Финансовый анализ и аудит

1. Оценка текущего состояния компании и его изменения по сравнению с предыдущим периодом. Собственные ощущения и наблюдения руководителя (например, дефицит денежных средств ощутим без коэффициентов) дополняются расчетом финансовых коэффициентов. Снижение коэффициентов может сигнализировать, что положение предприятия ослабевает, рост - что положение становится более устойчивым.

Задачей этого этапа является не только анализ динамики показателей, но и определение допустимого уровня снижения коэффициентов (методы расчетов рассмотрены в этом издании).

В некоторых случаях осознанно допускается временное снижение показателей. Например, проводя масштабную инвестиционную программу - стремясь в рекордно короткие сроки построить и оснастить производство - предприятие может осуществлять вложения, превышающие его текущие финансовые возможности. То есть на финансирование капитальных затрат помимо заработанной прибыли и привлеченных долгосрочных кредитов (если получится их привлечь) могут использоваться краткосрочные кредиты, кредиторская задолженность, что может привести к снижению показателей ликвидности и финансовой устойчивости. Такие действия могут быть оправданы - короткие сроки строительства позволят "не упустить" сложившуюся рыночную ситуацию. Осуществляя капитальные вложения "дозировано" в течение длительного периода, предприятие может прийти к ситуации: производство будет готово к запуску нового продукта, но рынок к тому моменту изменится и продукт уже не будет актуален. Таким образом, во имя будущего прироста прибыли (капитальные затраты должны иметь целью именно получение дополнительной прибыли) и, следовательно, будущего упрочения финансового положения временно может допускаться снижение основных финансовых показателей. Задача управленца - найти ту грань, переступать которую нельзя - ниже которой финансовая ситуация станет критической.

2. Определение причин, которые привели к изменению финансового положения предприятия. Необходимо установить не только причины проблем, но и причины успехов. При этом важно определить, в какой области лежат эти причины - результаты деятельности или использование результатов; какие действия нашего предприятия или изменения внешней среды привели к сложившемуся положению (неграмотное планирование объемов производства и работа на склад; повышение цен поставщиками).

3. Разработка программы действий на будущее. Комбинации решений могут быт весьма разнообразны и изменяться из периода к периоду. В периоды спада прибыльности (например, сезонного падения спроса) особенно значимым становится контроль управления оборотным капиталом - объемов закупаемых запасов, своевременность поставок комплектующих, точность планируемых объемов производства и отсутствие затоваривания склада - и определение допустимой величины капитальных вложений. Сокращение оборотных активов может создать дополнительный резерв средств для финансирования капитальных вложений - например, за счет закупки меньшего объема запасов (конечно, с соблюдением объема, необходимого для бесперебойного производства) или получения быстрее, чем обычно, средств от дебиторов.

Если прибыль невелика и резервы оптимизации оборотного капитала практически исчерпаны, стоит обратить особое внимание на затраты. В условиях падения объемов продаж иногда целесообразно передать часть технологических операций на сторону, сократив часть своих производственных фондов (характерно для крупных предприятий, с недозагруженными производственными фондами, имеющих значительные вспомогательные производства).

При росте объемов продаж сокращение затрат может быть достигнуто за счет организации производства отдельных комплектующих у себя и отказа от их закупки на стороне. При этом необходима оценка целесообразности такого проекта (расчет дополнительной прибыли) и оценка финансовой возможности предприятия реализовать такой проект.

Анализ финансовых коэффициентов

Финансовые коэффициенты представляют собой относительные показатели финансового состояния предприятия.

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет.

Система относительных финансовых коэффициентов в экономическом смысле подразделяется на ряд характерных групп:

1. Оценка рентабельности предприятия:

1.1.      Общая рентабельность предприятия = балансовая прибыль/ср. стоимость имущества предприятия х 100%;

1.2.      Чистая рентабельность = чистая прибыль/ср. стоимость имущества предприятия х100%;

1.3.      Чистая рентабельность собственного капитала = чистая прибыль/ср. величина собств. капитал х 100%;

1.4.      Общая рентабельность производственных фондов = балансовая (валовая) прибыль/ср. стоимость основных производств. и оборотных материальн. активов х 100%.

2. Оценка эффективности управления или прибыльность продукции:

2.1.      Чистая прибыль на 1 руб. оборота = чистая прибыль/продукция (оборот) х 100%;

2.2.      Прибыль от реализации продукции на 1 руб. реализации продукции = прибыль от реализации/продукция х 100%;

2.3.      Прибыль от всей реализации на 1 руб. оборота = прибыль от всей реализации/ продукция х 100%;

2.4.      Общая прибыль на 1 руб. оборота = балансовая прибыль/продукциях 100%.

3. Оценка деловой активности или капиталоотдачи:

3.1.      Общая капиталоотдача (фондоотдача) = продукция (оборот)/ср. стоимость имущества;

3.2.      Отдача основных производственных средств и нематериальных активов = продукция/ср. ст-ть основных производств. средств и нематериальных активов;

3.3.      Оборачиваемость всех оборотных активов = продукция/ср. стоимость оборотных активов;

3.4.      Оборачиваемость запасов = продукция/ср. стоимость запасов;

3.5.      Оборачиваемость дебиторской задолженности = продукция/ср. величина дебиторской задолженности;

3.6.      Оборачиваемость банковских активов = продукция/ср. величина свободных денежных средств и ценных бумаг;

3.7.      Оборот к собственному капиталу = продукция/ср. величина собственного капитала.

4. Оценка рыночной устойчивости.

Финансовые коэффициенты рыночной устойчивости во многом базируются на показателях рентабельности предприятия, эффективности управления и деловой активности. Их следует рассчитывать на определенную дату составления балансов и рассматривать в динамике.

 

Глава III. Анализ кредитоспособности

 

В советской экономической литературе практически отсутствовало понятие "кредитоспособность". Такое положение объяснялось ограничением использования товарно-денежных отношений в течение длительного времени, а так же тем, что для кредитных отношений, которые преимущественно развивались в форме прямого банковского кредита, были характерны не экономические, а административные методы управления, отличающиеся высокой степенью централизации права принятия окончательных решений. Это исключало необходимость оценки кредитоспособности заемщиков при решении вопросов о выдаче ссуд. Кроме того, структурные сдвиги в финансовом положении предприятий, вызванные чрезмерными темпами индустриализации, привели к тому, что большинство предприятий в конце 20-х годов оказались некредитоспособными. Длительное время кредитный механизм ориентировался на кредитоемкость предприятий, что отражало общий уровень развития кредитного механизма страны в целом. Происходящие в современной экономике изменения привлекли внимание к необходимости  выяснения кредитоспособности предприятий.

Под кредитоспособностью клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Изучение разнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашение кредитов, или, напротив, обеспечивают их своевременный возврат, составляют содержание анализа кредитоспособности.

При анализе кредитоспособности (credit analysis) необходимо решить следующие вопросы:

1. Способен ли заемщик выполнить свои обязательства в срок и

2. Готов ли он их исполнить?

На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер, а так же связан с личными качествами руководителей предприятия.

Состав и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки. Способность своевременно возвращать кредит оценивается путем анализа баланса предприятия на ликвидность, эффективного использования кредита и оборотных средств, уровня рентабельности, а готовность определяется посредством изучения дееспособности заемщика, перспектив его развития, деловых качеств руководителей предприятий.

В связи с тем, что предприятия значительно различаются по характеру своей производственной и финансовой деятельности, создать единые универсальные и исчерпывающие методические указания по изучению кредитоспособности и расчету соответствующих показателей не представляется возможным. Это подтверждается практикой нашей страны. В современной международной практике также отсутствуют твердые правила на этот счет, так как учесть все многочисленные специфические особенности клиентов практически невозможно.

Основная цель анализа кредитоспособности определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора. Кредитор должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.

Рассматривая кредитную заявку, служащие организации-кредитора учитывают много факторов. На протяжении многих лет служащие, ответственные за выдачу ссуд исходили из следующих моментов:


- дееспособности Заемщика;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать