Помимо методов военных - набегов, войн, правители Крыма часто прибегали к золотоордынской практике сбора дани с близлежащих земель в форме больших и малых "поминков". "Платят жалование или подарки: немецкий царь, ляшский король, Седмиградски Бугры, Влахи, Моровлахи и, полагаю, горски черкасы", - писал сербский просветитель Юрий Крижанич (XVII в.).
Политическая организация ханства формировалась постепенно, с учетом менявшейся роли ханства на международной арене, особенностей развития этого края, многонациональным составом населения, зависимостью от Османской Порты. Оно не было централизованным государством и дробилось на отдельные территориальные единицы, имевшие свою политическую организацию.
Установление вассальной зависимости Крыма от Турции распространилось и на высших правителей государства. Ханы назначались и смещались по воле султана. В этом была слабость Крыма и сила Турции. Ни один хан не мог быть уверен в своем завтрашнем дне, т.к. в любую минуту мог расстаться не только с властью, но и с жизнью. Большинство перемещений высших должностных лиц осуществлялось по наговорам и просьбам крымских беев, которые, борясь за свою самостоятельность, не допускали возвышения того или другого хана. В результате этих частых смен правителей к середине XVIII в. насчитывалось около двухсот Гиреев, которые могли претендовать на ханский престол.
Власть хана была ограничена не только волей султана, но главное - представителями наиболее знатных родов - беями- карачеями, которые были непременными советниками хана. Род Гиреев, получив право на ханскую власть, не сумел добиться от знати, чтобы власть была наследственной и неограниченной.
Существовали "малый" и "большой" советы, игравшие очень серьезную роль в жизни государства.
"Малым" назывался совет ("Малый диван"), если в нем принимал участие узкий круг знати, решавший вопросы, требующие срочных и конкретных решений.
"Большой диван" - это собрание "всей земли", когда в нем принимали участие вообще все мурзы и представители "лучших" черных людей. За карачеями по традиции сохранилось право санкционировать назначение султаном ханов из рода Гиреев, выражавшееся в обряде посажения их на престол в Бахчисарае.
В государственном устройстве Крыма во многом были использованы золотоордынская и турецкая структура государственной власти. Чаще всего высшие государственные должности занимались сыновьями, братьями хана или другими лицами знатного происхождения.
Первым должностным лицом после хана был калга-султан. На эту должность назначался наследник хана или доверенное лицо из ханской фамилии. Калга управлял страной в случае смерти хана до назначения на престол нового. Он был главнокомандующим, если хан лично не отправлялся на войну. Вторую должность - нураддин - также занимал член ханской фамилии. Он был президентом в малых и местных судах, командовал в походах меньшими корпусами.
Муфтий - это глава мусульманского совета Крыма, толкователь законов, обладающий правом смещать судей- кадиев, если они судили неправильно.
Каймакан - наместник хана на время его отсутствия. Начальник крепости Ор-Капи. Чаще всего эту должность занимали члены ханской фамилии, либо член фамилии Ширин. Он охранял границы и наблюдал за ногайскими ордами вне Крыма. Должности кадия, визиря и других министров аналогичны тем же должностям в Турции.
Кроме вышеуказанных существовала важная женская должность - вали-де-султанша, ула-султанша, которую занимала мать или сестра хана. По значимости и роли в государстве она имела ранг, следующий за калга-султаном.
В Крымском ханстве велась постоянная борьба между знатными татарскими родами, между буджаками и ногайцами. Феодальная власть часто была оппозиционно настроена по отношению к хану. Во внутренних распрях сказывалось влияние турецкого правительства, которое стремилось не допускать консолидации сил Крымского ханства. Турция нередко создавала конфликтные ситуации внутри страны, что естественно ее ослабляло. Это позволяло контролировать не только деятельность хана, но и неспокойной крымской знати, и направлять развитие государства в нужное османам русло.
Двойственный характер политической, хозяйственной и культурной жизни Крыма сказывался во всем. Здесь действовали законы шариата, считавшиеся у правоверных мусульман правилами жизни. Но во многих вопросах в Крымском ханстве придерживались старинного права - чингизового торэ. Имела хождение двоякая монета: атарская и турецкая, ряд повинностей в государстве выполнялся населением и в пользу своих феодалов, и в пользу Турции.
Отдельные территории были в непосредственном подчинении турецких властей (г. Кафа, где имел резиденцию турецкий паша, отдельные поднепровские, азовские и ногайские земли). Долгое время даже не было определенного административного центра. "Где останавливался своим станом хан, там действовала и правительственная машина: писались и издавались указы, организовывалась армия, творился суд и расправа, давались аудиенции иностранным послам и даже чеканились монеты", - писал В. Д. (Смирнов. Постоянный контроль и надзор со стороны Турции, ограничение власти и неуверенность в ее прочности приводили к тому, что лишь немногие правители из династии Гиреев пытались по-своему решать политические проблемы государства, а большинство ханов являлось фактически выразителем воли и интересов турецкого султана.
Специфика взаимоотношений Османской империи и Крыма, сложившаяся в XVI-ХVIII вв., заключалась в том, что на международной арене их политика воспринималась как разобщенная, лишенная внутреннего единства. Искусственно создававшийся эффект раздвоенности политики давал возможность Османской империи выглядеть "миролюбивой" державой, а Крымскому ханству выступать в роли вполне самостоятельного государства, способного будто бы даже быть противником Стамбула. Такая маскировка реального политического и военного партнерства дезориентировала многих правителей европейских государств, а тем самым значительно облегчала осуществление широких завоевательных замыслов Стамбула и Бахчисарая в Европе на протяжении довольно длительного времени. Турция, гибко и умело используя эту раздвоенность крымско-османской политики стремилась к конкретной цели - не допустить коалиции славянских стран в борьбе за выход к Черному морю.
Крым то выступал на стороне Польши в борьбе с Россией, то заключал договоры о дружбе и торговых контактах с Русским государством, выступая как враг Польши, то вступал в "братские" связи с украинским казачеством, то изменял этим всем уверениям и переходил на сторону своих вчерашних врагов. Порта со своей стороны в одних случаях бросала в бой воинственный Крым, предлагая ему военным путем выравнивать силы восточноевропейских государств, в других случаях прибегала к средствам мирной дипломатии. Воспринимая ханство и Османскую империю как самостоятельные силы, некоторые дипломаты тогдашней Европы разработали и широко распространили план использования Крымского ханства ... в вооруженной борьбе против османов, не подозревая, что именно Порта санкционировала такую деятельность татар.
Завоевательная политика Турции резко изменила внешнеполитический курс европейских держав. Сократились возможности торговых контактов Востока и Запада, т.к. Черное море стало "внутренним", контролируемым турецкими властями. Тем самым был нанесен огромный ущерб торговле между странами континентальной Европы и Востока. Стремление восстановить торговлю на Черном море толкало Польшу и Русь искать союза с Крымом. Торговый путь, пролегавший по Черному морю, имел для Европы не меньшее значение, чем средиземноморский.
Для некоторых стран, в частности, для Польши, турецкое завоевание во второй половине XV в. Черного моря и закрытие Босфора для торговли, которую вели с Востоком расположенные на Черном море итальянские колонии, повысило значение сухопутных дорог. В этот период в более тесные сношения с Польшей вступила Кафа. В течение 10-20 лет XV в. Польша осуществляла нечто вроде протектората над этим торговым центром. Этот протекторат был возможен еще и потому, что между Польско-Литовским государством и Крымским ханством в этот период существовали дружественные отношения, т.к. Крымский хан Хадиш-Гирей получил высшую власть при активном содействии правительства и магнатов этой страны. Но падение Кафы, а также Килии и Белгорода почти полностью парализовало эту торговлю. Наступило время "охлаждения" турецко-крымско- польских отношении и "потепления" отношений между Россией, Крымом и Турцией, что позволило даже предпринять ряд дипломатических шагов. Так, в конце XV в. по инициативе Турции устанавливаются дипломатические связи между Турцией и Московским государством. Московская дипломатия была заинтересована в том, чтобы нейтрализовать превращавшуюся в мощную державу Турцию в борьбе России против остатков Золотой Орды. Первый личный контакт был установлен в 1497 г. московским посольством, которое возглавил стольник Михаил Андреевич Плещеев. Перед посольством была поставлена задача добиться нормальных условий для деятельности русских купцов в Кафе, Азове и в Турции. Еще раньше, в 1474 г., с Крымским ханом Менгли- Гиреем Иван III заключил союз, продолжавшийся до самой его смерти. Иван III покровительствовал торговле, с этой целью поддерживал в особенности отношения с Кафой и Азовом. Туда везли большими партиями собольи шкурки, лисьи и горностаевые меха, сукна, холст, одежду и кожи в обмен на которые получали лошадей. Торговля процветала и при Василии III. Русское государство было заинтересовано в развитии мирных торговых отношений и противилось всем попыткам западных держав втянуть его войну с Портой, т.к. ведущее место среди восточных государств в товарооборотe с Россией принадлежало Турции, а торговля с западными странами шла через Крым (главным образом, через Кафу) и Литву. Однако торговые связи безусловно игравшие значительную роль во взаимоотношениях государств, не были постоянными, долгосрочными. Они часто прерывались, т.к. крымские ханы брали с купцов большие проезжие и торговые пошлины или просто грабили их.
Весь период XV - XVIII вв. - это время почти не прекращавшихся пограничных конфликтов и войн. Россия, Украина, Польша, Литва и другие страны постоянно находились в состоянии большого напряжения сил, т.к. не только пограничным землям, но и глубинным территориям государств угрожала возможность татарского вторжения. Турецкое правительство часто посылало отряды янычар и артиллерию для усиления военной мощи татарской армии. Опустошительные татаро-турецкие нападения возрастали из года в год. Так, например, если с 1450 по 1586 г. было осуществлено 84 татарских нападения на украинские земли, то с 1600 по 1647 г.-свыше 70. Объектами турецко-татарских нападений становились, в первую очередь, города и местечки Украины. Они привлекали иноземцев роскошными владениями магнатов, богатого купечества, складами, полными ремесленных товаров, произведений городских промыслов, запасами продовольствия... Забирали в плен, главным образом, мастеров и ремесленников разных специальностей, труд которых использовали затем для личных нужд. В результате этих нападении нарушались экономические связи между отдельными частями украинских земель, разрушались ремесла, промыслы и торговля, сокращалось народонаселение этих регионов.