Философия правовой поддержки малого бизнеса

Развитие малого и среднего предпринимательства имеет в России давние корни, традиции и формы. В начале прошлого века и вплоть до 20-ых годов в России довольно широко были развиты мелкие формы промышленности. Доля продукции мелких предприятий в валовой продукции всей промышленности России в 1913 году составляла 32%, в производстве средств производства - 13,2%, в производстве потребления - 41,5%. В 1923-1924 гг. на долю кустарной промышленности приходилось более 70% всего перерабатывающего в стране сельскохозяйственного сырья[16].

В дальнейшем производство в России развивалось по пути создания крупных и сверхкрупных предприятий, причем выбор такой социально-экономической стратегии развития промышленности, науки и техники во многом был обусловлен  политическими убеждениями и амбициозными стремлениями тогдашнего руководства страны, а  социальным следствием стало вовлечение населения страны и его трудовых и интеллектуальных ресурсов в широкомасштабный политический проект, в котором, если и было место  для инициативы,  но не было идеологических основ для развития социально значимых форм предпринимательской активности, отрицалось право собственности на средства производства, лимитировались и распределялись права  человека и личности на достойное существование.

Развитие принципов рыночной экономики  в российской  экономике было  тесно увязано с формированием рыночной среды и развитием  частной предпринимательской  инициативы.  Средствами ее развития являлось образование множества предприятий и  постепенное развитие на рынке механизмов совершенной конкуренции[17]. На фоне развитых и устойчивых хозяйственных и управленческих структур крупного промышленного производства в 1988 было принято решение о правовой поддержке творческого потенциала и деловой активности наиболее подвижной части населения в рамках  Закона о кооперации. Однако, по оценкам исследователей данного вопроса в Законе допускались такие нормы как "возможность регулирования принципиальных отношений с государством и органами МТС в сфере свободы выбора видов деятельности, принципов снабжения, ценообразования и налогообложения". Именно это и привело к деформации Закона, а самих кооператоров сделало  представителями такого типа как "новые русские", извратив первоначальный замысел и направленность законодательной  практики по поддержке малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время правовая поддержка малого и среднего бизнеса  существует главным образом в форме поиска  форм и норм льготного налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса. При этом государственные и управленческие структуры прибегают к различных  моделям и формам  экономического программирования  развития малого и среднего предпринимательства на территории Российской Федерации.  К настоящему времени принята "Концепция развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", подписанная Президентом РФ В.В.Путиным. Принимаются различные Программы и подпрограммы развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, содержащие множество  конкретных мероприятий. Однако, по-прежнему остаются проблемы   обоснования правильности выбора правовых норм, обеспечивающих адресность поддержки, формирование ее нормативно-правовой базы и соответствующей информационной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в различных регионах  страны.

Важно подчеркнуть, что с философской точки зрения при формировании концептуальных и программных положений правовой поддержки малого бизнеса остаются сильно размытыми границы между понятиями "малое и среднее предпринимательство" и "хозяйствующий субъект малого и среднего предпринимательства".  Следует осознать, что, говоря о "малом и среднем предпринимательстве", мы имеем в виду совершенно определенный стиль и тип поведения человека в рыночной среде, ориентированный на конкретные нормы и ценности, характер коммуникативных и взаимодействий и  деловых связей.  В свою очередь, говоря о "хозяйствующем субъекте малого и среднего предпринимательства", мы имеем  в виду конкретные малые и средние предприятия с ограниченным числом работающих на них человек. Ранее критерии численности  были дифференцированы: в промышленности и строительстве число работающих на малом предприятии не должно было превышать 200 человек, в науке - 100, в других отраслях  производственной сферы - 50, в отраслях непроизводственной сферы - 25, в розничной торговле - 15 человек[18]. Имеет смысл заметить, что условие дифференцированного подхода к определению численности работающих на малых предприятиях разных отраслей формирует предпосылки к пониманию отраслевой природы малого предпринимательства и его места в отдельно взятой  отрасли.

Отметим, что в свою очередь развивались и продолжают развиваться в настоящее время  формы правовой и финансовой  поддержки имеющихся  малых предприятий - главным образом через организацию льготного налогообложения, установления льготного налога на прибыль, организацию коммерческих фондов финансовой поддержки, которые по своей природе  призваны  к страхованию коммерческого риска, поскольку малый бизнес особенно восприимчив к различным потрясениям и колебаниям рыночной конъюнктуры. У таких фондов могут и должны быть и другие функции - например, субсидирование предпринимательства,  возможность гарантировать малым предприятиям банковские кредиты, участвовать в информационной поддержке наиболее перспективных направлений  развития услуг и видов работ на малых предприятия региона.

Важнейшим этапом в развитии правовой поддержки  малого и среднего предпринимательства является его информационное обеспечение. Создание специальных организационных и интеллектуальных механизмов, обеспечивающих  обоснованность введения и изменения тех или иных правовых норм в практику регулирования  и поддержки развития малого и среднего бизнеса должно включать в себя формирование специальных структур юридической помощи и консультирования предпринимателей.

Формы государственной поддержки  и поддержки малого предпринимательства со стороны органов территориального управления должны опираться на методы экономического программирования, информационное обеспечение и прогнозы развития социальной ситуации в условия развития рыночной экономики.   Только это является залогом  правильного выбора правовых норм, успешного и эффективного их действия в практике развития малого предпринимательства и малых и средних предприятий в рамках конкретного региона. Это подтверждается и исследовательским анализом проблем региональной экономической политики.

"Такие элементы как информационно-аналитическое и прогнозно-аналитическое обеспечение - пишут В.Н.Лексин и А.Н.Швецов, - должны входить в блок формирования региональной политики. Только на основе этой группы элементов можно уверено формировать макроэкономические и общесоциальные параметры и пропорции государственной поддержки регионального развития, устанавливать оценки, критерии и ограничения использования для этих целей общегосударственных ресурсов. При недостаточности или игнорировании таких обоснований государственное регулирование территориального развития неизбежно трансформируется в набор чисто политических акций"[19].

Сказанное полностью относится также и к формам информационного обеспечения правовой поддержки малого и среднего предпринимательства и существующих на различных территориях  его организационно-экономических форм в виде малых и средних предприятий.    В настоящее время созданы многочисленные информационно-аналитические структуры различного профиля, которые успешно функционируют  в этом направлении. Результаты их деятельности и анализ накопленного опыта представляет собой значительный информационный фонд, необходимый для актуального и значимого в социальном отношении выбора действительно работоспособных  и эффективных  форм правовой поддержки малого и среднего бизнеса.

Таким образом,  философия правовой поддержки малого предпринимательства является самостоятельной  информационно-аналитической и критической формой представления и обоснования  выбора правовых  механизмов  развития малого и среднего бизнеса,  предпринимательской инициативы, а также средством развития правовой культуры современного российского общества.


                                     


З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Данный реферат был посвящен одной из наименее изученных проблем философии права -  проблеме   философского анализа и оценки  характера, роли и места правовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Актуальность данной темы не подлежит сомнению в контексте современных проблем развития правовой культуры,  правосознания и правоспособности российских граждан, занятых в сфере малого и среднего бизнеса и ежедневно сталкивающихся с многочисленными проблемами, порождаемыми     меняющимся характером  правовых норм, регулирующих взаимодействия представителей малого и среднего бизнеса с государством, с  крупным бизнесом, а также в развивающейся конкурентной среде малого и среднего предпринимательства.

Необходимо подчеркнуть, что анализ правовой поддержки малого и среднего предпринимательства в контексте философского подхода к праву  рассматривался нами впервые, что потребовало обращения к истории правовых установлений, регулирующих характер и формы взаимодействий в сфере крупного и малого бизнеса и опирающихся на традиции правовой культуры,  опыт идеологического оформления экономического развития европейских стран и интеллектуальные системы философии, экономики и права. Рамки данного реферата не позволили нам остановится на всех этапах  этого сложного процесса развития норм правовой и финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в контексте его взаимодействий с крупным капиталом и формами их взаимоотношений в условиях развития рыночной среды европейских стран. Также за рамками данного реферата остался  исторический и философский разбор правовых установлений Российского государства в части регулирования хозяйственной практики и экономических отношений, существовавших на протяжении всех периодов экономической истории России. Особо следует подчеркнуть, что - с учетом реалий сегодняшнего дня, сопоставления положительных и отрицательных моментов опыта реформирования советской экономики и оценки перспектив социально-экономического развития - представляется крайне необходимым провести самостоятельное изучение характера развития правовых  норм и форм правовой поддержки  предпринимательства, характерный именно для  Российского государства   и  его территории, сильно отличающейся по своим природным, климатическим и материальным ресурсам от Европейского континента. Важно помнить, однако, что если общим условием развития предпринимательства в Европе были идеально выраженные нормы естественного права, то важнейшим условием развития предпринимательства в России были реально существующие нормы крепостного права. Возможно, что с точки зрения интересов социокультурной оценки  социального места и  экономического статуса предпринимательской деятельности в истории хозяйственного развития России имеет смысл сравнить идеальные нормы  естественного права, которые - благодаря развитию идеи правовых отношений и соответствующей организации правовой практики - в Европе становились нормами реальным, а в России действительные нормы права крепостного - благодаря исторической необходимости поддерживать сильную государственную власть - оказались в роли идеальных норм для развития характера правовых отношений и взаимодействий между государством и обществом в лице его различных социальных групп. Во всяком случае, изучение действительного характера и объемов правовой поддержки малого и среднего предпринимательства в России имеет смысл начинать именно с такой исследовательской процедуры, которая требует активного научного взаимодействия правоведов, историков, философов и экономистов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать