Несмотря на все меры, фактическое положение расовых меньшинств все еще заметно хуже положения белых. Так, детская смертность у чернокожих американцев вдвое выше, чем у белых. Средняя продолжительность жизни афроамериканцев на 6 лет, а испаноязычных — на 9 лет ниже, чем у евроамериканцев, а у индейцев вообще составляет всего 44 года. Проблема равноправия имеет в США, помимо этнического, и другие аспекты. Законодательство особо запрещает дискриминацию таких групп населения, как инвалиды, женщины, лица старшего возраста. Так, Акт о реабилитации 1973 г. обязывает работодателей проявлять «разумную приспособляемость» по отношению к инвалидам. Дискриминировать их при приеме на работу и продвижении по службе запрещает и Акт об инвалидах 1990 г. В 1967 г. Акт о дискриминации по возрасту запретил увольнять по причине старости лиц, не достигших 65 лет; в 1978 г. этот возрастной порог был повышен до 70 лет, а в 1986 г. вообще устранен. Так что на основании возраста увольнять вообще нельзя. Судебная практика твердо занимает позицию недопустимости дискриминации по признаку пола. Например, в октябре 1996 г. Верховный суд США обязал администрацию Военного института штата Виргиния отменить запрет на прием женщин, расценив его как антиконституционный. Никаких обязанностей человека и гражданина Конституция США прямо не устанавливает. Из смысла поправки XVI следует обязанность платить налоги, поправки V — обязанность давать свидетельские показания (если они не направлены против себя самого). Статус Президента как Главнокомандующего армией и флотом США, вытекающее из него право объявлять всеобщую мобилизацию во время военного положения подразумевает обязанность граждан защищать отечество. Не акцентируется внимание на обязанностях и в конституциях штатов. Все они содержат лишь обязанность по уплате налогов. Экзотической является до сих пор содержащаяся в Конституции Массачусетса 1780 г. обязанность «каждого члена общества публично совершать в установленное время молитвы Господу Богу».
В текущем законодательстве штатов прямое провозглашение обязанностей, которые по значению можно считать конституционными, тоже не распространено. Исключением можно считать разве что требование обязательного школьного образования. Интересно, что такая обязанность содержит указание не на количественные параметры обязательного образования, а лишь на возраст, в рамках которого ребенок должен посещать школу: в большинстве штатов — с 6 до 16, а в четырех — с 6 до 18 лет. Обязанность обеспечить образование ребенку в этом возрасте лежит на родителях. В случае уклонения от нее им грозит штраф.
Гражданство США. Некоторые принципы гражданства установлены в Конституции США, согласно которой при приобретении американского гражданства по рождению приоритет имеет право почвы, наряду с федеральным гражданством существует гражданство штатов, а все граждане США равноправны (ст. IV, поправка XIV). Подробнее же институт гражданства регламентируется Актом об иммиграции и гражданстве 1952 г. (с последующими изменениями, наиболее крупные из которых внесены в 1990, 1996 и в 2001 гг.).
Гражданские (личные) права и свободы. Права и свободы этой группы по-прежнему остаются в центре внимания и законодательства и судебной практики. Например, право на жизнь как само собой разумеющееся, подразумеваемое право, прямо нигде не зафиксировано. Общепризнано, что в Конституции содержатся важнейшие его гарантии: запреты лишать, кого бы то ни было жизни без «надлежащей правовой процедуры», а также применять «жестокие и необычные» наказания (поправки V, VIII, XIV). Именно в связи с необходимостью гарантировать право на жизнь в США ведутся давние споры по вопросам запрещения искусственного прерывания беременности и смертной казни. Принятые в 1960—1970-е гг. некоторыми штатами законы о запрещении абортов признаны Верховным судом США в 1973 г. неконституционными. Смертная казнь с самого начала существования США как государства предусматривалась федеральными законами и законодательством штатов за наиболее опасные преступления против жизни и государства.
Политические права и свободы. Приходится еще раз напомнить читателю, что принятая в настоящем учебнике, как и во многих других, классификация прав, свобод и обязанностей весьма условна и применяется в целях удобства. Особенно трудно, если не невозможно точно разграничить личные и политические права, ибо последняя категория прав находит применение не только в политической сфере. К «предпочтительным» правам в данной группе прав и свобод относится свобода слова (поправка I). «Предпочтительность» данного права вытекает из того, что оно не только обеспечивает «рынок идей», необходимых для нормального функционирования демократического общества и государства, но и представляет собой важнейшую форму индивидуального самовыражения, необходимого человеку как социальному существу [5. с. 87].
Свобода слова — это первичное, основополагающее право, а важнейшими, наиболее эффективными формами ее существования выступают также сформулированные в I поправке свободы печати, собраний, петиций. Современное понимание свободы слова и печати предполагает свободное выступление не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации.
Важнейшая гарантия свободы слова и печати — отсутствие предварительной цензуры. В 1931 г. в решении по делу Ниар против Миннесоты Верховный суд постановил, что свобода печати (включая радиовещание) не должна ограничиваться никакой предварительной цензурой. Суд сделал исключение, допустив предварительную цензуру лишь в отношении материалов, в которых сообщаются сведения, составляющие государственную тайну, публикуются «непристойности», содержится подстрекательство к насилию или свержению правительства, нарушается неприкосновенность частной жизни, а также содержится информация о деле, по которому не закончено судебное разбирательство. В указанных случаях предварительная цензура может осуществляться только путем обращения соответствующих должностных лиц в суд с ходатайством об издании запретительного приказа на публикацию соответствующих материалов. Последующая цензура осуществляется также в судебном порядке путем предъявления гражданского иска или возбуждения уголовного дела. Это оказывается возможным, если нарушены правила об ограничении свободы слова и печати, разработанные законодательством и судебными решениями. Со свободой слова тесно связаны иные информационные свободы, получившие в последние десятилетия развитие в законодательстве США. Акт о свободе информации 1996 г. установил правило, согласно которому все лица, желающие получить информацию из федеральных государственных учреждений, могут официально ее затребовать. Данному праву соответствует обязанность должностных лиц беспрепятственно предоставить гражданину интересующие его сведения, если они не входят в число установленных законом исключений: персональных, медицинских и иных личных досье, сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну, информации о еще не принятых решениях и т. д.
Экономические, социальные и культурные права и свободы. Эта группа прав и свобод получила в Конституции США значительно более скромное отражение, чем гражданские и политические права и свободы. Фактически только одно из них — право частной собственности — имеет конституционное оформление в виде запрета ее изъятия без законного судебного разбирательства, а для общественно полезных целей — также без справедливого вознаграждения. Конституция, следовательно, допускает лишь два основания принудительного прекращения права собственности: в качестве санкции за совершение правонарушения и для общественных нужд (с соблюдением упомянутых условий). Такое понимание права собственности в принципе сохраняется и сегодня.
Проведя исследование на тему «гарантии прав человека в Великобритании и США», подведем итоги.
Главное юридическое средство, гарантирующее равноправие, — запрет любой дискриминации. В Соединенном Королевстве действуют многочисленные акты, запрещающие дискриминацию в различных сферах и по различным мотивам: в зависимости от расы, пола, религиозной принадлежности и т. д. В этой связи следует упомянуть, прежде всего, Акт о расовых отношениях 1976 г. и Акт о сексуальной Дискриминации 1975 г. Институт гражданства урегулирован Актом о британском гражданстве 1981 г. с последующими изменениями, наиболее крупные из которых внесены Актом о гражданстве, иммиграции и убежище 2002 г. В отличие от большинства государств права, свободы и обязанности человека и гражданина в Великобритании не разделяются на конституционные (основные, общие) и отраслевые, имеющие специализированный характер (трудовые, земельные и проч.). Важнейшие политические права и свободы — это свобода слова, информации, ассоциаций, собраний, манифестаций, а также избирательные права. Рассмотрим некоторые из них. Группа экономических, социальных и культурных прав и свобод значительно расширена после Второй мировой войны. Введены такие социальные институты, как страхование от безработицы, бесплатное школьное образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, права на забастовку, на труд, на здоровую окружающую среду.
Американская правовая доктрина базируется на концепции естественного происхождения прав и свобод человека. Данный принцип послужил своего рода национальной идеей, под лозунгом которой была завоевана независимость и образовано государство. Именно в Британской Северной Америке впервые в истории основные права и свободы получили комплексное закрепление в документе конституционного значения — Декларации прав штата Виргиния, принятой 12 июня 1776 г. Парадокс заключался в том, что, будучи идеологически направленным против Великобритании, содержание Декларации, как и более позднего североамериканского законодательства, базировалось на идеях, разработанных и утвердившихся к тому времени именно в этой стране — исторической родине, против которой восстали колонисты. Спустя 22 дня после Виргинской декларации принимается Декларация независимости США, камертоном содержания которой также является идея неотчуждаемости прав человека, которые должны быть гарантированы государством: «Все люди сотворены равными, и все они одарены Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция США. - М.: Юрист, 1995.
2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Ответственный редактор Б.А. Страшун. М., Бек, 2000.
3. А.А. Мишин. Конституционное право зарубежных стран. М., 2000.
4. А.В. Якушев. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций. М., “Приор”, 2000.
5. Конституционное право зарубежных стран. Под общей ред. члена - корр. РАН, профессора, М. В. Баглая, доктора юридических наук, профессора Ю.И. Лейбо и доктора юридических наук, профессора Л. М. Энтина. М., “Норма”, 2000.
6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. доктор юридических наука, профессор Б.А. Страшун. – 2-е издание. – М.: Норма, 2006 – 1104с.
7. Ягур Н.Н. История государства и права зарубежных стран. Хрестоматия. - Мн. Тесей 2004 - 92с.