серьезно повлиявших на формирование эстетики (см. Волкова Е. В., Новикова Л, .И. К вопросу о предмете и методах эстетики//Вопросы истории и теории эстетики. М., 1975):
1. Философия как наука
2. Искусство как художественная практика.
3. Социальный заказ.
4. Внутренняя логика развития, науки.
Все эти факторы, естественно, действуют сообща в одну и ту же эпоху, но всегда можно проследить решающее влияние какого-то одного. На протяжении многих столетий эстетические проблемы ставились в рамках той или иной философской системы. Фактически нельзя назвать такой, период в развитии эстетики, когда эстетическая проблематика не была бы связана с философией. Другое дело, что философия могла быть и религиозной, и позитивистской. И ее влияние могло быть решающим, а могло быть второстепенным. Естественно, что характер философского учения отражался на особенностях эстетики и формировании ее предмета. В античности, например, логика философствования определяла постановку конкретных эстетических задач. Так, разработка понятия прекрасного Платоном явилась необходимой частью его гносеологии.
Социальный заказ в разные периоды развития эстетической мысли (средневековая эстетика, Просвещение и др.) заставлял ее концентрировать внимание на определенных вопросах, связанных с идеологическими и социальными проблемами, чем, естественно, также развивал ее сферу.
Основные разделы эстетики
Предыстория развита эстетики это мифология. Именно она была источником философского знания. В ее рамках впервые ставились вопросы о красоте, об искусстве, о том, как связаны между собой эти феномены.
Первый этап развития теоретической эстетики начался в древней Греции в VI в. до н. э. и завершился в новое время, в начале ХУ111 столетия.. Особенность этого самого большого периода истории эстетики в том, что, хотя она в это время не стала еще самостоятельной дисциплиной, рассуждения о сущности прекрасного и о законах искусства (художественного творчества), о границах искусств носили теоретический характер. Этот этап распадается на несколько подпериодов:
- античность(VI в. до н.э. V в. н.э.);
-средневековье (VI -XIII вв.);
-Возрождение (XIV- XVI вв.);
-начало Нового времени (частично Просвещение) .
Своеобразие каждого подпериода составляет влияние определенного фактора. В подпериод античности эстетика складывалась под влиянием философии. Религиозная идеология, богословие оказывали существенное влияние на эстетику средневековья. Художественная практика на эстетику Возрождения. Политика, искусствоведение оказали мощное влияние на Эстетику Просвещения.
Своеобразие каждого из
перечисленных подпериодов не
ограничивается лишь влиянием конкретного внешнего
фактора. Каждый из
этих подэтапов имеет собственную внутреннюю историю т.е. время становления
данного типа эстетического сознания, время его расцвета, кризиса и подготовки нового периода.
Второй этап истории эстетики (с XVIII но середину XIX в.) период по сравнению с первым этапом небольшой, но очень насыщенный,. емкий. Именно на этом этапе эстетика утвердилась как самостоятельная и необходимая часть философии. Это период немецкой классической философии.
Третий этап истории эстетики начался в середине XIX в. и продолжается до сих пор. На особенности эстетики этого периода активно влияют позитивизм, социология. Для этого этапа характерна атака на спекулятивную эстетику. Так, позитивизм стремился вывести эстетику за пределы философии, превратить ее в экспериментальную науку. С другой стороны, атропологический материализм критиковал идеалистическую эстетику. Ее же подвергал критике марксизм, претендуя на построение подлинно научной эстетической теории (Г. В. Плеханов пытался создать цельное марксистское эстетическое учение).
Все это расширяло эстетическую проблематику и создавало разные виды эстетики: физиологическую, социологическую, семиотическую, кибернетическую и др. И все же именно философская эстетика является базовой для всех других ее разновидностей.
Следующие разделы эстетики
Теория эстетики
Теория эстетики изучает эстетическую деятельность (ее виды), эстетическое сознание (его структуру). Особое место в разделе «Эстетическое сознание» занимает раскрытие основных эстетических категорий.
В рамках эстетической деятельности главной установкой является деятельность по законам красоты. Разработанными и самостоятельными формами эстетической деятельности являются, искусство и дизайн.
Дизайн - сознательное художественное формообразование предметной среды. В дизайне присутствует единство художественности и утилитарности. Дизайн близок архитектуре, которая, также совмещает художественные и. чисто утилитарные цели. Художественное конструирование стремится к цели единства прекрасной формы и утилитарного содержания.
Страницы: 1, 2