Каким же должно быть методическое обеспечение бухгалтерского учета?
Бухгалтерский учет субъекта хозяйствования в организационном плане может быть представлен как совокупность текущего учета и бухгалтерской отчетности. Методологической основой бухгалтерского учета являются Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и П(С)БУ. Методологическое обеспечение должно разъяснить как в соответствии с законом и П(С)БУ вести текущий учет и составлять отчетность. То есть методическое обеспечение, которое существует сегодня и еще должно быть создано в будущем, целесообразно структурировать таким образом: методическое обеспечение направлено, во-первых, на толкование и разъяснение П(С)БУ; во-вторых, на осуществление текущего учета. Между тем такой подход создает определенные условия компромисса для введения МСФО в Украине. Для этого нужно будет ввести в состав методического обеспечения, которое толкует отчетность, такую группу методических рекомендаций, которые бы объясняли отличие МСФО от действующей в Украине нормативной базы и помогали бы избежать этих расхождений во время составления отчетности по МСФО.
Кроме того, в состав методического обеспечения необходимо включить также группу методических рекомендаций, которые бы регламентировали отраслевые особенности ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности; они разрабатываются и утверждаются соответствующими государственными комитетами и министерствами. Методические рекомендации по своему назначению должны разъяснять субъекту хозяйствования, как вести учет того или иного объекта. Методические рекомендации должны освещать весь комплекс вопросов, начиная с составления первичного документа и заканчивая подготовкой данных для заполнения определенных строк отчетности.
Кроме методических рекомендаций, в состав методического обеспечения бухгалтерского учета субъектов хозяйствования также входят положения и инструкции по учету отдельных операций или процессов хозяйственной деятельности, регламентирующие методику бухгалтерского учета. Например, к ним относится Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 11 августа 1994г.
Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» определено, что регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета осуществляет Министерство финансов (оно должно отвечать за создание систем бухгалтерского учета каждого институционального сектора экономики). Государственное казначейство, Национальный банк, отраслевые министерства и комитеты должны заниматься проблемами создания методического обеспечения.
Итак, нормативная база в области формирования учетной политики включает:
– Закон о бухучете
Закон Украины от
16.07.99 г. № 996-XIV«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»,
с изменениями и дополнениями.
– П(С)БУ-7
Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92, с изменениями и дополнениями.
– П(С)БУ 9
Положение
(стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина
Украины от 20.10.99. г. № 246, с изменениями и дополнениями.
– П(С)БУ -15
Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденное приказом Минфина Украины от 29.11.99 г. № 290, с изменениями и дополнениями.
– П(С)БУ -16
Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. № 318, с изменениями и дополнениями
Национальная наука не оказывает достаточного влияния на реформирование бухгалтерского учета. Одним из мероприятий, при помощи которого можно исправить это положение, является вмешательство Методологического совета, как органа, состоящего из ведущих специалистов в сфере учета, в формировании тематики научных исследований. В связи с этим нуждаются в уточнении и конкретизации некоторые положения Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», касающиеся правового обеспечения государственного регулирования бухгалтерского учета, а также его методологических и методических основ. Например, в статью 1 «Определения терминов» предлагается внести такие термины: «бухгалтерская отчетность», «учетная политика субъекта хозяйствования»:
1. «Бухгалтерская отчетность – отчетность, которая составляется по данным текущего бухгалтерского учета и делится на финансовую, налоговую, статистическую, а также другие виды отчетности, использующие денежный измеритель и основывающиеся на данных бухгалтерского учета».
2. «Учетная политика субъекта хозяйствования – совокупность принципов, методов и процедур, которые используются субъектом хозяйствования для ведения текущего учета, составления и представления финансовой отчетности, определенных этим законом, положениями (стандартами) бухгалтерского учета, другими нормативными документами, утвержденными Министерством финансов».
Итак, как вывод, можно сказать, что данные направления реформирования бухгалтерского учета в Украине, можно рассматривать как государственную учетную политику в период становления национальной системы бухгалтерского учета.
4. Элементы учетной политики:
Бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, обязательства организаций и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Цели и задачи бухгалтерского учета:
1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и др. пользователям бухгалтерской отчетности.
2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Элементы учетной политики предприятия относятся практически ко всем составляющим активов, обеспечений, доходов, расходов и других объектов учета. Основные элементы, которые, согласно с нормативными документами Украины, предприятие может использовать, формируя свою учетную политику приведены в таблице 1.
Таблица 1
Объекты учетной политики |
Элементы учетной политики |
Основные средства и нематериальные активы |
Сроки полезного использования; методы амортизации; порядок переоценки основных средств; порядок учета затрат на обслуживание основных средств и их ремонт; |
Долгосрочные финансовые инвестиции |
Порядок зачтения на баланс; методы оценки, амортизации (дисконта, премии); |
Запасы |
Порядок распределения транспортно-заготовительных затрат (ТЗР); методы оценки стоимости запасов, которые выбывают; порядок оценки товаров в торговых организациях; |
Дебиторская задолженность |
Порядок оценки и отражения в балансе; метод создания резерва сомнительных долгов; |
Текущие финансовые инвестиции |
Первоначальная оценка и отражение в балансе; |
Обеспечения |
Состав, порядок формирования и использования обеспечений будущих расходов и платежей; |
Доходы и расходы отчетного периода |
Объекты учета затрат на производство продукции: состав затрат, которые формируют себестоимость продукции; оценка затрат, которые формируют себестоимость производства продукции; оценка затрат, которые учитывают за объектом учета; метод учета затрат на производство; распределение затрат на постоянные и переменные, по экономическим элементам, по статьям калькуляции; система оплаты работы; порядок учета и распределения общепроизводственных затрат; метод оценки выполненных работ в расчетах с заказчиками; метод распределения затрат производства продукции на её реализованную часть и её часть в незавершенном производстве; метод оценки незавершенного производства; состав затрат будущих периодов и порядок их списания на затраты производства или затраты периода; метод оценки обязательств; метод определения выручки и финансового результата от реализации. |
Элементами учетной политики также является порядок учета курсовых разниц, порядок формирования и использования фондов специального назначения, порядок увеличения уставного капитала, определение части дополнительного капитала и др. [20, c 205]
Несколько подробней рассмотрим такие элементы учетной политики как:
1. Основные средства;
2. Нематериальные активы;
3. Производственные запасы.