Формы безналичных расчетов.

Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным её видам.

1. Рентабельность всей реализованной продукции определяется как 1) процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на её производство и реализации и 2) процентное отношение чистой прибыли к затратам на её производство и реализацию.

2. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены её реализации и полной себестоимости и определяется как процентное отношение цены реализации единицы продукции за вычетом её полной себестоимости к полной себестоимости единицы продукции. Эти показатели отражают эффективность затрат организации.

3. Рентабельность продаж можно определить как: 1) процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции; 2) процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; 3) процентное отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Эти показатели дают представление об эффективности ценовой политики организации.

4. Рентабельность производственных активов определяется как: 1) процентное отношение валовой прибыли к сумме производственных активов; 2) процентное отношение чистой прибыли к сумме производственных активов. Эти показатели характеризуют степень отдачи от вложенных в производство активов.

5. Рентабельность вложений определяется как: 1) процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества по балансу; 2) процентное отношение чистой прибыли к стоимости имущества по балансу; 3) процентное отношение выручки от реализации продукции к стоимости имущества оп балансу. Показатели характеризуют эффективность продаж на рубль вложений в имущество организации; 4) процентное отношение чистой прибыли к стоимости собственных средств по балансу организации, отражающее рентабельность собственного капитала; 5) процентное отношение доходов от долговременных финансовых вложений к общему объёму долгосрочных финансовых вложений. Этот показатель отражает эффективность долгосрочных вложений.

3. Формы безналичных расчётов


Участники сделки имеют право выбрать одну форму безналичных расчётов с учётом конкретных операций. Вся система расчётов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств. Задержка в расчётах лишает поставщиков выручки от реализации, затрудняет выполнение производственных и финансовых задач. При задержке платежей у покупателей образуется кредиторская задолженность и нарушаются важнейшие принципы организации финансов.

В современных условиях рекомендуются следующие формы расчётов:

·  платёжными поручениями;

·  чеками;

·  платёжными требованиями-поручениями;

·  платёжными требованиями.

Расчёты платёжными поручениями. Платёжное поручение – это документ, представляющий собой поручение организации обслуживающему его банку перечислить определённую сумму со своего счёта. Поручения действительны в течение десяти дней, не считая дня выписки.

Банк принимает платёжные поручения от плательщика к исполнению только при наличии денег на его расчётном счёте. Если средств для платежа нет, и банк не считает возможным выдать предприятию ссуду, то документы возвращаются.

При проведении расчётов платёжными поручениями плательщик сдаёт поручение в трёх экземплярах своему банку. Документы из банка плательщика направляются в банк, обслуживающий покупателя. При этом с расчетного счета плательщика списываются денежные средства, указанные в платежном поручении, и направляются в банк получателя для зачисления на его расчетный счет. При получении платежного поручения банк получателя перечисляет полученные денежные средства на расчетный счет покупателя.

Расчеты платежными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. К срочным относятся платежи, осуществленные сразу после отгрузки, т.е. путем прямого акцепта товара, а также частичные платежи при крупных сделках. Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

При равномерных, постоянных поставках товаров и оказании услуг можно рассчитываться в порядке плановых платежей, т.е. по договоренности сторон. Сумма каждого планового платежа устанавливается сторонами, исходя из объема поставок и периодичности платежей. На каждый плановый платеж представляется платежное поручение.


Предприятие-

покупатель

Поставка товарно-материальных ценностей после получения

 платежа





1  3





Перевод денежных средств покупателя

для зачисления на расчетный счет поставщика

Предприятие-

поставщик

Направление пакета платежных поручений в банк для совершения платежа


Сообщение поставщику о поступлении денежных средств плательщика



Банк

покупателя

Банк

поставщика


Схема расчетов платежными поручениями при предварительной оплате товарно-материальных ценностей

Расчеты чеками. Расчетный чек используется при платежах за товары и оказанные услуги и оплачивается за счет средств, депонированных, т.е. специально отложенных, на отдельном чековом счете. Чеки могут быть оплачены также с расчетного счета чекодателя, но не выше суммы, гарантированной банком (согласованной с чекодателем при выдаче чеков). В данном случае банк может гарантировать оплату при временном отсутствии средств за счет выделенного кредита. Сумма гарантий банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается на специальном внебалансовом счете.

Для получения чековой книжки предприятие должно подать заявление в одном или двух экземплярах, если оплата гарантируется банком. Заявление подписывается лицами, имеющими право распоряжаться средствами с расчётного счёта. В заявлении указывается номер счёта, с которого будут оплачиваться чеки. При выдаче чеков с предварительным депонированием эта сумма остаётся на чековом счёте. В целях обеспечения платежей по чекам с депонированием средств вместе с заявлением о выдаче чека заявитель должен представить платёжное поручение на перечисление средств с расчётного счёта на чековый счёт.

Перед выдачей чека клиенту банк обязан заполнить все реквизиты чека, чтобы в дальнейшем и получатель, и банк имели все необходимые данные для правильного оформления денежного платежа. Заполненный чек вручается плательщиком организации, оказывающей услугу или передающей товар. Полученные заполненные чеки поставщик передаёт своему банку для взыскания денег с плательщика. Получив чек, банк зачисляет сумму по чеку на расчётный счёт получателя средств. Затем документы передаются в банк плательщика для описания средств с чекового счёта.

При расчётах чеками могут использоваться лимитированные чековые книжки, при выдаче которых банк заранее депонирует деньги на отдельном счёте. На обложке такой книжки указывается предел, т. Е. лимит суммы, на которую могут быть выписаны чеки. При расчётах чеками из лимитированных чековых книжек деньги должны зачисляться получателю только после того, как прибудут средства, снятые со счёта чекодателя. Клиент, с которым рассчитались чеком из лимитированной чековой книжки, представляет его в свой коммерческий банк, а тот пересылает чек почтой в банк плательщика. Там на основании этого документа снимаются деньги и перечисляются в банк получателя платежа.

Следует обратить внимание на недействительные чеки, которые предъявлены при отсутствии средств на счёте чекодателя и банк заранее не гарантирует их оплату. Чек считается недействительным также, если превышены гарантированные банком суммы или он выписан после даты отправки уведомления об отказе гарантировать платежи.

Расчёты аккредитивами. Аккредитив – это обязательство банка, возникающее оп поручению клиента произвести поставщику платёж на основании предоставленных документов, подтверждающих выполнение условий договора. При данной форме расчётов платёж производится не в банке, обслуживающем покупателя, а по месту нахождения поставщика. Для совершения платежа покупатель обращается в банк с заявлением, содержащим просьбу отложить со своего счёта денежные средства для платежа. Следовательно, при аккредитиве средства для оплаты приобретаемых товаров готовятся заранее, депонируются обычно на аккредитивном счёте. Банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), по поручению плательщика-покупателя переводит средства в банк поставщика. Деньги на счёт поставщика будут зачислены только при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве.

Исполнение аккредитива производится непосредственно банком, обслуживающим поставщика – получателя денег.

В современной практике используются следующие виды аккредитивов: 1) покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); 2) отзывные и безотзывные.


Предприятие-

покупатель

Отгрузка заказанных товарно-материальных ценностей


Оплата заказанных

товарно-материальных ценностей

 посредством вручения чека

 поставщику

2




1    4





Извещение банка покупателя о

списании денежных средств с депонентного счета

плательщика



Предприятие-

поставщик


Направление пакета документов для депонирования денежных средств на счете покупателя (чекодателя)




Инкассация чека и зачисление денежных средств на счет поставщика (чекодержателя)



Банк

покупателя


Банк

поставщика


Схема расчетов чеками при оплате товарно-материальных ценностей с предварительным депонированием денежных средств


При депонированном аккредитиве банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или выдаваемый ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк).

Непокрытый, но в то же время гарантированный аккредитив может применяться, если два банка, обслуживающих рассчитывающихся клиентов, имеют корреспондентские счета друг у друга. Тогда аккредитив может открываться в исполняющем банке путём предоставления этому банку права списать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счёта банка-эмитента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать