Гарантии прав человека в США и Великобритании

Право на отдых почти не подвергается статутному регулированию. В коллективных договорах большинства отраслей промышленности установлены 40-часовая рабочая неделя при пяти рабочих днях и обязанность предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, составляющего в среднем три недели.

Право на социальное обеспечение признается в Великобритании с XIX в. В 1897 г. был принят Акт о компенсации работникам за увечье, а в 1911 г. — первый Акт о пенсиях по старости. Но особенно бурное развитие система социального обеспечения получила после Второй мировой войны, когда была создана сеть учреждений, через которые осуществляется управление системой здравоохранения страны и финансирование соответствующих программ. Это, прежде всего Национальная служба здравоохранения, образованная в 1948 г. Финансируется здравоохранение в Соединенном Королевстве преимущественно государством: в настоящее время 82% всех средств на здравоохранение поступает из государственного бюджета, 2% оплачиваются непосредственно пациентами, а 14% — за счет страховых взносов работников и предпринимателей. В настоящее время наиболее важные акты в рассматриваемой сфере — это Акты о пенсиях 1971 и 1995 гг., о социальном обеспечении 1985 г., о реформе социального обеспечения и пенсиях 1999 г. В соответствии с нормами Акта 1985 г. пенсионный возраст для женщин составляет 60, а для мужчин — 65 лет. Акты о пенсиях поручают государственному секретарю по труду и пенсиям устанавливать и периодически пересматривать минимальный размер государственных пенсий. Начиная с 2000г. он составляет 67,48 фунта стерлингов в неделю для тех, кто до достижения пенсионного возраста проработал, как минимум, 45 лет и все эти годы из его доходов производились отчисления в пенсионный фонд. Для тех же, кто проработал меньше, но не менее девяти лет, минимум составляет 1/4 от указанной суммы.

Американская правовая доктрина базируется на концепции естественного происхождения прав и свобод человека. Данный принцип послужил своего рода национальной идеей, под лозунгом которой была завоевана независимость и образовано государство. Именно в Британской Северной Америке впервые в истории основные права и свободы получили комплексное закрепление в документе конституционного значения — Декларации прав штата Виргиния, принятой 12 июня 1776 г. Парадокс заключался в том, что, будучи идеологически направленным против Великобритании, содержание Декларации, как и более позднего североамериканского законодательства, базировалось на идеях, разработанных и утвердившихся к тому времени именно в этой стране — исторической родине, против которой восстали колонисты. Спустя 22 дня после Виргинской декларации принимается Декларация независимости США, камертоном содержания которой также является идея неотчуждаемости прав человека, которые должны быть гарантированы государством: «Все люди сотворены равными, и все они одарены Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства». Принятые в ходе освобо­дительной борьбы конституции штатов также признавали ключевой идеей своего содержания права человека. Следующим шагом на пути «обеспечения благ свободы» явилась Конституция США 1787 г. Однако непосредственное словесное отражение в ней получили лишь отдельные, весьма немногочисленные права и свободы. Конституция предписывает все дела о преступлениях рассматривать судами присяжных. Она запретила принятие законов об опале (назначение наказания без судебного разбирательства) и законов, имеющих обратную силу (разд. 9 ст. I). Конституция запретила лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за государственную измену (разд. 3 ст. III), и установила равенство прав граждан различных штатов (разд. 2 ст. IV). Статья VI Конституции запрещает проверку религиозной принадлежности в качестве условия для занятия какой-либо должности на службе США. Таков перечень прав и свобод человека, который первоначально провозглашался высшим законом США. Нетрудно заметить, что он обошел молчанием вопрос о рабстве, существовавшем в ряде штатов, не упомянул о неотъемлемом характере прав человека, не содержал целостно­го регулирования прав человека и гражданина. «Отцы-основатели» обосновывали этот факт различными аргументами. Одни считали, что Конституция сама по себе является Биллем о правах, поскольку содержит главные гарантии таких прав в виде разделения властей, сильных и независимых судов, выборности парламентариев и Президента и т. д. Поэто­му вербальное утверждение прав и свобод они полагали конституционным излишеством: будучи естественными, права, дескать, не нуждаются в позитивном формулировании. Важным аргументом в пользу отсутствия в Конституции перечня важнейших прав и свобод служило и то, что они уже были записаны в конституциях штатов. Однако в некоторых штатах такой подход не нашел поддержки. Они требовали дополнить Конституцию Биллем о правах под угрозой отказа от ее ратификации. Их позиция мотивировалась тем, что сильная власть центрального правительства представляет собой наи­большую угрозу правам человека. Поэтому именно федеральная Конституция (а не только конституции штатов) должна взять на себя обязательства по соблюдению прав и свобод человека. А для этого важнейшие из них должны быть провозглашены и стать тем самым ограничителями власти центрального прави­тельства. В конце концов, такая позиция возобладала. В 1789 г. Конгресс принял 10 поправок к Конституции, касающиеся прав и свобод человека. Они были ратифицированы необходимым числом штатов к 15 декабря 1791 г. и получили, как мы упомянули выше, наименование Билль о правах. Билль о правах весьма своеобразно гарантирует права и свободы, используя негативный способ их формулирования. Тем самым его создатели подтвердили свою приверженность идеям естественного права: главный акцент в конституционной регламентации прав и свобод сделан не на их провозглашении, а на механизме их гарантированности, прежде всего стремлении не допустить произвола государственной власти, установить ее пределы по отношению к человеку. В связи с этим и появилась формула «Конгресс не должен...». На естественно-правовой концепции основывается и IX поправка, установившая, что «перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохра­няемых народом». Нормы о правах и свободах содержатся и в ряде других по­правок к Конституции, внесенных в нее после принятия Билля о правах. Девять из них непосредственно касаются прав и свобод. Наибольшее внимание в Конституции США и поправках к ней уделяется политическим и гражданским правам и свободам, а среди экономических прав конституционное оформление получило лишь право частной собственности (поправки V и XIV). Помимо самой Конституции, источниками регулирования прав и свобод человека и гражданина являются акты Конгресса и Президента, судебные прецеденты, конституционные обычаи, а также конституции и законодательство штатов. Указанные источники существенно развивают, дополняют и интерпрети­руют конституционные положения о правах и свободах. При этом права и свободы, прямо зафиксированные в Конституции (включая поправки), или те, которые признаны судами подразумеваемыми, вытекающими из ее духа, относятся доктриной и судебной практикой к числу фундаментальных, т. е. пользующихся конституционной защитой. К подразумеваемым Конституцией правам Верховный суд отнес, например, в 1958 г. свободу ассоциаций, а в 1981 г. — «право вступать в брак, производить потомство, право ездить в другие штаты». Юридическое значение разделения всех прав на фундаментальные и иные состоит в том, что неконституционным может быть при­знан только тот закон, который нарушает фундаментальные права. Как уже отмечалось, в отличие от большинства современных государств в США до сих пор не признается конституционного, основополагающего значения за большинством прав социального, экономического и культурного характера. Но и фундаментальные права неоднородны. Среди них особо выделяются права предпочтительные, к числу которых относятся права и свободы, провозглашенные I поправкой к Конституции. Субъекты прав и свобод обозначаются в тексте Конституции США терминами «народ» и «граждане». При этом понятие «народ» используется в различных значениях. Чаще всего оно употребляется, когда речь идет о правах физических лиц, находящихся на территории США, независимо от их расы, пола, возраста и других особенностей (поправки I, II, IV, IX, X). Если же речь идет о вопросах, связанных с осуществлением публичной власти, народного суверенитета, то слово «народ», по мнению одних авторов, обозначает совокупность всех граждан, т. е. «людей, образующих государство»[1], а по утверждению других — избирательный корпус, т.е. совокупность «граждан, которым предоставлено избирательное право». Важнейшим элементом правового статуса человека и гражданина, основой личной свободы является принцип равно­правия. Он вытекает из смысла ст. IV (разд. 2) Конституции и XIV поправки к ней, устанавливающих право граждан любого штата на льготы и привилегии граждан другого штата, недопустимость законодательной и правоприменительной практики, нарушающей такие привилегии, а также «равную защиту закона». Данный принцип по-разному трактовался законодательством и судами в различные исторические периоды. При этом если на начальном этапе существования американского государства первостепенное значение имел региональный аспект принципа равноправия, а сам он распространялся только на белых американцев, то в XIX, а особенно в XX в. громко зазвучала проблема гарантированности прав меньшинств, прежде всего этнических. К числу таковых принято относить испаноязычное население — выходцев из латиноамериканских государств, афроамериканцев (27 млн., т. е. чуть менее 10%), коренное население североамериканского континента — индейцев, эскимосов, алеутов (1,5 млн., т. е. немного более 0,5%), а также представителей азиатских этнических групп (немногим более 4 млн., т. е. чуть меньше 2%). Традиционно наиболее остра в США проблема дискриминации афроамериканцев. Первые шаги на пути ее преодоления бы­ли предприняты еще в XIX в., однако понадобилось много времени и целый ряд законов и судебных решений, позволивших добиться ощутимого прогресса, хотя в полной мере решить проблему не удается доныне. Проблема равноправия по этническому фактору затрагивает и комплекс вопросов, связанных с положением индейцев. Из полутора миллионов индейцев более половины проживает в резервациях. Этот институт был учрежден Актом о перемещении индейцев 1830 г., принятым под давлением плантаторов Юга, которые добивались расширения своих земельных угодий. Акт предписывал всем индейцам переселиться на специально отведенные для них территории к западу от реки Миссисипи (138 млн. акров), выделив 500 тыс. долларов на цели компенсации индейцам потери земли и расходов, связанных с перемещением. Перемещение производилось под контролем армии. Только в 20-е гг. XX в. были сделаны первые шаги на пути признания за индейцами статуса полноправных граждан. С 1924 г. родившиеся в США индейцы считаются американскими гражданами, а согласно решению Верховного суда 1935 г. они подлежат налогообложению и включению в списки избирателей. Исключение составляют индейцы, проживающие в резервациях, поскольку эти территории не входят в состав штатов. Жители резерваций освобождены и от уплаты налогов. Акт о реорганизации индейских поселений 1934 г. впервые признал за индейцами право на самоуправление. Это дало им возможность объединиться в корпорации во главе с племенными советами и их должностными лицами. Самоуправление индейцев было существенно расширено Актом о самоопределении индейцев и помощи их просвещению 1975 г., который передал в ведение племенных корпораций вопросы организации почтовой службы, здравоохранения, введения собственных налогов, учреждения племенных судов. Организация резерваций и регулирование их статуса подлежат ведению Союза, ибо резервации считаются федеральными территориями, упомянутыми в разд. 3 ст. IV Конституции. В рамках федерального департамента внутренних дел с 1832 г. действует комиссар по делам индейцев, назначаемый Президентом США по совету и с согласия Сената. Комиссар вправе разрешать все вопросы, касающиеся индейцев, в соответствии с актами Конгресса, Президента и секретаря (министра) внутренних дел. Эти полномочия, кроме изменения границ резерваций, комиссар осуществляет, как правило, путем субделегирования. Территория же резерваций может изменяться только ре­шением секретаря внутренних дел, а в штатах Аризона и Нью-Мексико — только актом Конгресса. При комиссаре действует управление, состоящее из управляющих, которые консультируют комиссара и ведают отраслевыми проблемами (школьное дело, мелиорация и др.). В отношении индейцев на федеральном уровне и в штатах реализуются наиболее многочисленные программы социальной, образовательной и иной помощи. С начала 1980-х гг. федеральная политика в отношении индейцев перестала сводиться к расширению благотворительности и дотаций, а сделала упор также на поощрение предпринимательства. На территории штата Аляска наряду с индейцами проживают также алеуты и эскимосы, составляющие около 1/10 населения. В отношении этих народов также действуют соответствующие программы. В частности, в штате функционируют две системы начального и среднего образования: одна для коренных народов, находящаяся в ведении управления по делам индейцев, а другая, организованная по школьным округам, — для прочего населения [4. с. 98].

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать