Фортепианная педагогика

При разучивании даже самых простых песенок надо стремиться прежде всего пробудить в детях  верное слуховое восприятие мелодии. Ребёнок должен научиться петь мелодию, играя её одновременно на фортепиано, затем петь мелодию без участия инструмента, подбирать в различных тональностях. С самого начала обучения очень важно приучать ребёнка к транспонированию. Такого рода упражнения способствуют развитию слуха, памяти и ориентировки на клавиатуре.         

Занимаясь  тем,  что  обычно  принято   называть  «постановкой  рук»,  педагог  должен  научиться  делать  это  незаметно,  ненавязчиво,  в  большей  степени  при  помощи  своих  рук.  Вначале  следует  ознакомить  ребенка с фактическим  извлечением   звука,  то  есть  показать  ему  механизм  фортепиано.  Ребёнок  должен  сам  увидеть  и  понять,  что  звук  зависит  от  того,  как  опустится  палец  на  клавишу.  В  этот  период перед  педагогом  стоит  очень  ответственная  задача – «создать»  руки  ребёнка.  С  первого  прикосновения  к  клавишам  надо  стараться  сделать  их  гибкими,   свободными,  естественными.  В  этой  работе  каждый  педагог  должен  проявить  искусство,  изобретательность.  Ребёнок  должен  ощутить,  что  его  руки -   инструмент для  выражения  в  звуках  его  помыслов  и  желаний,  что  это  его  голос. Он  должен  понять и  запомнить,  что  руки  могут  «говорить»,  извлекая  звуки  и  громко,  и  тихо,  и  сердито,  и  нежно,  и  певуче,  и  резко;  словом,  как  чувствуешь,  так   и  «говоришь» – играешь.

Самая распространённая опасность для пианиста – зажатость  рук. Для того, чтобы избежать её в самом начале обучения, можно разложить какую-нибудь известную ребёнку мелодию между правой и левой руками и давать играть её одними третьими пальцами. Главное при этом – свобода рук, их естественные движения для передачи музыкальных мыслей и чувств.  

Требования  красивого,  певучего  тона,  выразительной  напевности  в  исполнении  мелодии, осмысленной  фразировки  составляют  заботу  педагога,  начиная  с  самых  первых  ступеней  музыкального  воспитания  ученика  и  в  течение  всего  времени  его  обучения.  Певучее  исполнение,  красивая  фразировка  связаны  с  хорошим  владением    приёмами  игры  legato.  Всем  понятно,  что   занятия  музыкой,  воспитание  и  развитие  музыкально-образного  мышления  связаны  прежде  всего  с  восприятием  мелодии. В этой художественно-осмысленной последовательности  музыкальных  звуков, образующих единую линию,  обычно  подразумевается  legat’ное  исполнение.  И  естественно  было  бы  начинать  занятия  с  выработки  хорошего  legato в  исполнении  мелодии.

Однако замечено, что организация руки ученика, правильное распределение игрового напряжения и, как следствие, извлечения хорошего тона лучше всего достигаются первоначальными упражнениями на non legato, о чём говорилось выше. При этом надо помнить, что non  legato не должно нарушать единство фразы.

       Вот что по поводу организации руки ученика писал в своих методических заметках Ф. Шопен: «Надо сесть перед клавиатурой таким образом, чтобы можно было достать оба ее конца, не нагибаясь ни в одну, ни в другую сторону. Позиция руки будет найдена, если расположить пальцы на клавишах ми, фа-диез, соль-диез, ля-диез, си. Длинные пальцы займут верхние клавиши, а короткие – нижние клавиши. Пальцы, опирающиеся на верхние клавиши, надо расположить на одной линии; также надо расположить пальцы опирающиеся на белые клавиши, чтобы сделать рычаги относительно равными, что придаст руке удобную и естественную округленность, соответствующую ее строению. Предплечье и рука, закругляя кисть, придают ей необходимую гибкость, которой нельзя было бы достичь при вытянутых пальцах. бесполезно начинать изучение гамм с до-мажорной, самой легкой для чтения и самой трудной для рук, так как в ней нет никакой точки опоры. Надо начинать с гамм, в которых руки удобно располагаются длинными пальцами на черных клавишах, например, с си-мажорной …»

 Г. Нейгауз,  выдающийся  советский  пианист  и  педагог, полностью  согласен  с  Шопеном  и  вот   что  он  пишет  по  этому  поводу  в  своей  книге  «Об искусстве  фортепианной  игры»:   «Обращаю  внимание  на  следующее  упражнение: 

Эти  пять  нот – ми,  фа-диез,  соль-диез,  ля-диез,  си -  содержание  первого  урока  фортепианной  игры  Шопена.  С  течением  времени  я  пришёл  к  заключению,  что  с  этих-то  пяти  нот  и  надо  начинать  всю  методику  и  эвристику  фортепианной  игры,  изучение  фортепиано,  что  это  и  есть  краеугольный  камень,  пшеничное  зерно,  дающее  тысячный   урожай. 

Шопен, как известно, ставил руку ученика на пять нот, представляющих самое удобное, самое естественное, самое  непринуждённое   положение  руки  и  пальцев  на  клавиатуре,  так  как  более    короткие  пальцы – первый  и  пятый – попадают  на  белые  клавиши,  расположенные  ниже,  а  более  длинные  пальцы – второй,  третий  и  четвертый – на  чёрные  клавиши,  находящиеся  выше.  Ничего  более  естественного  нельзя  найти  на  клавиатуре, чем  именно это положение.  Каждому  понятно,  насколько  менее  удобно  и  естественно  положение  пяти  пальцев  на  одних  белых  нотах:  до,  ре,  ми,  фа,  соль. 

Шопен  заставлял  играть  эти  пять  нот  не  legato (это  могло  бы  у  неопытного   начинающего  вызвать  некоторое  напряжение, зажатость),  а  как  легкое  portamento с участием  кисти, так,  чтобы  чувствовать  в  каждом  суставе  полную  гибкость  и  свободу. 

Этот  простой  приём  заставляет  играющего  сразу  подружиться  с  инструментом,  почувствовать,  что  фортепиано  и  клавиатура – не  чуждая,  опасная  или  даже  враждебная  машина,  а  существо  близкое,  родное  и   понятное.  А  вместо  этого – сколько  сотен  и  тысяч  достойных  сожаления  новичков  в  продолжение  стольких  лет  по  указанию  педагога  при  первом  прикосновении  к  клавиатуре  старались  превратить  свою  живую  руку  с  нервами,  мышцами,  гибкими  суставами  в  кусок  дерева  с  загнутыми  крючками  и  извлекать  этими  крючками  обидные  для  слуха  звуковые  сочетания  вроде

Шопен  предлагал  ученикам  сперва  играть  гамму  со  многими  чёрными  клавишами  и  затем,  лишь  постепенно  убавляя  количество  чёрных  клавиш,  дойти  до  самой  трудной  гаммы  на  одних  белых  –  до-мажор. Несмотря  на  то,  что  Шопен  жил  так  давно,  после  него  были  написаны  сотни  и  тысячи  упражнений,  этюдов  и  инструментальных  пьес в  излюбленном  до-мажоре и  явным  пренебрежением  к  другим  многодиезным  и    многобемольным  тональностям».

 Из  выше  приведённых  примеров  ясно,  что  свободная  от  зажатостей  рука  является  залогом  извлечения  на  рояле  хорошего  звука.  В  своем  труде «Искусство  пения  в  применении  на  фортепиано»  известный  пианист  XIX  столетия  С. Тальберг    писал   так: «Освобождение  от  всякого   напряжения – одно  из  важнейших  условий  для  достижения  полноты  звучания,  красивого  и  разнообразного  звука. Необходимо,  следовательно,  чтобы  в  предплечье,  запястье  и  пальцах  было  столько  же  гибкости  и  подвижности,  как  в  голосе  искусного  певца». 

Игра на фортепиано  требует  приспособленности  всего  двигательного  аппарата  пианиста  к особенностям  инструмента.  Следить  за  правильностью  посадки  и  отсутствием  лишних  движений,  прививать  ученику  верные  игровые  ощущения – всё  это  постоянно  должно  находиться  в сфере  внимания  педагога.  Посадка,  как  и  положение  рук  на  клавиатуре,  во  многом  индивидуальна.  Однако  существует  ряд  условий,  которые  являются  обязательными  для  всех  учащихся.  Это  сохранение  стройного  положения  корпуса,  отсутствие   «сковывающих»   напряжений,  особенно  в  области  плечевого  пояса,  локтевого  сустава,  кисти  и т.д. ;  двигательная  свобода,  понимаемая  не  как  безвольная  расслабленность,  а  как  готовность  к  самым  разнообразным  действиям  на  клавиатуре. 

«Сидеть  надо  перед  центром  клавиатуры,  локти  должны  свободно  свисать  и  находиться  чуть  ближе  к  клавишам,  чем  плечи,  чтобы  передняя  часть  корпуса  не  могла  служить  препятствием  для  передвижения  кисти  и  руки  вдоль  всей  клавиатуры. 

Высоту  сидения  необходимо  приспособить  к  росту  исполнителя.  Локти  должны  находиться чуть  выше  поверхности  клавиш.  Более низкая  посадка  препятствует  движениям  рук   и  утомительна  для  них… 

Голову  и  верхнюю  часть  корпуса  следует  держать  прямо;  надо  остерегаться  привычки  сутулиться – это  не  только безобразно,  но  и  плохо  отражается  на  игре,  а  с  течением  времени  может  вредно   сказаться  на  здоровье». (К. Черни, «Полная теоретическая и практическая  фортепианная  школа»).  Необходимо  не  столько   учить  каким-либо  движениям,  сколько  устранять  все  ненужные  мышечные  напряжения,  мешающие    ученику   самому  найти  естественные  и  логичные  движения,  способствующие  удачному  воспроизведению  на  инструменте  задуманного  музыкального  образа.   

Работа  над  художественным  образом  начинается с  первых же  шагов  музыки  и  музыкального  инструмента.  Обучая  ребёнка   впервые  нотной  грамоте,  педагог  должен  из  только  что  усвоенных  учеником  знаков  составить  начертание  какой-нибудь  мелодии,  по  возможности  уже  знакомой  (так  удобнее  согласовать  слышимое  с  видимым – ухо  с  глазом),  и  научить  его  воспроизвести  эту  мелодию  на  инструменте.

Таким образом, работа над художественном образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано и усвоением нотной грамоты (конечно не имеется в виду, что это должно произойти на первом уроке; в каждом данном случае рассудительный педагог сумеет найти подходящий для этого момент; важно чтобы это произошло как можно раньше). Если ребенок уже способен  воспроизвести  какую-нибудь  мелодию,  надо  добиться,  чтобы  это  исполнение  было  выразительно,  то  есть  чтобы  характер  исполнения  точно  соответствовал  характеру  данной  мелодии.  Для  этого  особенно  рекомендуется  пользоваться  народными  мелодиями,  в  которых  эмоционально-поэтическое  начало  выступает  гораздо  ярче,  чем даже  в  лучших  инструктивных  сочинениях  для  детей.  Как  можно  раньше  надо  добиться  от  ребёнка,  чтобы  он  сыграл  грустную  мелодию  грустно,  веселую  мелодию – весело,  торжественную  мелодию – торжественно  и  так  далее,  и  довёл  бы  своё  художественно-музыкальное  намерение  до   ясности.  Но  также  нельзя  совершенно  без  внимания  оставлять  детскую  инструктивную  литературу,  где  преследуются  чисто  технические  и  «умственные»  задачи,  например,  игра  целыми  нотами,  половинными  и  так  далее,  паузы,  стаккато,  легато  и  так  далее.  Эти  задачи  развивают  и  пальцы  ребёнка,  и  его  ум,  и  поэтому  являются  необходимыми. 

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать