Государственная инновационная политика РФ

·                    информационно-телекоммуникационные системы;

·                    экология и рациональное природопользование;

·                    безопасность и противодействие терроризму.

В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.

Первый блок – генерация знаний

В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно–организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются пилотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.

Второй блок – разработка технологий

Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно–конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

Третий блок программы – коммерциализация технологий

В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).

РФТР - внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно – технических, инновационных проектов.


3.       Государственная поддержка инновационной деятельности


Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:

·                     совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;

·                     участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

·                     организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;

·                    создание в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов.


3.1     Законодательное регулирование прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в рамках проекта части IV Гражданского кодекса РФ


Рабочей группой, образованной распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 2 июня 2005г. № 694, разработана часть четвертая Гражданского кодекса, принят Государственной Думой Российской Федерации и вступает в действие с 1 января 2008 г. Кодекс состоит из 9 глав:

·                    Глава 69. Общие положения.

·                    Глава 70. Авторское право.

·                    Глава 71. Права, смежные с авторскими.

·                    Глава 72. Патентное право.

·                    Глава 73. Право на селекционные достижения.

·                    Глава 74. Право на топологии интегральных микросистем.

·                    Глава 75. Право на секреты производства (ноу-хау).

·                    Глава 76. Права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов.

·                    Глава 77. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

Концептуальные положения кодекса в необходимой степени обеспечивают решение следующих задач:

- введение в законодательство об интеллектуальной собственности норм, регулирующих обращение (отчуждение, предоставление в пользование, залог) объектов интеллектуальной собственности;

- расширение и усиление защиты авторов и других обладателей исключительных прав (на содержание баз данных информационных систем, на доменные имена и некоторые другие);

- усиление гражданско-правовой ответственности за нарушения прав, в том числе путем введения новых видов такой ответственности;

- отражения в российском законодательстве положений, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности.

По инициативе Минобрнауки России, в кодекс включена глава 77 “Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии”, направленная на нормативное регулирование передачи технологий, созданных с привлечением бюджетных средств. Основным принципом разработанной модели является соблюдение баланса интересов государства, т.е. источника финансирования, непосредственных создателей объекта исключительных прав, т.е. научно-исследовательских организаций и ученых, а также хозяйствующих субъектов.


4.  Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития

 

В передовых странах разработка и внедрение технологических инноваций является решающим фактором социального и экономического развития, залогом экономической и национальной безопасности.

Производственный потенциал многих развивающихся стран сосредоточен на начальных стадиях цикла: в ресурсодобывающей и перерабатывающей промышленности. Если развитые страны имеют избыточные мощности в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции, значительная доля которых экспортируется, то развивающиеся страны экспортируют первичные ресурсы, энергоносители и продукты их переработки, импортируя конечную продукцию перерабатывающей и обрабатывающей промышленности. Такой тип технологической структуры в мировой практике принято называть колониальным.

Вместе с тем некоторые промышленно развитые страны имеют достаточно развитую добывающую промышленность, а ряд развивающихся стран обладает вполне современными технологиями в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции.

В настоящее время скорость, объём и глубина инновационного процесса во многом определяют экономический и политический вес страны на мировой арене. Так в недавнем выступлении Николя Саркози, нового президента Франции, он особо отметил, что видит главную роль в наращивании национальной мощи Франции в глубоких социальных и экономических изменениях. Он в частности сказал – «21 век – век изменений. Те, кто не смогут успеть за постоянно растущими темпами глобальных изменений в мире останутся на обочине истории». Не больше, не меньше!

И в нашей стране, благодаря удачной конъюнктуре сырьевых мировых рынков, оказалось возможным включиться в мировой инновационный процесс. В России наблюдаются рост темпа внедрения инноваций в общественной, духовной, экономической и политической сферах.  И самое главное с приходом нового поколения людей на руководящие должности, существенно снизился уровень «страха пред нововведениями».

4.1 Состояние инновационной базы РФ

 

Не смотря на то что, в настоящей исторической перспективе, наблюдаются положительные макроэкономические тенденции, общий уровень экономики страны похож, всё ещё, на колониальную экономику развивающихся стран, имеющих ресурсную ориентацию. Правда в отличие от этих стран Россия располагает весьма значительными мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны.

После изменения государственного строя в 1991 году и ускоренного перехода России к рынку состояние и изменения технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну.

В результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять во внимание, что переход к рынку сопровождался практически насильственной приватизацией, то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного производства. Целесообразно оценить деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на выполнение задач, сформулированных президентом России в Послании Федеральному                         
         Собранию, с учетом их научно-технического потенциала. Показатели в основном неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями и разработками составляет 895 тысяч человек, по данным на 2003 год. Из них исследователей - 428 300 человек. В сравнении с советскими временами  число исследователей сократилось более чем на 400 000 человек, то есть в 1,9 раза. Важно Численность КБ уменьшилась в 2,9 раза, а проектных и проектно-конструкторских организаций - в 6,2 раза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать