Федеративное устройство России

На обеспечение государственной целостности направлены положения Конституции РФ о том, что на ее территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74); устанавливается единая денежная единица - рубль, единая система налогов и сборов на всей территории Федерации (ст. 75); закрепляется верховенство федерального законодательства; устанавливается единая система исполнительных органов государственной власти (ст. 77).

6. Разграничение предметов ведения и полномо­чий Федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства Российской Федерации, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

7. Равноправие субъектов Федерации. Этот принцип вытекает из более общего принципа национально-государственного устройства Российской Федерации, суверенности и равноправия наций. Анализируя сущность принципа равноправия субъектов Федерации, необходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм государственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: "Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны".

В Конституции России имеется ряд положений, дополнительно обеспечивающих принцип равноправия субъектов Федерации. Это равное право на создание в субъектах системы органов государственной власти (ст. 11 п.2); равный конституционный статус однопорядковых форм государственности и одинаковый порядок изменения статуса; право на пользование родным языком; распространение статьи 72, устанавливающей предмет совместного ведения Федерации и субъектов, на все виды субъектов Российской Федерации; обладание всеми субъектами Российской Федерации всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73); равное право субъектов на законодательную деятельность (ст. 76); равное представительство в Совете Федерации (ст.95); право законодательной инициативы для каждого субъекта Федерации (ст. 104) и др.

В завершении первого вопроса необходимо отметить, что Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения. (Глава 3 Конституции РФ); Основными принципами федеративного устройства Российской Федерации являются:

1. Добровольность объединения наций и народностей.

2. Суверенность и равноправие наций.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

4.Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации.

5. Государственная целостность Российской Федерации.

6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.

7. Равноправие субъектов Федерации.

2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РФ.


Правовые основы статуса РФ. Российская Федерация имеет международно-правовой статус в мировом сообществе государств и конституционно-правовой статус. Первый определяется международным правом (общепризнанными принципами и нормами международного права, многосторонними и двусторонними договорами, в которых участвует Россия), второй — внутренним конституционным правом, которое тоже может иметь одним из своих источников договор. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г. (в части, не противоречащей Конституции РФ), а наиболее полно — Конституцией РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Основы правового статуса РФ в Союзном государстве Белоруссии и России определяются Договором о создании Союзного государства, подписанным 8 декабря 1999 г. и вступившим в силу после ратификации Федеральным Собранием 26 января 2000 г.[2] Договор содержит положения, согласно которым его поэтапная реализация может потребовать внесения поправок и дополнений в конституции государств-участников.

Основные черты конституционного статуса РФ. Россия является суверенным государством, что подтверждено упомянутым выше договором Белоруссии и России. Как государство, она имеет свою территорию, определяемую прежде всего Законом о Государственной границе 1993 г. (с изменениями и дополнениями), а также другими федеральными актами и международными соглашениями. В Законе о Государственной границе речь идет о «неподвижной территории». Другие нормы (в том числе международного права) действуют в отношении подвижной или условной территории (корабли, самолеты под флагом государства, обитаемые космические станции, морские подводные кабели, трубопроводы и т.д.).

Территория РФ состоит из территорий субъектов Федерации («подвижная территория» - ее крайне незначительная часть) и составляет государственное единство, государственную целостность. Как говорилось, она включает сушу, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними. Границы такой высоты в международном праве не определены. Обычно считается: до высоты геостационарной орбиты искусственных спутников Земли. В состав государственной территории входят также недра земли на доступную глубину, являющиеся в соответствии с Законом 1993 г. государственной собственностью. Это – пространственный предел государственного суверенитета. Суверенитет распространяется также на условную территорию.

Кроме того, российское государство имеет суверенные права и осуществляет юрисдикцию в отношении других частей Земли, которые не входят в состав государственной территории. К таким частям относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона. В соответствии с федеральными законами о континентальном шельфе (1995) и об исключительной экономической зоне (1998) субъекты Федерации не вправе без разрешения федеральных властей осуществлять на шельфе и в исключительных экономических зонах хозяйственную деятельность. Из положения о государственной целостности федеральной территории вытекает правило, что субъекты Федерации не вправе решать без ее участия вопросы об уступке территории зарубежным государствам, о приобретении территории у них, об изменения федеральной границы.

Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, защищая тем самым территориальную неприкосновенность ее субъектов. Она гарантирует также защиту установленного в них конституционного порядка, если он соответствует Конституции РФ. Хотя таких прямых положений в Конституции РФ нет, они общепризнанны в конституционном праве многих федеративных государств мира.

Из суверенитета Федерации вытекает ее право внешнеполитических и иных международных отношений с иностранными государствами. Внешнеполитические отношения — исключительная компетенция Федерации. Осуществляя такую деятельность, как и внешние отношения по другим вопросам, Федерация представляет и защищает интересы всей страны и интересы каждого из ее субъектов. Она заключает международные и межгосударственные договоры, соглашения, участвует в работе международных организаций, в системах коллективной безопасности, в межгосударственных союзах.

Во внешнеэкономических и некоторых других международных отношениях могут участвовать и субъекты Федерации, но в определенных пределах и с ведома соответствующих органов Федерации.

Важный элемент конституционно-правового статуса Российской Федерации — единое гражданство. Об этом уже говорилось выше. Хотя некоторые субъекты РФ (республики) могут иметь собственное гражданство, оно является неразрывной частью гражданства Федерации: гражданин любой республики в составе Федерации автоматически является гражданином РФ. Вопросы гражданства РФ, основания приобретения, утраты, обжалования решений по вопросам граждан­ства, порядок разрешения споров по вопросам гражданства между Федерацией и ее субъектами регулируются на основе Конституции РФ Федеральным законом о гражданстве 2002 г. Защита интересов граждан РФ за рубежом осуществляется органами Федерации, ее дипломатическими и консульскими представительствами.

Неотъемлемой чертой конституционно-правового статуса РФ является создание общих для всей Федерации органов государственной власти: законодательных, исполнительных, судебных. Федерация имеет главу государства — Президента РФ, Федеральное Собрание — парламент РФ, Правительство, Конституционный Суд, систему общих судов, прокуратуру. Местные органы суда и прокуратуры являются федеральными органами, основы деятельности мировых судей также регулируются федеральным законом 1998 г., с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 1 января 2005 г., Конституция РФ говорит не только о разделении властей, но и о единстве системы органов государственной власти.

Российская Федерация обладает единой правовой системой. Она включает нормативные акты федеральных органов, акты субъектов федерации и акты органов местного самоуправления. Это единство не исключает локальных правовых систем в субъектах, поскольку они принимают свои конституции, законы, кодексы законов и иные акты. В рамках муниципальных образований тоже может действовать местная система правовых актов, основанная на уставе муниципального образования. Эти акты могут по-своему регулировать те или иные отношения. Однако в силу верховенства федеральной Конституции и верховенства федерального права местное правотворчество в конечном счете развивается в соответствии с принципами федеральных правовых актов, оно не может противоречить им, должно согласовываться с ним. В этом состоит суть единства права в РФ. В конце 2000 г. создан Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ.

Как отмечалось, общим признаком Федерации является институт федерального принуждения субъектов Федерации к выполнению федеральной Конституции и соответствующего ей законодательства. Это не является вмешательством в права субъектов, они осуществляют свои исключительные права самостоятельно. В Конституции РФ, в отличие от многих других федераций, отсутствуют нормы, прямо устанавливающие основания для федерального вмешательства, однако есть общее положение, допускающее его возможность. Часть 4 ст. 78 устанавливает, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ. Есть и другие положения, гласящие, что Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека, он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80). Имеются также международно-правовые акты, которые можно использовать в данном случае. Таков, например, Дополнительный протокол 1977 г. к Женевским соглашениям 1949 г., ратифицированный СССР и являющийся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы на основе правопреемства. Он устанавливает обязанность правительства всеми законными средствами восстанавливать порядок в государстве или защищать национальное единство и территориальную целостность государства (ч.1. ст.3 Протокола). Конкретными мерами для этого в России могут быть введение чрезвычайного или военного положения, право Президента приостанавливать действие актов исполнительной власти (в том числе субъектов Федерации, противоречащих федеральным законам, что и делалось неоднократно, в том числе в 2004 г.), роспуск законодательного собрания субъекта РФ, отрешение от должности главы субъекта РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать