Финансовая система России

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Рассматриваются и утверждаются их бюджеты Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Проекты бюджетов территориальных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ и утверждаются одновременно с принятием закона о региональном бюджете.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

- обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

- добровольных взносов физических и юридических лиц;

- других доходов, предусмотренных законодательством.

Сбор и контроль за поступлением доходов осуществляет Министерство по налогам и сборам.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными законами РФ и субъектов РФ.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным Казначейством РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному собранию в форме закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы.

Основным источником доходов государственных внебюджетных фондов является сейчас единый социальный налог (ЕСН) (страховой взнос). Его плательщиками выступают организации-работодатели всех форм собственности, а налогооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные работодателем в пользу работника по всем основаниям. Налог взимается по регрессивной ставке (Налоговый кодекс РФ, часть 2, ст. 236-242). Законодательство предусматривает некоторые льготы по уплате ЕСН.

В составе внебюджетных фондов выделяют еще экономические, к которым относятся сейчас территориальные дорожные, экологические и другие фонды. Они могут формироваться за счет региональных налогов и сборов, доходов от штрафов и лотерей, территориальных займов, имеют экономическую направленность.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства.

В федеральных министерствах и других федеральных органах исполнительной власти, а также в организациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, действуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР.

Министерство науки и технологий РФ осуществляет регистрацию внебюджетных фондов, образуемых федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти, организациями, а также ведение реестра этих фондов.

Отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР образуют:

- Министерство науки и технологий РФ - Российский фонд технологического развития;

-   федеральные министерства - внебюджетные фонды министерств;

-  другие федеральные органы исполнительной власти внебюджетные фонды ведомств;

-   организации, ассоциации - внебюджетные фонды объединений.

Внебюджетные фонды министерств, ведомств и объединений создаются по согласованию с Министерством науки и технологий РФ, не наделяются правами юридического лица и действуют от имени федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти и объединений, в которых они образованы. Внебюджетные фонды формируются за счет отчислений предприятий и организаций в размере до 1,5% от себестоимости реализуемой продукции, работ, услуг, а суммы, отчисленных средств, включаются организациями в себестоимость продукции. Отчисления не производятся, если реализуемая продукция изготавливалась для государственных нужд, и ее производство финансировалось за счет бюджетных ассигнований.

Предприятия и организации на договорной основе ежеквартально перечисляют средства в следующие внебюджетные фонды:

- предприятия и организации, входящие в объединение - во внебюджетный фонд объединения, в который они входят;

-  предприятия и организации, входящие в несколько независимых друг от друга образующих внебюджетные фонды объединений, - во внебюджетный фонд объединения, по своему выбору;

- предприятия и организации, не входящие в объединение, но находящиеся в ведении федерального министерства или другого федерального органа исполнительной власти, - во внебюджетный фонд соответствующего министерства или ведомства;

- предприятия и организации, не входящие в объединение, и не находящиеся в ведении федерального министерства или другого федерального органа исполнительной власти, - во внебюджетный фонд по своему выбору.

Выделение из внебюджетных фондов средств на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляется на договорной основе. Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерством науки и технологий РФ и Минфин РФ.

Многие авторы, вместе с финансами государственного бюджета и внебюджетных фондов выделяют такое звено как государственный кредит.

Под государственным кредитом понимается совокупность экономических отношений государства с физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве:

1) заемщика,

2) кредитора,

3) гаранта.

В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы. Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаги организацией их обращения на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.

Во втором случае, ораны власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды ан покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе (Страны СНГ, Болгария, Индия, Алжир и др.). Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.

Схема 1. Структура бюджетных ссуд, предоставляемых государственным бюджетом.

В третьем случае, органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.

Как экономическая категория государственный кредит обслуживает формирование и использование государственных централизованных денежных фондов. Его специфическими чертами являются:

-  добровольность;

-  возвратность и платность;

- на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.

В отличие от банковского кредита, государственный предполагает непроизводительное использование - содержание политической надстройки. Еще одно отличие состоит в том, что государство выплачивает доходы кредиторам из будущих бюджетных поступлений и ведет к образованию государственного долга и необходимости его обслуживать, иногда за счет недофинансирования учреждений, предоставляющих социальные услуги населению. Размер и структура государственного долга отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур.

Функции государственного кредита:

1) регулирующая: вступая в отношения кредита, государство воздействует на денежное обращение, производство, занятость, уровень ставок на рынке денег и капиталов и другое. Государство может проводить ту или иную финансовую политику: мобилизуя средства физических лиц, государство снижает их платежеспособный спрос; если за счет государственного кредита финансируются производственные затраты (инвестиции), то наличная денежная масса в обращении сокращается; в случае финансирования затрат на оплату труда работников бюджетной сферы денежная масса сокращается; если привлекаются накопления юридических лиц и средства направляются на выплаты населению, то объем денежной массы в обращении возрастает; увеличение объемов государственных займов ведет к увеличению цены банковского кредита и соответственно, к снижению инвестиций в бизнес и другое;

2) фискальная: государственный кредит является вторым после налогов способом финансирования государственных расходов. В развитых странах за счет государственных займов финансируются затраты капитального характера и это имеет положительное значение. Объекты социально-культурной инфраструктуры (школы, ВУЗы, больницы и др.) служат в течение 30-40 лет, следовательно, разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. Поколение, которое строит объект и последующие несут аналогичное финансовое бремя за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственных займов, не увеличиваются. При погашении же кредитов, налоги взимаются не только для выплаты займов, но и процентов по задолженности. Таким образом, использование средств в системе государственного кредита может быть производительным (при этом налоги не увеличиваются) и не производительным (при этом источником погашения займов являются возрастающие налоги и новые займы). Такой способ использования называется рефинансированием т. е., старая задолженность погашается путем выпуска новых займов. При этом, мобилизуемые государственным кредитом средства являются антиципированными взятыми вперед налогами (часть бюджетных средств отвлекается от производительного использования и обслуживает государственный долг. При обслуживании долга действует такое правило: чем больше величина долга, тем большая доля средств направляется на его обслуживание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать