Основная проблема заключается в низких тарифных ставках (окладах) действующей ЕТС. Справиться с этой проблемой можно, установив стопроцентное соотношение между тарифной ставкой первого разряда ЕТС и величиной ПМ трудоспособного населения, при одновременной оптимизации численности бюджетников.
Организация оплаты труда другой категории занятых в государственном секторе – государственных служащих – также должна быть выстроена в зависимости от минимальной заработной платы, дифференцированной по регионам. В этом случае необходимо установить диапазоны должностных окладов государственных служащих, верхний и нижний пределы которых будут определены в соотношении с МРОТ по каждой группе государственных должностей. Естественно, низшая граница такого соотношения должна превышать однократную величину.
Немаловажным элементом механизма государственного регулирования оплаты труда является налоговое регулирование оплаты труда. Речь идет о налоге на доходы физических лиц, в состав которых входит заработная плата. Если трудовая деятельность единственный источник дохода, при налогообложении заработной платы целесообразно установить необлагаемый налогом месячный индивидуальный доход на уровне минимальной заработной платы, соотнесенной с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения. Это налоговое освобождение позволит соблюсти принцип приоритетности малооплачиваемых групп населения. Более того, в соответствии с целями Концепции демографического развития РФ на период до 2015 г., направленными на стабилизацию рождаемости, необходимо ввести коэффициенты, учитывающие размер и дифференцированные в зависимости от количества детей у работника. Это обеспечит вертикальную справедливость при перераспределении заработной платы.
Установление минимальной заработной платы на уровне величины регионального ПМ трудоспособного населения, а в перспективе и на уровне величин более высокого порядка, соответствующее повышение трудовых доходов занятых в государственном секторе, а также предполагаемое увеличение налогового освобождения позволят определить качественно новые воспроизводственные возможности заработной платы.
Увеличение уровня заработной платы позволит:
1) увеличить степень монетизации экономики, что будет способствовать повышению платежной дисциплины и решению проблемы задержек заработной платы;
2) вкупе с сокращением невыплат заработной платы снизить объемы вторичной занятости, особенно в бюджетной сфере;
3) сократить размеры неравенства в трудовых доходах в связи с тем, что ускоренное увеличение заработной платы наименее оплачиваемых групп не вызовет аналогичного пропорционального возрастания трудового вознаграждения высокооплачиваемых работников;
4) повысить объемы внутреннего потребительского спроса наряду с поддержкой потребительских отраслей промышленности;
5) создать необходимую основу для выполнения заработной платой своей стимулирующей функции в силу того, что низкий размер трудового вознаграждения дестабилизирует связь между результатами труда и его оплатой, а в некоторых случаях ведет к ее утрате.
2. Следующее направление государственного регулирования оплаты труда распространяется на все организации и учреждения без деления по формам собственности.
Система территориального регулирования оплаты труда формировалась постепенно, начиная с первых лет Советской власти, и изменялась в зависимости от экономической ситуации в стране и решаемых народнохозяйственных задач. В действующую систему территориального регулирования оплаты труда входят следующие элементы:
- районные коэффициенты;
- процентные надбавки к заработной плате (ранее – надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, в организациях и учреждениях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока);
- коэффициенты за работу в безводных местностях и высокогорных районах;
- отдельные гарантии и компенсации, установленные Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4520-I, лицам, работающим и проживающим в районах крайнего Севера, приравненных к ним местностям, южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Отсутствие соответствующего документа, в котором были бы четко прописаны критерии, процедуры и правила отнесения тех или иных территорий страны к соответствующим группам районов с неблагоприятными природно-климатическими и иными условиями проживания (в том числе и к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям), а также соотнесенные по данным группам районов, адекватные размеры районных коэффициентов – одно из основных проблем действующего механизма территориального регулирования оплаты труда.
Следующий элемент в системе территориального регулирования оплаты труда – процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в учреждениях и организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Применительно ко времени своего введения надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы выполняли функцию привлечения и закрепления кадров в районах с суровыми природно-климатическими условиями, где предусматривалось развитие производительных сил (освоение новых месторождений или строительство новых предприятий). На данный момент процентная надбавка выражается в процентах к заработной плате и устанавливается в зависимости от возраста работника, группы местности к которой отнесен тот или иной район и стажа работы (Таблица 2).
Построение системы государственного регулирования оплаты труда соответствует целям общей стратегии социально-экономического развития страны, отраженным в Основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, а также в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесписочную перспективу, и направленным на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, высоких темпов экономического роста и снижение социального неравенства.
Подводя итог всему вышесказанному можно выделить некоторые основные моменты:
1. Объект сделки на рынке труда – трудовая функция; необходимое условие получения работником заработной платы – результат труда. Заработная плата есть вознаграждение за выполнение трудовой функции по цене труда или рабочей силы. Оплата труда как объект государственного регулирования включает в себя комплекс отношений по поводу порядка, сроков, формы, а также особых условий выплат работодателем заработной платы работникам за их труд, регламентируемых действующим законодательством.
Выделение в качестве субъектов государственного регулирования оплаты труда носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов позволяет характеризовать механизм государственного регулирования оплаты труда как систему мер и методов законодательного, исполнительного, экономического и организационного характера. Осуществляемых правомочными государственными структурами, объединениями работодателей, профессиональными союзами и общественными организациями с учетом целесообразности и общественного мнения для создания условий выполнения заработной платой воспроизводственной, стимулирующей, социальной и учетно-производственной функций и на этой основе достижения устойчивого экономического роста в стране.
Группа местности |
Районы, включаемые в группу |
Порядок установления размеров надбавок лицам в возрасте 30 и более лет |
Порядок установления размера надбавок лицам в возрасте до 30 лет (молодежи) |
Максимальный размер надбавки |
1 группа |
Районы Крайнего Севера: Чукотский автономный округ; Северо-Эвенский район Магаданской области, Корякский автономный округ; Алеутский район Камчатской области, острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) |
10 % заработка за каждые шесть месяцев работы |
В первые полтора года 20 % заработка за каждые шесть месяцев работы, а в последующем 10% за каждые шесть месяцев работы |
100 % |
2 группа |
Остальные районы Крайнего Севера |
В первые три года 10% заработка за каждые шесть месяцев работы, а в последующем 10% заработка за каждый год работы |
В первые полтора года 20% заработка за каждые шесть месяцев работы, а в последующем 20% за каждый год работы |
80 % |
3 группа |
Местности, приравненные к районам Крайнего Севера |
10% заработка за каждый год работы |
10% заработка за каждые шесть месяцев работы |
50 % |
4 группа |
Южные районы Дальнего Востока. Красноярского края, Иркутской, Читинской и Архангельской областей, республик Бурятии, Тыва, Хакасия и Коми |
10% заработка за первый год работы с последующим увеличением на 10% за каждые два года работы |
10% заработка за каждые шесть месяцев работы |
30 % |
Таблица 2. Действующие процентные надбавки к заработной плате.
2. Реализация цели должна осуществляться в соответствии с шестью принципами
Государственного регулирования оплаты труда, учитывающими действие основных экономических законов и находящихся в тесной корреляции с комплексным выполнением заработной платой своих функций, а также удовлетворяющими требованиям к государственному регулированию экономики: 1) принципом соразмерности вмешательства государства; 2) принципом допустимой централизации; 3) принципом добровольности; 4) принципом скоординированности государственного регулирования оплаты труда с программами социально-экономического развития; 5) принципом приоритетности малооплачиваемых групп населения; 6) принципом «удовлетворительной» заработной платы или способности предприятий осуществлять выплаты.