Финансовый менджмент: управление оборотными активами коммерческой организации
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный электротехнический
университет «ЛЭТИ»
Кафедра Прикладной Экономики
Курсовая работа
По дисциплине «Финансовый менеджмент»
На тему «Управление оборотными активами коммерческой организации»
Выполнила: студентка гр. 3605
Ермилова А. А.
Руководитель: кандидат экономических наук
доцент Астреина Л. А.
Санкт-Петербург
2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы управления оборотными активами…...4
1.1. Понятие, состав и значение управления капиталом…………...4
1.2. Оборотный капитал и оборотные активы организации……….7
1.3. Особенности управления оборотными активами…………….11
Глава 2. Разработка системы управления оборотными активами……..21
2.1. Характеристика коммерческой организации (ЗАО «Лакомка»)21
2.2. Анализ структуры и динамики изменения оборотных активов.23
2.3. Анализ эффективности использования оборотных активов…29
2.4. Предложения по улучшению управления оборотными активами………………………………………………………….32
Библиография…………………………………………………………….……...33
Приложение 1 Бухгалтерский баланс
Приложение 2 Отчет о прибылях и убытках
Введение
Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого управления ими во многом зависит успешная предпринимательская деятельность хозяйственного объекта. Управление оборотными активами занимает особое место в работе финансового менеджера, поскольку является постоянным, ежедневным и непрерывным процессом.
Наличие у предприятия оборотного капитала, его состав, структура, скорость оборота и эффективность использования оборотного капитала во многом предопределяют финансовое состояние предприятия и устойчивость его положения на финансовом рынке.
Развитие рыночных отношений определяет новые условия организации оборотного капитала и новые подходы управления им на предприятии. Высокая инфляция, снижение объемов производства и потребительского спроса, неплатежи, разрыв хозяйственных связей, высокий уровень налогового бремени, снижение доступа к кредитам вследствие высоких банковских процентов и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования.Значительный объем финансовых ресурсов, инвестируемых в оборотные активы, многообразие их видов и конкретных разновидностей, определяющая роль в ускорении оборота капитала и обеспечении постоянной платежеспособности, а также ряд других условий определяют сложность задач финансового менеджмента, связанных с управлением оборотными активами. Комплекс этих задач и механизмы их реализации получают отражение в разрабатываемой на предприятии политике управления оборотными активами.
Задачей данной курсовой работы является рассмотрение структуры, состава и динамики оборотных средств на предприятии, на основе бухгалтерского баланса производственного предприятия.
Глава 1. Теоретические основы управления оборотными активами
1.1. Понятие, состав и значение управления капиталом
Оборотные активы (оборотный капитал) – это совокупность имущественных ценностей, обслуживающих текущую деятельность предприятия и полностью потребляемых в течение одного производственно-коммерческого цикла. Их возмещают из выручки от продажи товаров в течение одного года.
Капитал представляет собой накопленный путем сбережения запас экономических благ в форме денежных средств или реальных капитальных товаров, вовлекаемый его собственниками в экономический процесс, как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода, функционирование которого в экономической системе базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности.
Управление капиталом предполагает управление формированием и управление использованием капитала. Так как рассматривается действующая организация, то значение имеют только вопросы использования оборотных активов и оборотного капитала.
Оборотный капитал составляет часть общего капитала организации, а значит, к нему применимы особенности использования оборотного капитала:
· Форма реализации основного предназначения капитала, как экономического ресурса;
· Востребованность капитала, как экономического ресурса, обеспечивающего операционную деятельность;
· Специфический диапазон возможностей и механизмов использования основного капитала;
· Реализация способности оборотного капитала к самовоспроизводству путем генерирования дохода (прибыли);
· Генерирования различных видов рисков, уровень которых колеблется в широком диапазоне;
· Постоянное изменение форм оборотного капитала в процессе его оборота;
· Связь с временным предпочтением собственников организации;
· Прямая связь с функционированием различных видов рынков;
· Взаимосвязь с тактическими целями и задачами развития организации.
Управление использованием капитала – это система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с обеспечением эффективного его применения в различных видах деятельности организации.
Основные принципы управления использования капитала:
· Интегрированность с общей системой управления организацией;
· Комплексные характеристики формирования управленческих решений;
· Высокий динамизм управления;
· Вариативность переходов к разработке отдельных групп решений;
· Ориентированность на стратегические и тактические цели развития организации.
Место управления использованием оборотного капитала в общей системе управления организацией представлено на рисунке 1.
Рис. 1.1. Место управления использованием оборотного капитала в общей системе управления организацией.
Управление использованием капитала, как специальной областью управления предприятием включает выполнение следующих функций:
· Проведение анализа использования оборотного капитала на основе существующих показателей;
· Управление использованием капитала в процессе его оборота;
· Управление движением использования капитала в операционной деятельности;
· Управление финансовыми рисками, связанными с использованием капитала.
Управление использованием капитала в операционной деятельности предполагает:
· Разработку политики управления использованием оборотного капитала;
· Управление использованием оборотного капитала.
Управление движением оборотного капитала предполагает:
· Управление движением денежных потоков;
· Управление движением материальных потоков.
Механизмы управления использованием капитала базируется на рыночных механизмах регуляции, государственно-правовом регулировании деятельности организации, внутренний механизм регулирования отдельных аспектов использования капитала, системе конкретных методов и приемов управления использования оборотного капитала.
Цель управления использованием оборотного капитала – это обеспечение максимизации благосостояния собственников организации в текущем и перспективном периоде.
Основные задачи использования оборотного капитала:
· Оптимизация распределения, сформированного капитала по видам деятельности и направлениям использования;
· Обеспечение максимальной доходности, от использования капитала при допустимом уровне финансового риска;
· Обеспечение минимума финансового риска при использовании оборотного капитала;
· Обеспечение своевременного реинвестирования оборотного капитала.
2.1. Оборотный капитал и оборотные активы организации
Оборотные средства – это денежные средства, вложенные в оборотные активы предприятия, которые обеспечивают непрерывность производственно-коммерческого цикла. Оборотный капитал, как и оборотные активы, обладает двойственностью – с одной стороны, он формирует часть имущества предприятия, воплощенную в запасах, незаконченных расчетах, денежных средствах и краткосрочных финансовых вложениях. С другой стороны, это часть капитала предприятия, отраженная в пассиве баланса и обеспечивающая непрерывность хозяйственного процесса. Кроме этого, следует отметить, что оборотные средства в ходе осуществления процесса производства продукции не расходуются и не потребляются предприятием, они лишь вкладываются в производственный процесс и поддерживают его непрерывность. Оборотные средства проходят все стадии данного процесса и полностью возвращаются в денежной форме в размере, авансированном на первом этапе производственного цикла, увеличенном на сумму полученной от реализации готового продукта прибыли.
Основные варианты классификации оборотного капитала с позиций финансового менеджмента делятся по признакам: