Формирование учетной политики предприятия

-                   учетная политика предприятия, утверждается руководителем и является одним из основных документов, который определяет правила ведения бухгалтерского учета в организации в рамках стандартов учета, определенных нормативными актами законодательства по бухгалтерскому учету.

Избранные способы ведения бухгалтерского учета должны применяться всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их располо­жения.

Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, неодинакова в разных организациях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, особенности их использования – это составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.

Основное назначение и главная задача принимаемой учетной по­литики – максимально адекватно отразить деятельность организации сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней, полезную для принятия эффективных экономических решений.

В заключении этого вопроса можно сделать следующий вывод: вопросу учетной политики в литературе уделяют много внимания. Подходы, определенные в Законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», положениях (стандартах) бухгалтерского учета (далее – П(С)БУ), нашли свое дальнейшее развитие, они существенно углублены и расширены. В частности, обоснована необходимость и историческая обусловленность учетной политики, исследована методологическая и организационная сущность учетной политики, её влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности.

2.                 Принципы и основы формирования учетной политики.


Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине» учетная политика определяется так: это совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием, для составления и представления финансовой отчетности.

Учетная политика конкретного предприятия зависит от политики государства в сфере бухгалтерского учета и предусматривает решение комплекса следующих вопросов:

Первый вопрос касается организации учета:

1.                 Как организовать бухгалтерский учет на предприятии?

Выбирается форма организации бухгалтерского учета, то есть определяется субъект ведения учета: бухгалтерская служба, один бухгалтер, специальная аудиторская фирма, руководитель предприятия.

Определяется порядок распределения обязанностей между работниками бухгалтерии и устанавливается взаимосвязь бухгалтерской службы с другими структурными подразделениями предприятия: плановым, производственным отделами и другими.

Второй вопрос касается методики учета:

2.                 Какие приёмы и способы используются для ведения учета?

Определяются конкретные методические приёмы и  способы ведения бухгалтерского учета:

- методы начисления амортизации;

- методы оценки производственных запасов;

- система учета запасов4

- учет процесса приобретения запасов;

- порядок  создания резервов.

Третий вопрос касается техники учета:

3.                 Какие технические приёмы и процедуры использовать при ведении учета?

- выбирается форма ведения бухгалтерского учета: журнальная, компьютерная, упрощенная и другие.

- определяется список счетов из Плана счетов, который будет наиболее часто использоваться (рабочий план счетов).

- устанавливается порядок проведения инвентаризации и совершения документооборота.

Таким образом, формирование учетной политики состоит в том, что из всей совокупности способов реализации названых приемов для предприятия выбираются наиболее подходящие дна данный момент.

При формировании учетной политики предполагается соблюдение, установленных принципов бухгалтерского учета:

1)     полнота освещения – финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решения, принимаемые на её основе;

2)     осмотрительность – применение в бухгалтерском учете методов оценки, которые должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов предприятия;

3)     превалирование сущности над формой – операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы;

4)     автономность – каждое предприятии рассматривается как юридическое лицо, обособленное от его собственников, в связи с чем личное имущество и обязательства собственников не должны отражаться в финансовой отчетности предприятия;

5)     последовательность – постоянное (из года в год) применение предприятием выбранной учетной политики. Изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных национальными положениями (стандартами бухгалтерского учета), и должно быть обоснованно и раскрыто в финансовой отчетности;

6)     непрерывность -  оценка активов и обязательств предприятия осуществляется исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться в дальнейшем;

7)     начисление и соответствие доходов и расходов – для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, осуществляемыми для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения независимо от даты поступления или уплаты денежных средств;

8)     единый денежный измеритель – измерение и обобщение всех хозяйственных операций предприятия в его финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единице;

9)     историческая (фактическая) себестоимость – приоритетной является оценка активов предприятия, исходя из расходов на их производство и приобретение;

10) периодичность – возможность распределения деятельности предприятия на определенные периоды времени с целью составления финансовой отчетности. [2]

Наличие таких принципов и требований объясняется самим предназначением бух­галтерского учета в условиях рыночной экономики: он призван обеспечить получение полных и достоверных данных о финансовом положении организации, выступать способом общения деловых лю­дей, быть составляющей общегосударственной системы формирова­ния макроэкономических показателей. Все это становится возмож­ным лишь на основе единых подходов к ведению учета.

Одним из этих принципов является принцип последовательности, то есть постоянное использование предприятием учетной политики. Каждое предприятие разрабатывает учетную политику самостоятельно. Это установлено п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. В этом же пункте указано, что каждое предприятие выбирает форму реестров бухгалтерского учета, разрабатывает систему внутрихозяйственного учета, отчетности  и контроля хозяйственных операций, утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.

На основе принципа последовательности учетная политика предприятия должна предусматривать постоянное использование принятой стабильной учетной политики. Учетная политика может изменяться только, если на предприятии изменяются уставные требования.

Принципы и требования, о которых идет речь, — это не стопро­центная унификация учетного процесса. Они лишь устанавливают рамки в построении системы учета в организации, которые необхо­димо соблюдать при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса. Назначение их заключается, в частности, в обеспечении сопоставимости информации, циркулирующей на рынке, в представ­лении правдивой и объективной картины финансового положения и финансовых результатов деятельности организации в отчетности, При их реализации в учетной политике конкретной организации необходимо исходить из допущений имущественной обособленности организации, непрерывности ее деятельности, последовательного приме­нил учетной политики, временной определенности фактов хозяйст­венной деятельности.

Таким образом, данные принципы есть условия деятельности организации, которые должны обязательно ей выполняться в течение всего периода формирования учетной политики. [9, c 21]

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета допускается выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если для учета какой-либо операции унифицированной формы документа не существует, организация может разработать ее самостоятельно.

Ответственность за формирование учетной политики предприятия, как и за организацию и ведение бухгалтерского учета на нем согласно законодательству, лежит на руководителе предприятия. Но, следует заметить, что руководитель предприятия не всегда достаточно осведомлен в вопросах ведения бухгалтерского учета, поэтому эта ответственность лежит также и на бухгалтере предприятия. Таким образом, учетная политика организации составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

Однако, учетная политика также может разрабатываться специально созданной комиссией, специализированной фирмой (аудиторской, консалтинговой). Учетная политика – это, прежде всего, политика руководителя, поэтому именно он решает кто из перечисленных субъектов будет составлять учетную политику. То есть вопросы установления учетной политики находятся в компетенции руководителя. Полномочия руководителя по её установлению реализуются через определение в распорядительном документе перечня методов оценки, учета и процедур, касательно которых нормативно - методическая база предусматривает больше, чем один вариант. Одновариантные методы оценки, учета и процедур в этот документ включать нецелесообразно. Распорядительный документ составляется исполнительным органом управления предприятием и подается на утверждение руководителю. [21, c 358]

Распорядительный документ об учетной политике предприятия должен определять использование:

§                    методов оценки выбытия запасов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать