Факт - основа журналистского произведения

В какой мере можно верить фактическим данным? Для журналистов важно:

•    из каких источников они получены;

•    какие цели преследовали люди, сообщившие о них;

•    четко различать факты науки и обыденные факты.

Факты науки всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах, они представляют собой итог обобщенных знаний, выверенное научное знание. В аналитических и публицистических жанрах журналисты охотно обращаются к научным данным. Используются сведения из социологических наук, экспертные заключения, статистические данные, результаты экспериментов. Они привлекаются в Виде иллюстративного материала.

Факт становится таковым и оказывается доступным только в форме суждения (высказывания). Реальность существует независимо от человека, а факт — нет. Человек выделяет в действительности какой-то фрагмент, а в нем — определенный аспект (событие); затем он «переводит» свое знание о действительности (событии) да «естественный» язык, строит знание в виде суждения о предмете, затем проверяет, истинно ли данное суждение или ложно («верифицирует» его). И только тогда — если окажется, что суждение истинно — то, что описано в этом суждении, становится фактом.

Суждение может быть разным по содержанию.

Факт соответствует самым абстрактным по своему характеру суждениям. Это интерпретация событий, наш образ ситуации. Образ, который в результате проверки (верификации) оказался истинным.

Итак, факт может быть достоверным или недостоверным. Установить факт, т. е. сделать его достоверным, значит осуществить его верификацию. Другой вопрос, что сделать это не всегда возможно, порой приходится пробиваться через оценку и комментарий автора.

   Достоверный факт—это суждение о событии, которое оказалось истинным в результате его верификации.

   Недостоверный факт— это суждение о событии, верифицировать которое оказалось невозможным.

Если суждение в результате верификации оказалось ложным, то о факте как таковом вообще не может быть и речи.

У события есть только одно свойство или признак — того, что оно произошло (или не произошло). Состоявшиеся выборы губернатора — событие, суждений о котором может быть бесконечное множество. Часть из них возможно верифицировать (проверить); в процессе верификации некоторые из них не подтверждаются и оказываются ложными, другие — истинными, подтверждаются и тогда превращаются в факты.

Но есть и оценочные суждения — мнения, которые вообще не могут быть верифицированы. Они оценивают либо само событие, либо факт, т. е. истинное суждение о событии. События оцениваются эмоционально, факты — как правило, рационально. Оценки событий и фактов могут быть независимы друг от друга.

Суждений нередко бывает несколько, они образуют своего рода пучок признаков события. Последние должны характеризовать и участников события, и характер действия, и обстоятельства, при которых происходило событие, в частности его временные и пространственные границы.

Совокупность истинных суждений о событии, образующих завершенный сюжет этого события, может быть названа реальным фактом в отличие от отдельно взятого истинного суждения об этом событии — вербального факта.

Для правильной квалификации суждений о том или ином событии важно учитывать целостную структуру этого события (реального факта, ситуации). Такую структуру изучает особая научная дисциплина — теория речевых актов, или речевая прагматика. В ней, в частности, выделяются следующие важные понятия: пресуппозиция, мотивировка, ориентированность.

Пресуппозиция речевого акта — это характеристика отношения говорящего к ситуации общения. Например, знание о ситуации, в самом речевом акте прямо не выраженное, а лишь подразумеваемое.

Мотивировка речевого акта — один из видов пресуппозиции, а именно то, что заставляет обратиться к событию, чего хочет говорящий.

Ориентированность речевого акта предполагает важное различие его адресата и аудитории. Адресат — всегда конкретное лицо, группа, аудитория.


1.3 Факт и образ в журналистском произведении

 Образ – это  воспроизведение осознанного автором явления с помощью тех или иных материальных средств и знаков – с  помощью речи и т. д.

Среди видов образов в журналистском тексте часто встречаются иллюстративные. Они используются для того, чтобы выразить более широкие и злободневные общественные интересы, в основном публицистические, В жизни часто происходят такие события, интересные и важные своими общими, повторяющимися свойствами, имеющие нравственно-политическое значение. Журналисты стремятся информировать общество о таких повторяющихся событиях. Они ищут такое событие и таких лиц, в индивидуальности которых существенные свойства жизни, важные для общества, проявлялись бы особенно отчетливо, ярко, значительно. Иначе говоря, выбирают для своего изображения типические в своем роде явления жизни, которые могут служить хорошей иллюстрацией существенных особенностей, имеющих общественное значение. Назначение этих текстов заключается в том, чтобы воспроизвести реальных людей во всех их проявлениях. Публицистически-иллюстративные образы лишены гиперболизма. В них не имеет решающего значения и эмоциональная выразительность. Они воспроизводят типические явления такими, какими они были в действительности.

Но бывают и другого рода образы, авторы которых не ставит перед собой подобной задачи и изображают явления жизни не ради их типичности, а ради их неповторимой индивидуальности, если она интересна в том или ином отношении. Это фактографические образы.

В последнее время в связи с усложнением общественной жизни, развитием массовой коммуникации в обществе все усиливается интерес к образной информации о наиболее важных, только что происшедших событиях в политической, культурной, производственной сфере. Газеты и журналы предлагают читателям образные сообщения о таких событиях. Авторы создают образы для познания индивидуального в реальной действительности и не делают при этом каких-либо обобщений. В результате возникают образы, передающие информацию о том, что однажды где-то произошло. Фактографические образы воспроизводят такие явления жизни, которые значительны по своей индивидуальности. Иллюстративные образы воспроизводят явления, ради их типичности, реально существующей в жизни. И те и другие не изменяют индивидуальности явлений, показывая их такими, какими они были в действительности. В создании тех и других образов творческое воображение их авторов не имеет значения и не проявляется сколько-нибудь заметно.

В отличие от иллюстративных и фактографических изображений художественные образы всегда являются созданием творческой мысли и воображения автора.

Художественные образы наиболее близки к образам публицистически-иллюстративным. В них также воспроизводятся типические явления жизни в свете тех или иных общественных интересов и идеалов. Но происходит это иначе. Автор претворяет в этих образах индивидуальность явлений, чтобы они стали еще более типичными, чтобы они еще более отчетливо, ярко, законченно воплощали в себе существенные особенности. Он творчески типизирует жизнь.

Типизация — это такое воспроизведение жизни, в процессе которого существенные свойства ее явлений получают усиленное, преувеличенное (гиперболическое) выражение в их новых, вымышленных индивидуальных чертах. Поэтому типизация жизни может осуществляться посредством изображения ее явлений только в образах, а не в отвлеченных понятиях.

Другое отличительное свойство художественных образов — это их отчетливо ощутимая эмоциональность. Журналисты выражают в них свое эмоциональное отношение к действительности подбором и расположением индивидуальных подробностей изображаемого — деталями, а также внешними средствами изображения — речью, сочетаниями звуков, мимикой и жестами, очертаниями и красками и т. д. Художественные образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей.

Третья отличительная особенность образов в журналистских текстах заключается в том, что они всегда являются основным и самодовлеющим средством выражения содержания этих произведений. Они не дополняют заранее данные или предполагаемые обобщения жизни в качестве наглядных примеров, а содержат обобщения жизни только в самих себе, выражают их своим собственным «языком» и не требуют добавочных пояснений.

В журналистском тексте средства выражения играют большую роль. Автор своим произведением не только информирует о том, что создано силой его воображения, не только «заражает» своими умонастроениями, но и эстетически воздействует на читателей, ориентируясь на их интеллектуальное воображение.

Журналистскому тексту противопоказаны обильная «регистрация» зрительно воспринимаемых частей предметов и обилие «вспомогательных» подробностей. Вместе с тем нежелательны и суммарные, тезисно-схематические обозначения при отсутствии деталей, штрихов, частностей. Словесный текст отвечает требованиям искусства, если автором найдены немногие яркие детали и подробности, воссоздающие предмет в целостности его облика. Только в этих случаях читатель в состоянии «дорисовать» в воображении обозначенное словами. При восприятии такого произведения важная роль принадлежит ассоциациям представлений — всевозможным сопоставлениям предметов и явлений.

В ассоциациях читателя, вызываемых словесно-художественными образами, немало индивидуального и произвольного. И это один из законов восприятия. Находясь «во власти магии» словесного искусства, погрузившись в мир прихотливо изменчивых представлений, вызванных текстом, читатель становится своего рода соучастником создания образов. Читатель сам избирает темп восприятия произведения. Словесный образ — это, своего рода трамплин для сотворчества читателя, толчок для деятельности его воображения.

Глава II

2.1 Место факта в информационных жанрах

Как известно, к информационным жанрам относятся заметка, репортаж и интервью. Их основное назначение – сообщение новых и интересных фактов из всех сфер общественной жизни людей.

В хроникальной заметке новость может быть отражена в каком-либо факте или цифровом материале. В качестве информационного повода могут выступить любые общественно значимые события. Об актуальном факте журналист может сообщить как до начала события, например, используя такие клише, как «завтра, в такое-то время намечается очередной запуск космического корабля...», так и после его завершения, например «вчера состоялось торжественное вручение правительственных наград группе театральных деятелей...». В такого рода заметках, как правило, используются один или два опорных факта, которые даются без комментария или какой-либо подробности.

В заметке используются самые разнообразные способы подачи фактов. Например, М. Шостак выделяет два варианта информирования: «жесткое» и «мягкое». В первом случае журналист оперативно информирует читателей о состоявшемся событии. «Жесткая» новость представляет краткий, точнее сжатый вариант, в котором излагается только суть события. В «мягких» новостях оперативность ослаблена, зато введен момент интриги, активнее используется деталь.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать