Специфика искусства.
Искусство также является традиционной, естественно, более старшей, чем дизайн, формой эстетической деятельности. Раздел, посвященный искусству, включает в себя особенности процесса художественного творчества, проблемы содержания и формы искусства, морфологию (классификацию) искусства, проблемы эстетического восприятия. К проблемам художественного творчества относится изучение художественных направлений в искусстве стиля, индивидуальной манеры творчества..
Эстетическая культура современного общества. В этом разделе особое внимание уделяется анализу таких понятий, как элитарное искусство, массовое искусство, контрискусство.
Синтетичность искусства, многоплановость и одновременно целостность его воздействия на человека предопределяют функциональность художественной культуры. Чаще всего выделяются следующие функции эстетической культуры:
- познавательная, выражающая специфику эстетической культуры как познания жизни через систему художественных образов;
- воспитательная, заключающаяся в воздействии эстетической культуры на людей, в ее возможностях формировать духовный мир человека;
- коммуникативная, которая означает, что эстетическая культура является средством духовного общения людей и служит каналом передачи не только знаний, но и чувств;
- семиотическая т.е. художественные ценности представляются как система знаков);
- гедонистическая (способность эстетической культуры возбуждать чувства, эмоции, доставлять эстетическое удовольствие и наслаждение);
- зрелищная (эстетическая культура как развлечение, зрелище, игра).
Зрелищная функция сближает эстетическую культуру с другой сферой культуры — сферой развлечения (с проблемой свободного времени, культурного отдыха). Значение развлечений возрастает в условиях интенсификации общественной жизни, повышения нервных нагрузок, расширения СМИ.
Эстетическая культура способствует развитию и совершенствованию всей духовной сферы общества. Воздействие эстетической культуры на духовную жизнь многопланово (отношение людей к труду, природе, человеческие отношения, поступки и действия).
Основные эстетические ценности.
Своеобразие эстетических ценностей определяется специфическим характером эстетического отношения человека к действительности непосредственным чувственно-духовным бескорыстным восприятием, ориентированным на познание и оценку содержательной формы, структуры, меры организованности и упорядоченности реальных объектов.
Соответственно, эстетической ценностью могут обладать:
- предметы и явления природы, доступные чувственному созерцанию;
- сам человек (его облик, действия, поступки, поведение);
- вещи, создаваемые людьми;
- продукты духовной деятельности (научной, публицистической и т.п.), поскольку их структура оказывается чувственно воспринимаемой и оцениваемой;
- произведения искусства во всём многообразии его видов.
Наличие определенной эстетической ценности у всех этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему общественно-исторических отношений они включены. Поэтому, несмотря на то, что носителем эстетической ценности может быть природный объект, её содержание всегда является социально-историческим и воплощает в себе диалектическую связь национального и интернационального, исторически устойчивого и изменчивого, группового и индивидуального.
Многообразны не только носители эстетической ценности, но и её виды. Основным видом эстетических ценностей является прекрасное.
Вопрос 2. Прекрасное как традиционный предмет эстетики.
Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматривают другие эстетические феномены. Прекрасное всегда исторически-конкретно. Разные исторические периоды знают разные идеалы красоты. Прекрасное всегда национально окрашено. У разных народов, пусть и живущих в одну эпоху, представления, о прекрасном различны, а то и противоположны. Многие ученые связывают это с закреплением в сознании того или иного народа как «прекрасных» определенных полезных признаков.
Чернышевский в своей эстетической диссертации говорит о противоположности представлений о красоте у разных сословий, в частности дворянского и крестьянского.
Наряду с «прекрасным» эстетическое сознание включает и другие категории: возвышенное, трагическое, комическое и др. При рассмотрении этих категорий прекрасное выступает мерой. Возвышенное - это то, что эту меру превышает. Трагическое -то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое -то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается не страданием или гибелью, а смехом.
Некоторые отечественные эстетики (М. С. Каган, Л. Столович) выделяют наряду с положительными эстетическими ценностями их антиподы -безобразное, низменное. Они делают это на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных, Так, в сфере гносеологии и логики сталкиваются понятия «истинность» и «ложность», в сфере этики понятия добра и зла. Поэтому и научное исследование в области эстетики, считают указанные ученые, должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности.
Другие ученые утверждают, что такие понятия, как безобразное и низменное, не могут считаться эстетическими категориями. Качества, выражаемые этими категориями, не могут иметь положительного значения для человека, т. е. эти категории не могут являться положительными ценностями.
Подробнее эти категории рассмотрим на семинаре.
Вопрос 3. Многообразие форм эстетической деятельности.
Сфера
эстетического освоения мира гораздо шире искусства. Она охватывает и труд, и быт, и культуру (например область
садово-парковой кулътуры).
Сады и парки продукт культурной деятельности, стремящейся к гармонии, к породнению с облагороженной природой. Не являясь в строгом смысле слова собственно искусством, садово-парковая кулътура развивается вместе с ним и под его влиянием, что сказалось в развитии стилей садов и парков вслед за развитием художественных направлений в искусстве. Существуют сады и парки ренессансные, барокко и рококо, сады классицизма и романтизма. В пределах каждого стиля есть свои национальные особенности, а внутри национального стиля почерк отдельных садоводов. Например, парк французского классицизма в Версале, сады голландского барокко в Московском Кремле ( они огораживались стенами, украшались беседками), сады с уклоном в рококо есть и в Царском Селе .
Эстетическая деятельность включает в себя:
1.практическую (садово-парковая культура, дизайн и т. д.),
2.художественно-практическую (карнавал, свадебный или погребальный обряд, этикетное поведение и т. п.),
3.художественно-творческую (создание произведений искусства),
4.художественно-рецептивную (восприятие произведения)
5.рецептивно-эстетическую (восприятие красоты реального пейзажа )
6.духовно-культурную (выработка идеалов личного вкуса, вынесение вкусовых суждений, оценок и т. п.),
7.теоретическую (выработка эстстических концепций и взглядов). Эстетические взгляды; представления, вкусы, идеалы, будучи результатом внутренней, духовной деятельности человека, обогащающей его личность, находят свой выход вовне - во всех формах эстетической деятельности и ее продуктах.
Эстетические впечатления-память об эстетических представлениях, их оценка и закрепление в сознании существенного.
Эстетические вкусы- система эстетических предпочтений и ориентаций, основанная на обобщенной творческой переработке исторически обусловленных эстетических впечатлений.
Эстетический идеал - представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека по преобразованию мира и созиданию культуры. Идеал не совпадает с действительностью и является обобщением лучшего в ней, домысливанием желаемого, но еще не существующего, Народ, создающий идеал, создает и гениев, .приближающихся к этому идеалу и приближающих к нему реальность.
Эстетические концепции - теоретически осмысленный в свете определенного мировоззрения и приведенный в научную систему исторический опыт эстетической деятельности людей.
Эстетические взгляды- система эстетических концепций, господствующая в данном обществе или в одном из его подразделений и определяющая дальнейшую практику эстетической и художественной деятельности людей.
Совокупность художественной деятельности, ее продуктов (творчество, произведения искусства)., учреждений, руководящих этим процессом (министерства, комитеты, управления, отделы и т. д.), а также обслуживающих его, готовящих кадры художественной интеллигенции (художественные вузы, училища, школы, студии и т. д.) и обеспечивающих социальное функционирование искусства, (музеи, библиотеки, кинотеатры, театры, концертные залы и т. д.), составляет художественную культуру общества.
Последняя, в свою очередь, в единстве со всеми формами эстетической деятельности, а также с учреждениями, обеспечивающими ее, образует пласт эстетической культуры общества.
Вопрос 4. Методы эстетических исследований
В настоящее время ещё не существует специальных работ, посвящённых анализу методов эстетического исследования, но в содержании и в направленности эстетических работ можно отметить рассмотрение таких методов, как субъектный или объектный, социологический или психологический, эмпирический или теоретический, логический или исторический, аналитический или синтетический и так далее. В истории эстетики наблюдались ориентации на какой-либо один метод анализа эстетических явлений или допускались все возможные методы. Кратко рассмотрим эти точки зрения.
Субъектный и объектный методы.
Субъектный метод ориентирует исследователя на изучение личностных, субъективных форм выражения и существования эстетических явлений; свидетельства художников, их дневники, письма, заметки, свидетельства публики, анкетные опросы, интервью художников и публики, анализ переживаний, оценок, суждений субъектов, создающих и воспринимающих эстетические ценности. Такой анализ имеет право на существование, потому что эстетические ценности адресованы одним субъектом другому. Безусловно, изучение субъективной стороны эстетической жизни общества одна из важнейших задач эстетики.
Объектный метод эстетического исследования устремлен на изучение внешних, материальных, эстетических явлений вне их отношения к субъекту (художнику и публике): т.е. анализ произведений, анализ объективной биографии художника, исследование объективного поведения публики, художественных учреждений и т.п. Все эти явления тоже образуют содержание эстетической жизни общества и имеют право на исследование, но в то же время абсолютизация подобного метода не дает возможности целостно представить эстетическую область деятельности.
Психологический и социологический методы. Психологический метод изучения эстетических явлений связан с анализом психологического механизма творчества и восприятия, т.е., по существу, с анализом психических состояний художника в акте творчества и публики в акте восприятия.
Констатируя ограниченность психологического анализа искусства и эстетической деятельности в целом, следует отметить важность и актуальность разработки конкретных методик эстетико-психологического исследования и относительную ценность полученных эмпирических и теоретических данных у представителей психологической эстетики.
Но очевидно и другое: исследование эстетической деятельности общества не может ограничиваться психологическим методом, поскольку эстетическая деятельность достаточно сложное социальное явление. Это относится не только к психологии творчества и восприятия, но и к психологии искусства, и к социально-психологическим исследованиям художественной сферы.
Социологический метод связан с изучением эстетических явлений как социальных, общественных феноменов, социальных институтов и форм социальной деятельности. Психологический и социологический методы исследования искусства не исключают, а дополняют друг друга. Познание механизма эстетической деятельности возможно лишь путем комплексного её изучения.
Эмпирический и теоретический методы. Разграничение этих методов впервые сделано Гегелем применительно к эстетике. Эмпирический метод ориентирует ученого на внешнее, поверхностное, изучение искусства, на описание, каталогизацию, а не на объяснение. Конечно, эстетик может не ограничивать себя этими задачами, а попытаться размышлять об искусстве, строить на основании эмпирического материала теории, предписания, нормативы (Аристотель, Гораций).
Логический и исторический методы. Существует несколько аспектов отношения исторического и логического вообще. Мы будем исходить из того, что сам объективный, реальный мир, например реальная эстетическая деятельность, есть единство исторического и логического, то есть реальному историческому бытию эстетической деятельности присуща объективная логика развития.
История эстетической деятельности - это всё колоссальное разнообразие произведений, художников, стилей, видов, жанров, вкусов, оценок, реализованных эстетических идеалов, взлётов и падений, побед и поражений, находок и утрат. Этим занимается история. Исторический способ исследования предмета предполагает обращение исследователя к самому реальному предмету, к его реальной истории. Этот метод основан на изучении самого реального движения или реальной структуры предмета во всей целостности и конкретности.
Логика эстетической деятельности — это нить, которая проходит через всю её историю, это общее и закономерное, необходимое и в развитии, и в структуре предметной области исследования.
Заключение
Таким образом, в свете выше изложенного можем сказать, что эстетика это философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства.
Искусство в духовно-практическом, а эстетика в теоретическом плане сосредотачивают внимание на общечеловеческом, они актуальны, так как способствуют сближению людей, у которых без согласия в мире нет будущего. Эстетика и искусство – фокус всей мировой культуры и средоточие гуманитарного опыта человечества.
Литература
1. Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. – М.: Высш. Шк., 2002.
2. Кривцун О.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000.
3. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / авт. кол.: В.А Балашов, Н.М. Дудин, Н.И. Зайцев, Н.М. Морозова, В.С Остапенко, В.Н. Пристенский. – Воронеж: ВВШ МВД России, 1998.
4. Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.
Кондрашов В.А. Этика. Эстетика: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.
5. Николаев Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел: лекция . – М.: МВШМ МВД России, 1993.
Страницы: 1, 2