Финансовая система России

Индивидуальная предпринимательская деятельность связана с розничной и мелкооптовой торговлей, предоставлением услуг (в т.ч. брокерских, аудиторских), с некрупным производством товаров. Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица могут заниматься частнопрактикующие врачи, юристы (нотариусы, адвокаты), частные детективы, аудиторы, имеющие личную лицензию, мелкие торговцы, фермеры.

Финансы хозяйствующих субъектов без образования юридического лица – это денежные отношения, возникающие в связи с формированием денежных доходов и накоплений индивидуального предпринимателя и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, выполнение обязательств и удовлетворение иных собственных потребностей. Основное отличие индивидуальных предпринимателей от финансов юридических лиц, заключается в том, что в хозяйственный оборот могут непосредственно вовлекаться личные сбережения, и, наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.

Индивидуальный предприниматель может вступать в финансовые отношения с другими предпринимателями (в том числе с юридическими лицами коммерческой и некоммерческой сфер деятельности, с государством, с банковской системой, со страховыми организациями. Индивидуальные предприниматели относятся к малому бизнесу, поэтому к ним в полной мере могут быть применимы формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса.

Финансовые ресурсы предпринимателей, действующих без образования юридического лица, формируются в момент начала предпринимательской деятельности и, как правило, за счет личных сбережений, реже – за счет кредитов банков, обществ взаимного кредитования. В дальнейшем основным источником формирования финансовых ресурсов является предпринимательский доход. Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, благотворительные взносы и пожертвования, на личные (семейные) сбережения и личное потребление. Предпринимательская деятельность в любой момент может быть прекращена по желанию предпринимателя, тогда все полученные доходы пойдут на формирование личных сбережений и личное потребление.  

Принадлежность финансов общественных субъектов хозяйствования к финансам некоммерческих организаций была рассмотрена ранее.

Акционерное общество является организационно-правовой формой коммерческих предприятий. Поэтому финансы акционерных обществ не правильно выделять в отдельное звено финансовой системы.

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Отличительными чертами акционерного общества по сравнению с другими организационно-правовыми формами хозяйствования являются:

- добровольность его образования, причем учредителями и участниками акционерного общества могут быть самые различные юридические и физические лица;

-  возможность внесения участниками общества своих средств в уставный фонд в самых различных формах – в виде зданий и сооружений, оборудования, денежных средств, в том числе в иностранной валюте, интеллектуальной собственности и т.д.; однако при этом весь капитал акционерного общества и доля каждого их его участников обязательно переводится в акции.

Выпускаемые обществом акции являются не только инструментом мобилизации финансовых ресурсов, эффективным методом быстрого перелива финансовых средств из одних отраслей в другие, но и способом дробления («распыления») риска. Различия в самих акциях и условиях их оборота приводят к тому, что акционерная форма организации хозяйства является очень гибкой и бытро приспосабливаемой к любой сфере коммерческой деятельности. С позиций достигаемого эффекта акционерные общества являются главной формой хозяйствования в условиях рыночной экономики.

Акционерное общество обладает ограниченной ответственностью – не отвечает по имущественным обязательствам акционеров, а они несут ответственность по обязательствам общетсва в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций). Полученная обществом прибыль распределяется в соответствии с нормой распределения, в том числе используется на выплату дивидендов по акциям. Дивиденды могут выплачиваться ежеквартально, раз в полгода или раз в год. Промежуточный дивиденд объявляется директором акционерного общества и имеет фиксированный размер; окончательный дивиденд объявляется общим годовым собранием по результатам года, с учетом выплат промежуточных дивидендов.

Финансы арендных субъектов хозяйствования также следует отнести к финансам коммерческих предприятий, так как арендное предприятие является организационно-правовой формой коммерческого предприятия.  

Аренда – это распоряжение и пользование каким-либо имуществом за плату в течение определенного срока, оговоренного договором аренды. В аренду могут передаваться земля, здания, сооружения, предприятия, средства производства и т.д. Аренда не влечет за собой изменения права собственности. Арендатор лишь временно на срок и в рамках, оговоренных договором, получает права собственника, за что и вносит арендную плату. Величина арендной платы включает амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества и часть дохода от использования имущества, устанавливаемую на договорной основе, но, как правило, не ниже банковского процента.

Арендное предприятие образуется после заключения договора аренды между государственным органом и организацией арендаторов, формируемой по решению трудового коллектива. Оно действует на основании устава, утверждаемого общим собранием. В организации своей хозяйственной деятельности предприятие полностью самостоятельно. Доходы арендного предприятия, получаемые из выручки после возмещения материальных затрат, оплаты труда, уплаты налогов, арендной платы, страховых платежей, поступают в его полное распоряжение. Наряду с доходами от хозяйственной деятельности приобретаемое за счет средств арендатора имущество тоже является его собственностью. Распределение дохода на фонды экономического стимулирования и оплаты труда осуществляется на арендных предприятиях по самостоятельно разрабатываемым нормативам.

Таким образом, на дискуссионный вопрос о составе сферы «финансы субъектов хозяйствования» можно дать ответ, что в эту сферу входят: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и финансы предприятий без образования юридического лица.[6]


2.2. Государственные и муниципальные финансы и их составляющие


Государственные и муниципальные финансы представляют собой экономические отношения, возникающие в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Их структура включает следующие элементы:

1) Бюджетная система как совокупность финансовых планов органов власти различных уровней и бюджетов внебюджетных фондов.

2) Система государственных и муниципальных займов, являющаяся способом мобилизации государственных доходов и обслуживающая дефициты бюджетной системы.

В социально-экономическом развитии общества государственные и муниципальные финансы выполняют ряд функций:

- Планирования - формулировка целей и выбор путей их достижения. Реализуется через составление бюджетов;

- Организации - присутствует бюджетное устройство, бюджетная классификация, единые процедуры бюджетного процесса;

- Стимулирования - осуществление деятельности, направленной на реализацию целей;

- Контроля.

Можно выделить некоторые принципы организации государственных и муниципальных финансов:

- единство законодательной и нормативной базы;

- открытость и прозрачность;

- разграничения полномочий и предметов ведения;

- целевой ориентированности:

- научного подхода;

- экономичности и рациональности;

- управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Часть этих принципов дублируют принципы бюджетной системы РФ.

В системе государственных и муниципальных финансов (ГМФ) единая бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета, сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Используется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней власти и управления (в т.ч., и консолидированных), а также бюджетов внебюджетных фондов.

Территориальные финансы представляют собой систему экономических отношений, которая распределяет и перераспределяет Национальный Доход на экономическое и социальное развитие территорий, а также на выравнивание уровней жизни и социального развития локальных территорий (бюджетное регулирование в целях выравнивания доходной базы городов, районов, поселков и т.п. на основе единых стандартов проживания на территории).

Структура финансов субъекта РФ выглядит таким образом:

- бюджет субъекта РФ;

- бюджеты муниципальных образований территории;

- внебюджетные фонды субъектов РФ;

- иные финансовые ресурсы, привлекаемые для финансирования обще территориальных потребностей.

Структура местных финансов выглядит таким образом:

- местный бюджет;

- иные финансовые ресурсы.

Основными показателями бюджета територии выступают:


Схема 1. Основные характеристики бюджета территории.

 

Совершенствование финансовых и налоговых отношений между РФ и субъектами, а также органами государственной власти и местного самоуправления направлено на повышение уровня бюджетного самообеспечения регионов и муниципальных образований. Для этого необходимо закрепление за субъектами РФ постоянных финансовых, а прежде всего, налоговых доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию.

Бюджет субъекта РФ представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ свод бюджета региона и бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования бюджетных правоотношений заключаются в:

- установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ, утверждения и исполнения бюджетов, осуществлении контроля за их исполнением и утверждении отчетов об исполнении;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать