Конституционно-правовой статус России как федерации предполагает не только федеральное вмешательство, но и участие ее субъектов в решении общефедеральных вопросов. Формы такого участия рассматриваются ниже.
Российская Федерация как субъект права имеет свою собственность. В РФ осуществляется разграничение федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. В соответствии с постановлением Верховного Совета России 1991 г. к объектам исключительной федеральной собственности относятся:
1) объекты, составляющие основу национального богатства страны. В их числе ресурсы континентального шельфа, территориальных вод, морской экономической зоны, особым образом используемые объекты (например, курорты, заповедники), объекты историко-культурного наследия и художественной ценности. Существует Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Сюда входят, например, Государственный академический Мариинский театр (г. Санкт-Петербург), Государственный историко-культурный и этнографический музей-заповедник Кижи (Спасо-Киж-ский погост в Республике Карелия), Госфильмофонд РФ (Московская область), Российский государственный архив древних актов (г. Москва);
2) объекты, необходимые для функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач — государственная казна, имущество Вооруженных Сил, имущество учреждений, финансируемых из государственного бюджета, включающее высшие учебные заведения, объекты Российской академии наук и др.;
3) объекты оборонного производства (все предприятия, производящие элементы и системы вооружения, взрывчатые, отравляющие, радиоактивные, расщепляющиеся материалы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские объекты этого рода, независимо от доли военных заказов, космические аппараты и т.д.);
4) объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и других отраслей (предприятия добывающей промышленности, кроме добычи местного сырья, топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, трубопроводного, воздушного транспорта, связи, телевизионные и радиоцентры, сортоиспытательные станции, предприятия по производству ценных пород рыбы, фармацевтической промышленности и т.д.).
Законодательство устанавливает, что некоторые объекты федеральной собственности могут передаваться в государственную собственность субъектов Федерации (например, предприятия, занимающие доминирующее положение на местных рынках товаров, предприятия энергетического машиностроения, санаторно-курортные учреждения и др.). Некоторые объекты федеральной собственности (например, недра земли) могут находиться в совместном владении, пользовании и распоряжении Федерации и ее субъектов, а добытые полезные ископаемые по условиям лицензии могут распределяться в зависимости от того, в чьей собственности они находятся: федеральной, субъектов Федерации, муниципальной или частной.
Принципиальная черта России как федерального государства — установление Конституцией РФ единства экономического пространства. Это значит, что на территории России не допускается установление таможенных границ между субъектами Федерации, установление ими таможенных пошлин, сборов, каких-либо препятствий для свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Существует единый Таможенный кодекс. Ограничения перемещения товаров и услуг в определенных обстоятельствах (например, при эпидемиях) могут быть осуществлены только на основе федеральных законов (некоторые основания для таких ограничений предусмотрены федеральными законами о чрезвычайном положении, об оружии, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения). Ограничения, вводившиеся в некоторых субъектах в 90-х гг. актами их губернаторов (главным образом на вывоз продовольствия), были отменены указами Президента РФ.
Составной частью единого экономического пространства является единство денежной и кредитной политики. Официальной денежной (валютной) единицей на территории РФ является рубль, введение каких-либо других денежных единиц или денежных суррогатов запрещено, хотя такие факты имели место (например, в Хакасии). Эмиссия денежных знаков, введение их в обращение и изъятие из обращения возлагается исключительно на Банк России (Центральный банк России), который организует также денежное обращение (планирование производства, перевозок банкнот и монет, ведение кассовых операций и т.д.), устанавливает единые правила кредитования и кредитных расчетов.
Одна из важнейших характеристик конституционно-правового статуса России — единые Вооруженные Силы. Только Федерация определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, разрабатывает и проводит оборонную политику, решает вопросы войны и мира, производит, продает и покупает оружие, боеприпасы, военную технику. Федерация осуществляет призыв на военную службу, распоряжается Вооруженными Силами. Попытки некоторых президентов субъектов Федерации вмешаться в 1996 г. в распоряжение Вооруженными Силами (запрет посылать в Чечню для проведения военных действий местных призывников) были отклонены Президентом РФ.
Существенным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является федеральный государственный язык. Согласно ч. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей территории РФ является русский язык. Связано это с тем, что большинство населения — русские, а подавляющее большинство лиц многих других национальностей (по данным переписей населения и опросов до 80% в некоторых случаях) считают русский язык своим родным языком. Иное решение данного вопроса невозможно по объективным причинам: в Федерации проживают лица более 100 национальностей. Признание русского языка государственным означает, что на нем ведется работа в законодательных и исполнительных органах государственной власти, в судах, прокуратуре, он обязательно изучается в общеобразовательных учреждениях, на нем публикуются официальные документы. Законом о языках народов РСФСР 1991 г. установлено также, что он является основным средством межнационального общения народов РФ. Вместе с тем, этим законом предусмотрено, что граждане, не владеющие русским языком, могут использовать в государственных органах, учреждениях, организациях родной язык, а в определенных случаях (в том числе в суде) им обеспечивается перевод на родной язык. Законодательство РФ предусматривает также равные права народов России на сохранение, развитие, государственную поддержку их языков. Особая забота должна быть проявлена по отношению к языкам малочисленных народов, а также народов, не имеющих национально-территориальных образований. В то же время необходимо овладение русским языком как языком межнационального общения и другими языками народов РФ, проживающих на одной территории.
Как уже отмечалось, федеративная структура России находит свое выражение в конституционно установленном разграничении компетенции. Правовой статус РФ характеризуется тем, что важнейшие вопросы отнесены к сфере исключительных предметов ведения Федерации, ее полномочиям.. Отнесение этих вопросов к ведению Федерации означает, что только органы государственной власти Федерации (Президент, Парламент, Правительство) могут осуществлять соответствующее нормативное регулирование, а подчиненные им органы (в том числе федеральные территориальные органы, находящиеся в субъектах РФ) осуществлять текущую управленческую деятельность по этим вопросам. Предметы ведения РФ закреплены в 18 пунктах (они обычно имеют комплексный характер) ст. 71 Конституции РФ. Отбор этих положений не всегда удачен (в мире нет конституций, где такой отбор идеален, к тому же он отражает условия каждой страны), а запоминание и классификация их затруднены. Некоторые российские авторы делят их на семь групп (вопросы государственного строительства, регулирования экономики и социальных отношений, внешних сношений, обороны и охраны границы, создания правоохранительных органов и правовой системы, метеорологии и статистической отчетности, государственных наград и почетных званий РФ). Есть и другие классификации. Кроме того, разграничение предметов ведения осуществляется договорами, заключаемыми органами государственной власти РФ с органами государственной власти субъектов РФ. Как указывалось выше, эти договоры не всегда точно соответствуют Конституции РФ.
В завершении второго вопроса следует отметить то, что Российская Федерация имеет все государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства. Среди них: Суверенитет РФ, Федеральная Конституция и законы, Федеральные органы власти, Государственная территория, Единое гражданство, Государственный язык, Единые вооруженные силы, Единая денежная единица, Государственные символы.
3. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ МЕЖДУ РФ И СУБЪЕКТАМИ В ЕЕ СОСТАВЕ.
Поскольку в федерациях существует двойственность государственной власти, всегда разграничиваются предметы ведения федерации и ее субъектов, полномочия органов государственной власти ее субъектов. Речь идет о разграничении, прежде всего законодательных полномочий. В разных государствах принят неодинаковый порядок разграничения полномочий. Иногда устанавливается только исключительная компетенция федерации, реже — только исключительная компетенция ее субъектов, иногда в конституциях фиксируются те и другие, а не упомянутые в тексте конституций (остаточные) полномочия передаются либо федерации, либо ее субъектам. В Конституции РФ перечислены предметы ведения Федерации (по существу, ее исключительная компетенция), и предметы совместного ведения, а все остальное (что не перечислено в Конституции) относится к ведению субъектов Федерации. В сфере полномочий РФ законы и иные правовые акты могут издавать и соответствующие действия предпринимать только федеральные органы, субъекты Федерации в эту сферу вмешиваться не должны. В сфере совместной компетенции могут издавать правовые акты и органы Федерации, и органы субъектов. Однако в соответствии с принципом верховенства федерального права закон Федерации, принятый в данной сфере, имеет высшую силу, а субъект Федерации может принимать нормативные акты в этой сфере только тогда, когда какие-либо вопросы не урегулированы федеральными актами. В остаточной сфере субъект вправе регулировать все вопросы, и закон субъекта здесь обладает верховенством: противоречащие ему федеральные законы не применяются. Однако акты субъекта Федерации при таком регулировании должны соответствовать федеральной Конституции, своему основному закону (конституции, уставу). При несоответствии они недействительны. Здесь также, хотя и в особой форме, действует принцип верховенства федерального права.
Российская Конституция закрепляет предметы ведения Федерации в ст. 71. К их числу относятся вопросы, которые имеют особо важное значение для Федерации в целом или требуют централизованной деятельности. В ст. 71 Конституции РФ перечислены 18 пунктов от «а» до «т», но многие из них имеют комбинированный характер, внутри буквенной нумерации, как правило, есть несколько разных вопросов, в целом их более 60 (а можно насчитать и больше).